Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурных и развлекательных заведений




Образ современного музея

В сознании школьников

 

Аналитический отчет о результатах

социологического исследования

 

 

Екатеринбург, 2013


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ
представления школьников о музеях
образ «СВОЕГО» музея
Основные выводы
пРИЛОЖЕНИЕ. Таблицы линейного распределения ответов респондентов  

ВВЕДЕНИЕ

С музеями мы все знакомы с детства. Для одних это место собрания и экспонирования различных предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Место, где можно прикоснуться к истории страны, народа или этноса; почувствовать, осознать свою принадлежность к определенной культурной, национальной, профессиональной группе. Для других музей становится «кладбищем отживших вещей», чем-то скучным и несовременным. Третьи видят в музеях окно в мир нового и современного – актуальные дискурсы и технологии, современный взгляд на мир и его возможности.

По словам ректора Екатеринбургской академии современного искусства Сергея Кропотова,смысл музея - представить всё, что не было представлено. И здесь мы видим указание на очень важную сторону музейной работы, отличающую ее от простого складирования и хранения предметов истории – обеспечение коммуникации между историей и современностью, между выставочными экспонатами и современным зрителем, посетителем музея.

Особую категорию посетителей составляют подростки и молодежь. Во-первых, в силу возраста их система ценностей и интересов находится в стадии формирования, и роль различных учреждений культуры в этом процессе трудно переоценить. Во-вторых, повседневность современной молодежи весьма технологизирована, в силу чего традиционные формы получения информации, например, посредством монологичного рассказа экскурсовода о музейной экспозиции, не вызывают особого интереса. Но как наладить общение? Как сделать музей интересным и привлекательным для современной молодежи? Находят ли актуальная музейная работа отклик в сознании школьников?

Для решения этих вопросов в октябре-декабре 2012 года исследовательской группой факультета социологии УрГПУ (к.соц.н., доцент Лобова Е.В., Крутикова О.Н.) было проведено социологическое исследование на тему «Образ современного музея в сознании школьников». Исследование проведено методом анкетного опроса, в котором приняли участие школьники Екатеринбурга и Свердловской области, обучающиеся в 8-11 классах средних общеобразовательных школ, а также лицеях и гимназиях. Всего в исследовании приняли участие 516 школьников. Города и населенные пункты, которые были охвачены исследованием: Екатеринбург, Березовский, Богданович, Камышлов, Талица, Лесной, Буланаш, Двуреченск.

Исследование образа музея в сознании школьников проводилось по следующим показателям:

1. представления школьников о музеях:

- место музеев и других учреждений культуры в структуре досугового времени школьников;

- частота посещения музеев, галерей;

- источники информации о музеях, их новинках и мероприятиях;

- привлекательность музеев для школьников;

2. идеальный образ музея:

- интересные школьникам темы выставок, экспозиций, мероприятий;

- удобные способы знакомства с музеем;

- привлекательные направления работы;

- удобные и доступные способы знакомства с музеем, информирования о его деятельности.

 


Представления школьников о музеях

Посещение музеев и выставок является далеко не самым популярным у школьников способом проведения свободного времени (19 место). Школьники отдают предпочтение пассивным внеинституциональным видам досуга. На приоритетных позициях – чтение книг и слушание музыки, общение с друзьями, увлечения Интернетом и компьютерными играми. Занятия в спортивных секциях, а также помощь родителям в ведении домашнего хозяйства, оказались более популярны у школьников области, нежели екатеринбуржцев. Учащиеся старших классов, готовясь к ЕГЭ и поступлению в вузы, часть времени отводят на дополнительные занятия по предметам, посещение курсов и образовательных центров. Среди учреждений культуры наибольшей популярностью пользуются кинотеатры – свободное время в них проводит почти половина школьников; также каждый пятый посещает различные кружки и клубы по интересам.

