Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Рабочая программа дисциплины

«Профессиональное развитие личности»

 

 

Направление подготовки

«Психология»

 

 

Профиль подготовки

«Прикладная психология»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Кемерово 2010


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Профессиональное развитие личности» являются:

- изучение фундаментальных методологических, теоретических и методических основ исследования условий взаимосоответствия человека и профессии, развития личности в профессиональном труде в целях решения гуманистических и прикладных задач во всех сферах профессиональной деятельности человека;

- формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, методическому обеспечению и решению конкретных практических задач, связанных с вопросами психологической профессиональной ориентации и консультации; повышению профессиональной работоспособности, рационализации профессионального обучения, психологической реабилитации, трудовой экспертизы, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, управления производственными коллективами, снижения текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в цикле факультативных дисциплин ФТД.Б.1. Содержание дисциплины «Профессиональное развитие личности» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Психология развития, возрастная психология», «Психология личности».

Курс «Профессиональное развитие личности» рассчитан для студентов 3 курса дневного и заочного отделений направления «Психология» (030300) социально - психологического факультета ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный университета» и построен в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.

Условиями успешного прохождения курса являются:

- глубокие и обобщенные знания об основных этапах профессионального самоопределения, становления и развития личности;

- умение эффективно взаимодействовать с представителями смежных областей знания о профессионале при решении комплексных междисциплинарных задач;

- владение методами исследования субъекта профессионального развития.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Профессиональное развитие личности»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (см. п. 5. ФГОС ВПО):

в области практической деятельности: ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-8;

в области научно-исследовательской деятельности: ПК-14;

в области педагогической деятельности: ПК-19;

в области организационно-управленческой деятельности: ПК-22, ПК-23.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные концепции профессионального развития личности, понимать, в каких областях практики психологического сопровождения профессионального становления и каким образом могут быть применены знания научной психологии; пределы применения знаний, умений и навыков на практике.

Уметь: разрабатывать программу психологического обследования субъектов профессионального развития на различных этапах и в связи с конкретным социальным зака­зом; выбирать пути и средства оптимизации профессионального развития, применительно к конкретной проблемной ситуации.

Владеть: методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практиче­ским задачам психологии профессионального развития личности.

4. Структура и содержание дисциплины «Психология труда»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетных единицы __72_____ часа.

Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия всего  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Практическая работа  
Самостоятельная работа с книгой  
Самостоятельная работа с информационными базами данных  
Вид промежуточного контроля (дидактический тест)  
Вид итогового контроля (зачет)  

 

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
      лекц практ с\р к\р  
  Эмпирические и научные предпосылки становления психологии профессионального развития           таблица
  Профессиональная жизнь человека – предмет психологического познания           опрос апробация метода профессиональной генограммы
  Структура профессиональной деятельности           Опрос схема  
  Противоречия и кризисы профессионального развития личности           Опрос апробация биографического метода
  Профессиональные деструкции личности           Апробация метода неструктурированного интервью
  Психологическое сопровождение профессионального становления личности           Апробация метода структурированного интервью
  Отношение личности к труду           опрос
  Применение психотехнологии изучения профессиональной деятельности           Опрос Деловая игра «Кадровый вопрос»
  Подведение итогов           Дидактический тест

Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Эмпирические и научные предпосылки становления психологии профессионального развития Социальная, экономическая и гуманистическая обусловленность профессионального развития личности. Основные теоретические подходы к профессиональному развитию личности в зарубежных и отечественных теориях профессионального развития. Способность и готовность: владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);  
  Профессиональная жизнь человека – предмет психологического познания Профессиональная судьба человека и факторы (субъективные и объективные), обусловливающие ее развитие и становление. Эмпирические феномены профессиональных судеб специалистов из различных сфер деятельности. Стратегии жизни человека и их роль в становлении профессионала. Регуляторы развития личности в профессиональной деятельности: познавательная активность, мотивационно-смысловая направленность, операциональные способности (когнитивные, коммуникативные, перцептивные, сенсомоторные и др.), эмоционально-волевая регуляция.  
  Структура профессиональной деятельности Структура профессиональной деятельности как система субъектно-объектных взаимосвязей. Изучение трудового процесса как объекта профессиональной деятельности человека. Понимание трудового процесса как социального явления, объективно заданного, регламентированного нормами: социальными, юридическими, экономическими, технологическими и техническими. Социальная направленность, история и перспективы развития трудового процесса. выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14). самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);  
  Противоречия и кризисы профессионального развития личности Развитие личности профессионала (прогрессивная и регрессивная стадии). Основные стадии профессионализации личности. Типология кризисов личности. Методы исследования личности профессионала. Методика изучения кризисов. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Психологические особенности кризисов профессионального становления.
  Профессиональные деструкции личности Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации. Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деформаций. Основные подходы к изучению феномена выгорания.
  Психологическое сопровождение профессионального становления личности Психологическое сопровождение процесса профессионального становления: формы и содержание. Психологическое сопровождение на стадии оптации, на этапе профессионального образования, на стадии профессиональной адаптации, на стадии профессионализации, на стадии мастерства, на этапе прекращения профессиональной деятельности.
  Отношение личности к труду Формы проявления потребности в трудовой активности. Психологическая сущность феноменов рестрикции труда (ограничение трудового участия), трудового абсентеизма (уклонение от труда) и “трудоголизма” (чрезмерного участия в труде). Пространство и время жизнедеятельности личности, роль и место труда в жизни человека (“цивилизация труда” и “цивилизация досуга”).
  Применение психотехнологии изучения профессиональной деятельности Современные тенденции исследования профессионального развития личности. Методология исследования профессиональной деятельности как многопризнаковой сложно-организованной системы субъектно-объектных взаимосвязей. Общие принципы построения программы исследования системы. Уровни анализа профессионального развития личности.

Образовательные технологии

При изучении курса используются такие формы организации учебного процесса, как лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия. Программой курса предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции с преднамеренной ошибкой, лекции-визуализации.

Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в форме семинаров, дискуссий, деловых игр, диспутов, пресс-конференций и круглых столов. На семинарских занятиях преподавателем организуется работа студентов по конкретизации представлений о специфике процесса профессионального развития личности на различных этапах.

Каждое занятие раздела предполагает предварительную работу студентов с литературой по данной теме, формирование тезаурусного поля (словарь или конспект по изучаемой теме).

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение практических заданий, которые заключаются в составлении схем и таблиц, апробации методов: биографического, профессиональной генограммы, неструктурированного и структурированного интервью с субъектами профессионального развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...