Место дисциплины в учебном процессе
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке ___________________специалиста_____________________ По направлению _________________040100 – Лечебное дело___________ Специальности __________________040100 – Лечебное дело___________
Экземпляр №____ 1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений (М., ГОУ ВУНМЦ, 2000), подготовленной коллективом кафедры общей хирургии лечебного факультета Российского государственного медицинского университета (зав. кафедрой – проф. Н.А. Кузнецов, профессора К.Ю. Данилов, Г.В. Родоман, доценты Л.А. Лаберко, А.В. Саликов, А.А. Слепцов, ассистент П.К. Воскресенский) при участии кафедры общей хирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета (зав. кафедрой – проф. А.П. Чадаев) под общей редакцией главного хирурга МЗ РФ, академика РАН и РАМН, проф. В.С. Савельева. Авторы – зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин и ассистент кафедры, канд. мед. наук А.В. Нестеров «___»_____________ 2001 г. _____________________ (Митрошин А.Н.) «___»_____________ 2001 г. _____________________ (Нестеров А.В.)
2. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой биологии ПГУ, док. мед. наук, профессор М.Ю. Ледванов «___»_____________ 2001 г. _____________________ (Ледванов М.Ю.)
3. СОГЛАСОВАНА с кафедрой нормальной и топографической анатомии, зав. кафедрой, док. мед. наук, профессор О.В.КАЛМИН
кафедрой физиологии, зав. кафедрой, док.мед. наук, профессор Н.И. МИКУЛЯК
кафедрой патанатомии, зав. кафедрой, канд.мед.наук, доцент С.А. МОЗЕРОВ
4. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры хирургии ПГУ. Руководитель - зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин.
5. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры хирургии МФ ПГУ «___» _______ 2001 г., протокол № _____. Заведующий кафедрой хирургии медицинского факультета ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. МИТРОШИН УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского факультета ПГУ «____» ____________2001г. протокол №____ «___» __________________ 2001 г. Председатель методической комиссии Медицинского факультета ПГУ Док.мед.наук, профессор О.В.КАЛМИН ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ С УХОДОМ ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ Рабочая программа дисциплины
Область применения Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области общей хирургии, основ анестезиологии и ухода за хирургическими больными и определяет содержание учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 040100 – Лечебное дело.
Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 040100 лечебное дело (позиция **.**). Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 040100 – Лечебное дело, утвержденный «___» _____________ 200___ г. (блок **, позиция **). Семестровый учебный план на текущий учебный год. И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.
Нормативная трудоемкость изучения дисциплины Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии и 17-недельного семестра во II полугодии (всего в году / в среднем в неделю):
Цель и задачи дисциплины 4.1. Учебный предмет «Общая хирургия и анестезиология с уходом за хирургическими больными» является одной из базовых дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической деятельности, необходимые любому врачу-клиницисту вне зависимости от его дальнейшей специализации. Целью дисциплины является научить студента: · целенаправленно выяснять жалобы больного историю развития заболевания; · проводить физикальное обследование хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) · намечать план обследования хирургического больного; · организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники, в отделениях реанимации и интенсивной терапии; · осуществлять все необходимые мероприятия по уходу за хирургическими больными; · оказывать первую медицинскую помощь на месте с определением вида транспортировки больного по назначению; · выполнять типовые медицинские диагностические и лечебные процедуры; · работать в качестве среднего медицинского персонала в хирургических стационарах; · определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний. В структуру предмета включается общий уход за хирургическими больными. Общий уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного изучения, как и все другие элементы лечебной деятельности. В рамках общей хирургии изучаются такие элементы, как инъекции, инфузии, зондирование полых органов, широко применяемые и в других клинических дисциплинах. Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного существенно облегчает в дальнейшем освоение как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины.