Самыми часто посещаемыми учреждениями культуры являются библиотеки: они есть в каждом городе и каждой школе, их посещение является обязательной составляющей образовательного процесса. На втором месте по частоте посещения концерты современной музыки; на третьем - центры народной культуры и творчества. Музеи и театры школьники посещают гораздо реже – как правило, несколько раз в год – в силу ограниченного количества музеев в небольших городах области и сложностей, связанных с организацией выезда на экскурсию или в театр в крупный город. Это объясняется и самой спецификой учреждений: театральный репертуар и музейные экспозиции достаточно стабильны и обновляются примерно с той же частотой - несколько раз в год.

 

Таблица 1. Частота посещения школьниками различных

культурных и развлекательных заведений

(% от числа опрошенных)

  1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц 1 раз в 2-3 месяца Несколько раз в год Вообще не посещаю
Театры 1,6 3,9 9,3 45,7 37,2
Выставки, музеи, галереи 1,6 2,1 10,5 45,7 37,4
Концерты классической музыки 1,0 2,3 5,2 20,5 67,2
Концерты современной, популярной музыки 3,3 4,8 8,3 31,2 49,2
Библиотеки 7,2 18,4 17,1 26,9 26,9
Центры народной культуры и творчества 5,8 3,5 7,6 25,6 54,8

 

Несмотря на то, что школьники посещают музеи нечасто, они с музеями неплохо знакомы. Наиболее известными как в Екатеринбурге, так и в области являются свердловский областной краеведческий музей и музей изобразительных искусств (см. Приложение, таблица 4). Это наиболее крупные музеи, в которых есть постоянные и временные экспозиции, проводятся различные обучающие, научные, культурно-развлекательные и пр. мероприятия, ориентированные на различные аудитории. Оба музея имеют информативные и хорошо структурированные сайты, что позволяет оперативно получать информацию о новостях, о структуре музея и условиях посещения.

Екатеринбург богат музеями разной тематики и направленности, и местные школьники также с ними знакомы. В числе наиболее известных: музей истории Екатеринбурга, фото-музей Дом Метенкова, геологический музей и музей П.П. Бажова, музей природы (отдел краеведческого музея). Знакомы екатеринбургским школьникам и новые музеи города, например, музей современного искусства, музей Невьянская икона, парк бабочек и аква-галерея, музей военной техники под открытым небом (В.Пышма).

Школьники области также хорошо знакомы с екатеринбургскими музеями. Однако, помимо них, они знают и посещали также и музеи своего города, села, а также школьные музеи: в числе музеев Свердловской области, знакомых екатеринбургским и областным школьникам, можно отметить музей Невьянская башня, музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе, музей Н.И. Кузнецова в Талице, литературный музей С.Щипачева в Богдановиче (см. Приложение, таблица 4).

Таблица 2. Музеи Екатеринбурга и Свердловской области,

Которые знают школьники

(% от общего числа ответивших)

Известные музеи Место жительства школьников
Екатеринбург Свердловская область Итого:
Краеведческий музей 19,5 15,8 35,3
Музей Изобразительного Искусства/художественный музей 13,7 5,0 18,7
Музей П.П.Бажова 13,7 2,9 16,6
Музей истории Екатеринбурга 12,0 0,4 12,4
Дом Метенкова (фото) 11,2 0,4 11,6
Музей природы 7,5 2,5 10,0
Геологический 7,1 1,2 8,3
Музей современного искусства 5,0 1,2 6,2
Музей Б.Н.Ельцина 2,1 2,9 5,0
Музей радио 5,0 - 5,0
Музей Кузнецова - 5,0 5,0
Музей бабочек 0,8 2,9 3,7

 

 

Итак, современные школьники знакомы с существующими музеями. Но что же в музее их привлекает, что им интересно? Очевидно, что школьники чаще всего знакомятся с музеем не потому, что он им интересен, а потому что их вынуждают туда идти учителя или родители, зачастую даже «тащат насильно». Поэтому знание музеев вовсе не подразумевает личного интереса к ним. Однако память устроена так, что объект нашего интереса, то, что привлекает наше внимание, запоминается надолго. Поэтому мы спросили у школьников, какие из посещенных за последний год выставок, экскурсий, мастер-классов им запомнились.

