Культурных и развлекательных заведений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Образ современного музея В сознании школьников
Аналитический отчет о результатах социологического исследования
Екатеринбург, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ С музеями мы все знакомы с детства. Для одних это место собрания и экспонирования различных предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Место, где можно прикоснуться к истории страны, народа или этноса; почувствовать, осознать свою принадлежность к определенной культурной, национальной, профессиональной группе. Для других музей становится «кладбищем отживших вещей», чем-то скучным и несовременным. Третьи видят в музеях окно в мир нового и современного – актуальные дискурсы и технологии, современный взгляд на мир и его возможности. По словам ректора Екатеринбургской академии современного искусства Сергея Кропотова, смысл музея - представить всё, что не было представлено. И здесь мы видим указание на очень важную сторону музейной работы, отличающую ее от простого складирования и хранения предметов истории – обеспечение коммуникации между историей и современностью, между выставочными экспонатами и современным зрителем, посетителем музея. Особую категорию посетителей составляют подростки и молодежь. Во-первых, в силу возраста их система ценностей и интересов находится в стадии формирования, и роль различных учреждений культуры в этом процессе трудно переоценить. Во-вторых, повседневность современной молодежи весьма технологизирована, в силу чего традиционные формы получения информации, например, посредством монологичного рассказа экскурсовода о музейной экспозиции, не вызывают особого интереса. Но как наладить общение? Как сделать музей интересным и привлекательным для современной молодежи? Находят ли актуальная музейная работа отклик в сознании школьников?
Для решения этих вопросов в октябре-декабре 2012 года исследовательской группой факультета социологии УрГПУ (к.соц.н., доцент Лобова Е.В., Крутикова О.Н.) было проведено социологическое исследование на тему «Образ современного музея в сознании школьников». Исследование проведено методом анкетного опроса, в котором приняли участие школьники Екатеринбурга и Свердловской области, обучающиеся в 8-11 классах средних общеобразовательных школ, а также лицеях и гимназиях. Всего в исследовании приняли участие 516 школьников. Города и населенные пункты, которые были охвачены исследованием: Екатеринбург, Березовский, Богданович, Камышлов, Талица, Лесной, Буланаш, Двуреченск. Исследование образа музея в сознании школьников проводилось по следующим показателям: 1. представления школьников о музеях: - место музеев и других учреждений культуры в структуре досугового времени школьников; - частота посещения музеев, галерей; - источники информации о музеях, их новинках и мероприятиях; - привлекательность музеев для школьников; 2. идеальный образ музея: - интересные школьникам темы выставок, экспозиций, мероприятий; - удобные способы знакомства с музеем; - привлекательные направления работы; - удобные и доступные способы знакомства с музеем, информирования о его деятельности.
Представления школьников о музеях Посещение музеев и выставок является далеко не самым популярным у школьников способом проведения свободного времени (19 место). Школьники отдают предпочтение пассивным внеинституциональным видам досуга. На приоритетных позициях – чтение книг и слушание музыки, общение с друзьями, увлечения Интернетом и компьютерными играми. Занятия в спортивных секциях, а также помощь родителям в ведении домашнего хозяйства, оказались более популярны у школьников области, нежели екатеринбуржцев. Учащиеся старших классов, готовясь к ЕГЭ и поступлению в вузы, часть времени отводят на дополнительные занятия по предметам, посещение курсов и образовательных центров. Среди учреждений культуры наибольшей популярностью пользуются кинотеатры – свободное время в них проводит почти половина школьников; также каждый пятый посещает различные кружки и клубы по интересам.
Самыми часто посещаемыми учреждениями культуры являются библиотеки: они есть в каждом городе и каждой школе, их посещение является обязательной составляющей образовательного процесса. На втором месте по частоте посещения концерты современной музыки; на третьем - центры народной культуры и творчества. Музеи и театры школьники посещают гораздо реже – как правило, несколько раз в год – в силу ограниченного количества музеев в небольших городах области и сложностей, связанных с организацией выезда на экскурсию или в театр в крупный город. Это объясняется и самой спецификой учреждений: театральный репертуар и музейные экспозиции достаточно стабильны и обновляются примерно с той же частотой - несколько раз в год.