4.2. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление о клинических проявлениях основных хирургических синдромов; об основах деятельности медицинского персонала на всех этапах лечения хирургических больных; о диагностических возможностях лабораторных и инструментальных методов обследования хирургических больных; об основах анестезиологии в хирургии; знать общие принципы клинического обследования хирургического больного; основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических заболеваний; принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной патологии; уметь: заполнять историю болезни стационарного больного, амбулаторный журнал, амбулаторную карту, протокол переливания крови; пользоваться хирургической маской, функциональной кроватью, индивидуальным перевязочным пакетом; произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар, дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными, обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников, газоотведение из толстой кишки, катетеризацию мочевого пузыря, дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента, пункцию поверхностно расположенных гематом и абсцессов мягких тканей, плевральной и брюшной полостей, диализ раны через проточно-промывную систему, активно-пассивную профилактику столбняка; подготовить больного к проведению инструментальных методов обследования; заполнить инфузионную систему; выполнить очистительные, сифонные, послабляющие и лекарственные клизмы, предстерилизационную подготовку медицинского и хирургического инструментария, физикальное обследование хирургического больного, пальцевое обследование прямой кишки, временную остановку наружного кровотечения, переднюю тампонаду носа при носовом кровотечении, местную холодовую анестезию кожи хлорэтилом, удаление дренажей и тампонов, проводниковую анестезию по Лукашевичу-Оберсту, эластическую компрессию нижних конечностей, зондирование и промывание желудка, инструментальную перевязку ран, вентиляцию аппаратом «маска-мешок»; уложить в биксы перевязочный материал, операционную одежду, маски, перчатки; оценить стерильность материала в биксе, тяжесть состояния больного и описать местный патологический статус (status localis), оценить данные лабораторных исследований при хирургических заболеваниях, пригодность крови и ее препаратов к трансфузии, тяжесть кровопотери, состояние раны и выбрать метод лечения раны; оказать первую медицинскую помощь при отравлениях средствами дезинфекции, помощь больному при рвоте; кормить больных через зонд и гастростому; измерить центральное венозное давление; выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реанимации; составить план обследования больного при травматических повреждениях груди и живота, с гнойно-септическими заболеваниями, при кровотечениях; определить наличие: перелома и вывиха на рентгенограмме, гидро- и пневмоторакса на рентгенограмме, группу крови по системе АВ0, резус-принадлежность экспресс-методом, вид кровотечения; накладывать и снимать калоприемник, вводить воздуховод, медикаменты через дренаж и микроирригаторы; контролировать состояние больных во время переливания крови; подобрать инструменты для ПХО раны; восстановить проходимость верхних дыхательных путей;
иметь навыки (приобрести опыт): обработки рук дезинфицирующими растворами, обработки рук перед операцией и операционного поля; гигиенической обработки тела оперированного больного, смены нательного и постельного белья у оперированного больного; предоперационного подготовки операционного поля; катетеризации периферической вены; одевания стерильного халата самостоятельно и с помощью операционной сестры, одевания и смены стерильных перчаток; перемещения больного с кровати на каталку и обратно, с каталки на операционных стол и обратно, перемещения больного с системой внутривенной инфузии и дренажами; местной инфильтрационной анестезии поверхностных мягких тканей; подкожных и внутримышечных инъекций; венепункции, взятия крови из вены и внутривенных инъекций; снятия швов с раны; искусственного дыхания и непрямого массажа сердца; кормления больных в кровати; наложения и снятия бинтовых и косыночных повязок, транспортных шин.
Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «Общая хирургия и анестезиология с уходом за хирургическими больными» относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку врача-специалиста любого профиля по общей хирургии. Полноценная подготовка по общей хирургии предполагает преподавание на основе современных, постоянно обновляемых научно-практических данных с использованием новых возможностей, которые открывают компьютерные системы и телекоммуникационные сети. Изучение дисциплины базируется на следующих основных дисциплинах: анатомия, гистология, биология, физиология, патологическая физиология, биохимия, топографическая анатомия. Преподавание общей хирургии основывается на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний в хирургии с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности, основ анестезиологии и ухода за хирургическими больными. Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при переходе к изучению основ клинической и частной хирургии, анестезиологии и реаниматологии, онкологии, травматологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|