 

Рис. 1. Запомнившиеся выставки, экскурсии, мастер-классы

 

Если вспомнить название музеев смогла почти половина школьников (47%), то указать запомнившееся/ понравившееся мероприятие или тему выставки смогла лишь треть (166 человек, 32%).

Наибольший интерес у школьников Екатеринбурга и Свердловской области вызвали тематические, предметные выставки: например, школьная выставка работ учащихся (рисунки, поделки, фотографии); выставка кукол и кукольных нарядов; камней и минералов; восковых фигур; автомобилей; выставка в одном из автосалонов Екатеринбурга, посвященная Формуле-1.

Второе по популярности место заняли экспозиции, посвященные истории России и родного края; истории Урала и Древней Руси; жизни в блокадном Ленинграде; истории родной школы и родного города.

На третьем месте – вставки живой и неживойприроды: мир тропиков и природа родного края; выставка экзотических животных, бабочек; посещение оленьей фермы и конефермы.

Популярностью у школьников пользуютсяперсонализированные выставки, концерты и дома-музеи: дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.Дуровой, музей Б.Н. Ельцина; экспозиция, посвященная разведчику Н.И.Кузнецову; выставка работ И.И. Шишкина; концерт из произведений И.Баха в филармонии. Посещение подобные выставок чаще всего организуется школой и проходит в рамках знакомства с историей и культурой родного города и края.

Школьникам нравятся и хорошо запоминаются необычные и интерактивные мероприятия. Многие отметили различные мастер-классы (оригами, работа на гончарном круге, изготовление кукол); посетили Ночь музеев и ЭКСПО 2012 (см. приложение, таблица 7).

 

Помимо интересных выставок и мероприятий, музеи привлекают школьников увлекательными экскурсиями – это отмечает каждый третий школьник (30,4%); также возможностью прикоснуться к мировому наследию и мировой известностью музея (27,5%), важно также использование новых информационных технологий в работе музея (11,8%).

 

Рис. 2. Чем привлекателен музей для школьников

 

Но интересное содержание – не единственный фактор выбора музея или мероприятия. Существенное влияние на выбор школьников оказывают стоимость билета (31%), полезность мероприятия (27,3%), для школьников области – возможность доставки транспортом (8,1%).

Как отмечалось выше, большую роль в формировании отношения к музеям играют экскурсоводы. От того, как они выстраивают коммуникацию с молодежью, что именно и как они рассказывают, зависит то, придет школьник вновь в музей или нет. По мнению школьников, экскурсоводы успешно справляются со своей задачей: работу экскурсовода во время последнего посещения музея школьники оценили достаточно высоко (5 баллов поставили 30,8% учащихся; 4 балла поставили 35,6%; 3 балла 23,0%; 2 балла 5,1%; и 1 балл 5,6% ответивших на вопрос). Это свидетельствует о том, что работники музея ориентируются на потребности аудитории, умеют «говорить на языке клиентов» и могут заинтересовать современную весьма требовательную молодежь.

Еще один важный проводник в мир музеев и культурных мероприятий – это школьные педагоги. Информацию о музеях и проходящих в них мероприятиях школьники получают именно от них (54,5%). Учителя рассказывают как о самом музее, его истории и местонахождении, так и подбирают и рекомендуют школьникам конкретные выставки, мероприятия, акции, которые проводятся музеями Екатеринбурга и Свердловской области, а также организуют групповые экскурсии. У екатеринбургских школьников учителя лишь один из многих источников подобной информации, практически равнозначный рекламе и анонсам по телевидению, дополняемый информацией с информационных и рекламных щитов и из интернета. Для школьников области учитель – основной источник информации о культурных учреждениях. На анонсы по телевидению и информационные щиты школьники области обращают больше внимания, нежели екатеринбуржцы.

Рис. 3. Источники информации о музеях, новых выставках, культурных мероприятиях

 

В числе наиболее популярных газет и журналов, в которых учащиеся находят информацию о культурных мероприятиях, преобладают общероссийские развлекательные издания «Телешоу», «Телесемь», «Теленеделя», а также отмечены информационные «Аргументы и факты», «Ваша газета», «Комсомольская правда».