Таблица 1. Частота посещения школьниками различных культурных и развлекательных заведений (% от числа опрошенных)
Несмотря на то, что школьники посещают музеи нечасто, они с музеями неплохо знакомы. Наиболее известными как в Екатеринбурге, так и в области являются свердловский областной краеведческий музей и музей изобразительных искусств (см. Приложение, таблица 4). Это наиболее крупные музеи, в которых есть постоянные и временные экспозиции, проводятся различные обучающие, научные, культурно-развлекательные и пр. мероприятия, ориентированные на различные аудитории. Оба музея имеют информативные и хорошо структурированные сайты, что позволяет оперативно получать информацию о новостях, о структуре музея и условиях посещения.
Екатеринбург богат музеями разной тематики и направленности, и местные школьники также с ними знакомы. В числе наиболее известных: музей истории Екатеринбурга, фото-музей Дом Метенкова, геологический музей и музей П.П. Бажова, музей природы (отдел краеведческого музея). Знакомы екатеринбургским школьникам и новые музеи города, например, музей современного искусства, музей Невьянская икона, парк бабочек и аква-галерея, музей военной техники под открытым небом (В.Пышма). Школьники области также хорошо знакомы с екатеринбургскими музеями. Однако, помимо них, они знают и посещали также и музеи своего города, села, а также школьные музеи: в числе музеев Свердловской области, знакомых екатеринбургским и областным школьникам, можно отметить музей Невьянская башня, музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе, музей Н.И. Кузнецова в Талице, литературный музей С.Щипачева в Богдановиче (см. Приложение, таблица 4). Таблица 2. Музеи Екатеринбурга и Свердловской области, Которые знают школьники (% от общего числа ответивших)
Итак, современные школьники знакомы с существующими музеями. Но что же в музее их привлекает, что им интересно? Очевидно, что школьники чаще всего знакомятся с музеем не потому, что он им интересен, а потому что их вынуждают туда идти учителя или родители, зачастую даже «тащат насильно». Поэтому знание музеев вовсе не подразумевает личного интереса к ним. Однако память устроена так, что объект нашего интереса, то, что привлекает наше внимание, запоминается надолго. Поэтому мы спросили у школьников, какие из посещенных за последний год выставок, экскурсий, мастер-классов им запомнились.
Рис. 1. Запомнившиеся выставки, экскурсии, мастер-классы
Если вспомнить название музеев смогла почти половина школьников (47%), то указать запомнившееся/ понравившееся мероприятие или тему выставки смогла лишь треть (166 человек, 32%). Наибольший интерес у школьников Екатеринбурга и Свердловской области вызвали тематические, предметные выставки: например, школьная выставка работ учащихся (рисунки, поделки, фотографии); выставка кукол и кукольных нарядов; камней и минералов; восковых фигур; автомобилей; выставка в одном из автосалонов Екатеринбурга, посвященная Формуле-1. Второе по популярности место заняли экспозиции, посвященные истории России и родного края; истории Урала и Древней Руси; жизни в блокадном Ленинграде; истории родной школы и родного города. На третьем месте – вставки живой и неживой природы: мир тропиков и природа родного края; выставка экзотических животных, бабочек; посещение оленьей фермы и конефермы. Популярностью у школьников пользуются персонализированные выставки, концерты и дома-музеи: дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.Дуровой, музей Б.Н. Ельцина; экспозиция, посвященная разведчику Н.И.Кузнецову; выставка работ И.И. Шишкина; концерт из произведений И.Баха в филармонии. Посещение подобные выставок чаще всего организуется школой и проходит в рамках знакомства с историей и культурой родного города и края. Школьникам нравятся и хорошо запоминаются необычные и интерактивные мероприятия. Многие отметили различные мастер-классы (оригами, работа на гончарном круге, изготовление кукол); посетили Ночь музеев и ЭКСПО 2012 (см. приложение, таблица 7).
Помимо интересных выставок и мероприятий, музеи привлекают школьников увлекательными экскурсиями – это отмечает каждый третий школьник (30,4%); также возможностью прикоснуться к мировому наследию и мировой известностью музея (27,5%), важно также использование новых информационных технологий в работе музея (11,8%).