Обращение к интернету в поисках информации о культурных новинках города более характерно для екатеринбургских школьников. Наиболее популярными сайтами являются Е1, yandex.ru и afisha.mail.ru.

Учителя являются не только основным источником информации о музейной деятельности, но и выступают реальными проводниками в мир музеев, организуя групповые экскурсии и поездки для школьников. Посещение многих екатеринбургских учреждений культуры для школьников области организует администрация и преподаватели школ. Так 60% опрошенных школьников посещали запомнившиеся им мероприятия именно в рамках школьных экскурсий (групповых поездок); и лишь 11% - с родителями или друзьями (см.Приложение, таблица 5).

Популярные источники информации – еще не значит удобные и предпочитаемые школьниками. Школьные педагоги просто не обладают полной и своевременной информацией о культурных мероприятиях, учитывающей индивидуальные предпочтения всех ребят. Узнавать о различных мероприятиях и принимать решение о том, куда им сходить в свободное время, школьники хотели бы сами. Сегодняшняя «продвинутая» молодежь хорошо ориентируется в интернете – именно этот источник на первом месте в ряду удобных и доступных по мнению школьников (83,5%). На втором месте телевидение (53,5%), и только на третьем – учителя (35,1%) (см. Приложение, таблица 13).

 


Образ «СВОЕГО» музея

 

Еще один важный вопрос – что хотелось бы видеть в музее современным школьникам, какие музеи им интересны. Для ответа на него мы предложили учащимся спроектировать свой музей: его тематику, направления деятельности и способы ориентации в нем.

 

Рис.4. Тематика «своего» музея (% от ответивших)

Школьники предложили более ста тематических направлений для своих музеев. Наиболее популярными оказались два направления: музеи изобразительных искусств, представляющие живопись, различные картины и скульптуры; и различные предметные музеи и выставки – музеи кукол, монет и матрешек, старинных масок и ювелирных украшений, мотоциклов и кораблестроения, выставки необычных шапок и песочных часов. Если музеи искусств вызвали больший интерес у школьников области (прежде всего – у учащихся 10-11 классов, в основном у девушек), то предметные музеи более популярны у юных екатеринбуржцев (равно как у юношей, так и у девушек).

Третье по популярности направление – музеи военной тематики, интересное, прежде всего, юношам. Здесь были предложены такие темы экспозиций, как оружие разных эпох, вооружение рыцарей и военная одежда; выставки, посвященные гражданской войне и войне 1812 года; Великой Отечественной и русско-турецким войнам.

Еще одно направление, интересное школьникам – современные технологии. Учащиеся предложили открыть музеи информационных технологий и нанотехнологий, музеи интернета и истории компьютеров, истории телефона и телевидения. Как и военная тематика, данное направление интересно в основном юношам Екатеринбурга и Свердловской области.

Большой интерес у учащихся вызывает история России и отдельные ее периоды и события. Школьники предложили посвятить музеи великим победам России и ее революциям; истории Древней Руси; истории своего города и родного края; а также истории казачества. Отметим, что данная тематика вызвала больший интерес у школьников области. Если школьники из Екатеринбурга и группы приближенных к нему городов (Березовский, Двуреченск, Лесной) тяготеют к более широкому восприятию Родины, ассоциируя ее со всей Россией, ощущая себя «гражданами мира». Школьники из малых и средних городов, отдаленных от Екатеринбурга, чаще связывают образ Родины с родным городом, чаще отмечают ценность обычаев, традиций, образа жизни, национального характера народа. Они с большим интересом воспринимают историю через призму культурной и исторической ценности своего города и края в истории России в целом, через истории знаменитых соотечественников, живших «неподалеку». Заметим, что посвятить свой музей знаменитым людям, в том числе российским писателям и поэтам, спортсменам и изобретателям, хотели бы 5,9% школьников, ответивших на вопрос. Необходимо учитывать социокультурный потенциал малых городов Свердловской области при воспитании гражданской позиции и чувства национальной идентичности подрастающего поколения.

Помимо родной истории, особый интерес у школьников вызывает также история и культура других стран и эпох: история Древнего Египта и культура Индии, культура Франции и Западной Азии.