Рис. 2. Чем привлекателен музей для школьников
Но интересное содержание – не единственный фактор выбора музея или мероприятия. Существенное влияние на выбор школьников оказывают стоимость билета (31%), полезность мероприятия (27,3%), для школьников области – возможность доставки транспортом (8,1%).
Как отмечалось выше, большую роль в формировании отношения к музеям играют экскурсоводы. От того, как они выстраивают коммуникацию с молодежью, что именно и как они рассказывают, зависит то, придет школьник вновь в музей или нет. По мнению школьников, экскурсоводы успешно справляются со своей задачей: работу экскурсовода во время последнего посещения музея школьники оценили достаточно высоко (5 баллов поставили 30,8% учащихся; 4 балла поставили 35,6%; 3 балла 23,0%; 2 балла 5,1%; и 1 балл 5,6% ответивших на вопрос). Это свидетельствует о том, что работники музея ориентируются на потребности аудитории, умеют «говорить на языке клиентов» и могут заинтересовать современную весьма требовательную молодежь. Еще один важный проводник в мир музеев и культурных мероприятий – это школьные педагоги. Информацию о музеях и проходящих в них мероприятиях школьники получают именно от них (54,5%). Учителя рассказывают как о самом музее, его истории и местонахождении, так и подбирают и рекомендуют школьникам конкретные выставки, мероприятия, акции, которые проводятся музеями Екатеринбурга и Свердловской области, а также организуют групповые экскурсии. У екатеринбургских школьников учителя лишь один из многих источников подобной информации, практически равнозначный рекламе и анонсам по телевидению, дополняемый информацией с информационных и рекламных щитов и из интернета. Для школьников области учитель – основной источник информации о культурных учреждениях. На анонсы по телевидению и информационные щиты школьники области обращают больше внимания, нежели екатеринбуржцы. Рис. 3. Источники информации о музеях, новых выставках, культурных мероприятиях
В числе наиболее популярных газет и журналов, в которых учащиеся находят информацию о культурных мероприятиях, преобладают общероссийские развлекательные издания «Телешоу», «Телесемь», «Теленеделя», а также отмечены информационные «Аргументы и факты», «Ваша газета», «Комсомольская правда». Обращение к интернету в поисках информации о культурных новинках города более характерно для екатеринбургских школьников. Наиболее популярными сайтами являются Е1, yandex.ru и afisha.mail.ru. Учителя являются не только основным источником информации о музейной деятельности, но и выступают реальными проводниками в мир музеев, организуя групповые экскурсии и поездки для школьников. Посещение многих екатеринбургских учреждений культуры для школьников области организует администрация и преподаватели школ. Так 60% опрошенных школьников посещали запомнившиеся им мероприятия именно в рамках школьных экскурсий (групповых поездок); и лишь 11% - с родителями или друзьями (см.Приложение, таблица 5). Популярные источники информации – еще не значит удобные и предпочитаемые школьниками. Школьные педагоги просто не обладают полной и своевременной информацией о культурных мероприятиях, учитывающей индивидуальные предпочтения всех ребят. Узнавать о различных мероприятиях и принимать решение о том, куда им сходить в свободное время, школьники хотели бы сами. Сегодняшняя «продвинутая» молодежь хорошо ориентируется в интернете – именно этот источник на первом месте в ряду удобных и доступных по мнению школьников (83,5%). На втором месте телевидение (53,5%), и только на третьем – учителя (35,1%) (см. Приложение, таблица 13).
Образ «СВОЕГО» музея
Еще один важный вопрос – что хотелось бы видеть в музее современным школьникам, какие музеи им интересны. Для ответа на него мы предложили учащимся спроектировать свой музей: его тематику, направления деятельности и способы ориентации в нем.
Рис.4. Тематика «своего» музея (% от ответивших) Школьники предложили более ста тематических направлений для своих музеев. Наиболее популярными оказались два направления: музеи изобразительных искусств, представляющие живопись, различные картины и скульптуры; и различные предметные музеи и выставки – музеи кукол, монет и матрешек, старинных масок и ювелирных украшений, мотоциклов и кораблестроения, выставки необычных шапок и песочных часов. Если музеи искусств вызвали больший интерес у школьников области (прежде всего – у учащихся 10-11 классов, в основном у девушек), то предметные музеи более популярны у юных екатеринбуржцев (равно как у юношей, так и у девушек). Третье по популярности направление – музеи военной тематики, интересное, прежде всего, юношам. Здесь были предложены такие темы экспозиций, как оружие разных эпох, вооружение рыцарей и военная одежда; выставки, посвященные гражданской войне и войне 1812 года; Великой Отечественной и русско-турецким войнам. Еще одно направление, интересное школьникам – современные технологии. Учащиеся предложили открыть музеи информационных технологий и нанотехнологий, музеи интернета и истории компьютеров, истории телефона и телевидения. Как и военная тематика, данное направление интересно в основном юношам Екатеринбурга и Свердловской области. Большой интерес у учащихся вызывает история России и отдельные ее периоды и события. Школьники предложили посвятить музеи великим победам России и ее революциям; истории Древней Руси; истории своего города и родного края; а также истории казачества. Отметим, что данная тематика вызвала больший интерес у школьников области. Если школьники из Екатеринбурга и группы приближенных к нему городов (Березовский, Двуреченск, Лесной) тяготеют к более широкому восприятию Родины, ассоциируя ее со всей Россией, ощущая себя «гражданами мира». Школьники из малых и средних городов, отдаленных от Екатеринбурга, чаще связывают образ Родины с родным городом, чаще отмечают ценность обычаев, традиций, образа жизни, национального характера народа. Они с большим интересом воспринимают историю через призму культурной и исторической ценности своего города и края в истории России в целом, через истории знаменитых соотечественников, живших «неподалеку». Заметим, что посвятить свой музей знаменитым людям, в том числе российским писателям и поэтам, спортсменам и изобретателям, хотели бы 5,9% школьников, ответивших на вопрос. Необходимо учитывать социокультурный потенциал малых городов Свердловской области при воспитании гражданской позиции и чувства национальной идентичности подрастающего поколения. Помимо родной истории, особый интерес у школьников вызывает также история и культура других стран и эпох: история Древнего Египта и культура Индии, культура Франции и Западной Азии. Наконец, еще одна тематическая направленность музейной работы, интересная школьникам, – фотографии. Эта тематика популярна, в основном, у девушек. Были предложены выставки современной фотографии, фотографий современной молодежи, фотографии улыбок и фотографии семьи. Интерес школьников к фотографической тематике подтверждается и тем, что различные фотографические выставки вошли в число наиболее запомнившихся мероприятий, которые школьники посетили за последний год.
Планируя свой музей, школьники рассуждали также о том, как будут знакомиться с ним посетители, и какие направления работы в нем будут. Большинство учащихся отдали предпочтение традиционной работе экскурсовода как проводника по музею (70,5%). Помимо традиционной экскурсии школьники хотели бы видеть в «своем» музее и современные технологии. Почти каждый пятый хотел бы использовать мобильные приложения для самостоятельного знакомства с музеем (17,1%), а также аудио-гид (15,5%) или организовать виртуальную экскурсию посредством интернета (13,6%). Подобным современным технологиям отдали предпочтение, в основном, екатеринбургские школьники. Можно предположить, что они чаще, путешествуя с родителями, посещают зарубежные и крупные российские музеи, в которых подобные технологии получили широкое распространение. Рис.5. Способы ориентирования и знакомства с музеем
Говоря о направлениях деятельности музея, школьники также расширяют рамки традиционного зрительного восприятия экспозиций и добавляют интерактивные формы работы. Это и различные мастер-классы (34,3%), и творческие вечера (22,9%), и организация национальных, культурных, профессиональных праздников и тематических мероприятий (11,8%). Рис. 6. Направления работы музея
Наконец, нельзя не принимать во внимание тот факт, что современная молодежь активно путешествует и посещает музеи в других странах, получая возможность знакомства с музейной инфраструктурой, организацией работы и применяемыми технологиями. Так, помимо уже отмеченного, в своем музее школьники хотели бы устроить зону отдыха и кафе (9,2% ответивших), необычный дизайн (5,5%), предварять путешествие по музею фильмом (2,8%) и сопровождать музыкой (1,8%). Им представляется интересным сопровождение экскурсии по музею организацией фотосессии в музейных интерьерах, и даже возможность участия посетителей в составлении музейной экспозиции.