Наконец, еще одна тематическая направленность музейной работы, интересная школьникам, – фотографии. Эта тематика популярна, в основном, у девушек. Были предложены выставки современной фотографии, фотографий современной молодежи, фотографии улыбок и фотографии семьи. Интерес школьников к фотографической тематике подтверждается и тем, что различные фотографические выставки вошли в число наиболее запомнившихся мероприятий, которые школьники посетили за последний год.

 

Планируя свой музей, школьники рассуждали также о том, как будут знакомиться с ним посетители, и какие направления работы в нем будут. Большинство учащихся отдали предпочтение традиционной работе экскурсовода как проводника по музею (70,5%).

Помимо традиционной экскурсии школьники хотели бы видеть в «своем» музее и современные технологии. Почти каждый пятый хотел бы использовать мобильные приложения для самостоятельного знакомства с музеем (17,1%), а также аудио-гид (15,5%) или организовать виртуальную экскурсию посредством интернета (13,6%). Подобным современным технологиям отдали предпочтение, в основном, екатеринбургские школьники. Можно предположить, что они чаще, путешествуя с родителями, посещают зарубежные и крупные российские музеи, в которых подобные технологии получили широкое распространение.

Рис.5. Способы ориентирования и знакомства с музеем

 

 

Говоря о направлениях деятельности музея, школьники также расширяют рамки традиционного зрительного восприятия экспозиций и добавляют интерактивные формы работы. Это и различные мастер-классы (34,3%), и творческие вечера (22,9%), и организация национальных, культурных, профессиональных праздников и тематических мероприятий (11,8%).

Рис. 6. Направления работы музея

 

Наконец, нельзя не принимать во внимание тот факт, что современная молодежь активно путешествует и посещает музеи в других странах, получая возможность знакомства с музейной инфраструктурой, организацией работы и применяемыми технологиями. Так, помимо уже отмеченного, в своем музее школьники хотели бы устроить зону отдыха и кафе (9,2% ответивших), необычный дизайн (5,5%), предварять путешествие по музею фильмом (2,8%) и сопровождать музыкой (1,8%). Им представляется интересным сопровождение экскурсии по музею организацией фотосессии в музейных интерьерах, и даже возможность участия посетителей в составлении музейной экспозиции.

 

Школьники акцентируют внимание и на современных способах распространения информации о деятельности музеев. Как отмечалось выше, учителя являются фактически основным источником информации, однако не самым привлекательным для школьников. Наиболее удобным и привлекательным источником информации молодежь считает интернет (86%) и телевидение (54%). Отметим, что информацию о тех мероприятиях, которые запомнились школьникам, каждый десятый нашел именно в интернете; 13,6% считают важной возможность виртуального знакомства с музеем, его выставками и мероприятиями. Для школьников области этот источник информации оказался более привлекательным, чем для учащихся Екатеринбурга, поскольку возможность лично посетить музеи города и области у них появляется нечасто. Проведение времени в интернете является третьим по популярность способом проведения свободного времени как у екатеринбургских школьников, так и у школьников Свердловской области.


Основные выводы

Исследование показало, что школьники интересуются и неплохо знакомы с работой современных музеев. Учащиеся посещают музеи в среднем пару раз в год, причем не только музеи своего города и/или Екатеринбурга, но и крупнейшие музеи Москвы (музеи Кремля, Третьяковская галерея), Санкт-Петербурга (музей антропологии и этнографии), других городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Основным «проводником» в мир музеев для школьников являются учителя. Именно они рассказывают о существующих музеях, подбирают и рекомендуют школьникам интересные выставки и мероприятия, организуют экскурсии. На наш взгляд, для организации эффективной и постоянной работы со школьниками необходимо налаживать связи именно с педагогами, организовывать при их содействии коммуникацию с учащимися, своевременное информирование о музейных новинках и мероприятиях.

Однако современные школьники технологически «продвинуты» и не мыслят свою жизнь без интернета. Они общаются в социальных сетях и умело находят интересующую их информацию в мировой сети. Это также необходимо учитывать музеям, дабы общаться с современной молодежью на ее языке. Собственные музейные страницы в социальных сетях, виртуальные экскурсии и электронные мобильные приложения позволят повысить интерес и сделать музей ближе современным школьникам.