Школьники акцентируют внимание и на современных способах распространения информации о деятельности музеев. Как отмечалось выше, учителя являются фактически основным источником информации, однако не самым привлекательным для школьников. Наиболее удобным и привлекательным источником информации молодежь считает интернет (86%) и телевидение (54%). Отметим, что информацию о тех мероприятиях, которые запомнились школьникам, каждый десятый нашел именно в интернете; 13,6% считают важной возможность виртуального знакомства с музеем, его выставками и мероприятиями. Для школьников области этот источник информации оказался более привлекательным, чем для учащихся Екатеринбурга, поскольку возможность лично посетить музеи города и области у них появляется нечасто. Проведение времени в интернете является третьим по популярность способом проведения свободного времени как у екатеринбургских школьников, так и у школьников Свердловской области. Основные выводы Исследование показало, что школьники интересуются и неплохо знакомы с работой современных музеев. Учащиеся посещают музеи в среднем пару раз в год, причем не только музеи своего города и/или Екатеринбурга, но и крупнейшие музеи Москвы (музеи Кремля, Третьяковская галерея), Санкт-Петербурга (музей антропологии и этнографии), других городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Основным «проводником» в мир музеев для школьников являются учителя. Именно они рассказывают о существующих музеях, подбирают и рекомендуют школьникам интересные выставки и мероприятия, организуют экскурсии. На наш взгляд, для организации эффективной и постоянной работы со школьниками необходимо налаживать связи именно с педагогами, организовывать при их содействии коммуникацию с учащимися, своевременное информирование о музейных новинках и мероприятиях. Однако современные школьники технологически «продвинуты» и не мыслят свою жизнь без интернета. Они общаются в социальных сетях и умело находят интересующую их информацию в мировой сети. Это также необходимо учитывать музеям, дабы общаться с современной молодежью на ее языке. Собственные музейные страницы в социальных сетях, виртуальные экскурсии и электронные мобильные приложения позволят повысить интерес и сделать музей ближе современным школьникам. Характеризуя содержание музейных экспозиций отметим, что наибольший интерес у школьников вызвало изобразительное искусство (современная живопись и фотография, street-art и рисунки на асфальте) и предметные выставки самой разнообразной тематики: куклы, маски, ретро-автомобили и мотоциклы, шляпы и ювелирные украшения, монеты и песочные часы. Проведенное исследование позволило зафиксировать существенное расхождение между тематикой наиболее запомнившихся выставок и интересными экспозициями для «своего» музея. В число запомнившихся вошли предметные экспозиции, выставки, посвященные истории России, ее природе, а также знаменитым людям. Свои же музеи школьники хотели бы посвятить, в первую очередь, предметам искусства, военной тематике и современным технологиям. Единственная общая тема – предметные экспозиции. Подобное расхождение, на наш взгляд, обусловлено тем, что выбор мероприятий для посещения осуществляют не сами школьники. Знакомство с историей и культурой России, ее природой и достопримечательностями предусмотрено школьной программой, необходимо для культурного развития школьников, но не исчерпывает их интересов. Помимо предлагаемых родителями и педагогами выставок и музеев, школьникам интересны и другие темы и способы знакомства с ними, которые они и раскрыли в образе «своего» музея. Современные образовательные технологии обусловливают удобные и привычные для школьников формы усвоения информации, включения в музейную деятельность. На смену монологичным экскурсиям приходят интерактивные формы. Школьникам интересно не просто смотреть и слушать, но участвовать в мероприятиях и мастер-классах; ощущать сопричастность, участвуя в составлении экспозиций (в частности, выставляя свои работы) или попадая в фотогалерею посетителей музея.
ПРИЛОЖЕНИЕ Досуг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|