Характеризуя содержание музейных экспозиций отметим, что наибольший интерес у школьников вызвало изобразительное искусство (современная живопись и фотография, street-art и рисунки на асфальте) и предметные выставки самой разнообразной тематики: куклы, маски, ретро-автомобили и мотоциклы, шляпы и ювелирные украшения, монеты и песочные часы.

Проведенное исследование позволило зафиксировать существенное расхождение между тематикой наиболее запомнившихся выставок и интереснымиэкспозициями для «своего» музея. В число запомнившихся вошли предметные экспозиции, выставки, посвященные истории России, ее природе, а также знаменитым людям. Свои же музеи школьники хотели бы посвятить, в первую очередь, предметам искусства, военной тематике и современным технологиям. Единственная общая тема – предметные экспозиции. Подобное расхождение, на наш взгляд, обусловлено тем, что выбор мероприятий для посещения осуществляют не сами школьники. Знакомство с историей и культурой России, ее природой и достопримечательностями предусмотрено школьной программой, необходимо для культурного развития школьников, но не исчерпывает их интересов. Помимо предлагаемых родителями и педагогами выставок и музеев, школьникам интересны и другие темы и способы знакомства с ними, которые они и раскрыли в образе «своего» музея.

Современные образовательные технологии обусловливают удобные и привычные для школьников формы усвоения информации, включения в музейную деятельность. На смену монологичным экскурсиям приходят интерактивные формы. Школьникам интересно не просто смотреть и слушать, но участвовать в мероприятиях и мастер-классах; ощущать сопричастность, участвуя в составлении экспозиций (в частности, выставляя свои работы) или попадая в фотогалерею посетителей музея.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Досуг

Варианты ответа Число ответивших % от числа ответов % от общего числа опрошенных
Слушаю музыку, читаю книги 10,3 71,7
Встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях 10,0 70,0
Увлекаюсь компьютером, интер-нетом, играю в компьютерные игры 8,8 61,2
Просто отдыхаю, расслабляюсь 8,6 60,1
Занимаюсь домашним хозяйством, помогаю родителям 8,5 59,5
Провожу все время на природе, гуляю 7,7 53,3
Смотрю телевизор, слушаю радиопередачи 6,6 45,9
Хожу в кино 6,4 44,8
Занимаюсь дополнительно по предметам, посещаю курсы, образовательные центры 6,2 43,4
Посещаю спортклубы, секции, тренировки 6,1 42,4
Имею хобби и занимаюсь им дома (рукоделие, фотография, моделирование и др) 4,5 31,0
Читаю газеты, журналы 3,2 22,1
Занимаюсь в различных кружках, клубах по интересам (музыкой, танцами и т.д.) 2,9 20,0
Посещаю дискотеки, ночные клубы, др. развлекательные мероприятия 1,9 13,4
Посещаю театры 1,9 13,2
Посещаю концерты 1,7 11,8
Посещаю библиотеки 1,5 10,5
Посещаю церковь, другие религиозные собрания 1,4 9,5
Посещаю музеи, выставки 1,3 8,7
Сплю 0,2 1,4
Хожу в кафе 0,1 0,6
Музыкальная/художественная школа 0,1 0,4
Катаюсь на коньках 0,1 0,4
Итого ответивших: 100,0 99,4
  1. Частота посещения различных учреждений культуры
  1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц 1 раз в 2-3 месяца Несколько раз в год Вообще не посещаю
Театры 1,6 3,9 9,3 45,7 37,2
Выставки, музеи, галереи 1,6 2,1 10,5 45,7 37,4
Концерты классической музыки 1,0 2,3 5,2 20,5 67,2
Концерты современной, популярной музыки 3,3 4,8 8,3 31,2 49,2
Библиотеки 7,2 18,4 17,1 26,9 26,9
Центры народной культуры и творчества 5,8 3,5 7,6 25,6 54,8

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.