Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Самостоятельная работа студентов организуется следующим образом: - для самоконтроля знаний по курсу, студент может обратиться к предложенным вопросам, темам докладов, подготовить сообщение по проблематике или осуществить аналитический обзор первоисточников; - реферирование первоисточников, статей в периодических изданиях; - подготовка к тематическим дискуссиям. Примерный перечень практических заданий: 1. Подготовка к обсуждению таблицы «Теории профессионального развития», составленной на основе результатов теоретического обзора литературы, знаний из ранее изученных дисциплин, а также результатов собственных наблюдений. Составить таблицу, в которой дать характеристику психологических теорий профессионального развития личности по следующим вопросам: 1) основные понятия, используемые при описании психологических феноменов; 2) основные концептуальные положения, на которые опирается теория; 3) прикладные задачи, которые можно решать, используя данные положения (практическая ценность и назначение теории); 4) проблемы, которые поднимаются в данной теории. Охарактеризовать по данной схеме следующие теории: - самоактуализации (А. Маслоу) - профессиональной ориентации (Дж. Крамбольца) - развития профессионального самосознания (Е.А. Климова) - профессионализации (Э.Ф. Зеера). 2. Апробация метода профессиональной генограммы. Построить семейную профессиональную генограмму (графическую схему, на которой отражаются профессиональные занятия членов семьи). Проанализировать культурные, национальные стереотипы о профессиональных ролях, статусе, видах карьеры, используемые членами семьи. Понять истоки барьеров, возможных проблем в этой области и наметить пути их преодоления.
3. Апробация биографического метода. Собрать и проанализировать профессиональную биографию личности. Описание методики прилагается.
4. Провести неструктурированное психологическое интервью с взрослым человеком, имеющим опыт работы по профессии. По результатам интервью составить протокол, где отразить следующее: – формулировка проблемы; – основная информация по проблеме; - основные противоречия, заявленные клиентом; - формулировки клиента по проблеме; - желаемый результат; - поиск позитивного; Варианты решения проблемы (не менее 4). 5. Провести структурированное интервью по схеме «План интервью в организации» (прилагается в папке «Методики»). Проанализировать результаты и сравнить с полученными ранее с помощью неструктурированного интервью. 6. Выполните следующие упражнения: 1) помогите кому-либо из своих знакомых определить достигнутый им результат в какой-либо области по его выбору; 2) проведите переформулирование проблемы клиента, найдя в ней нечто полезное для него; 3) проведите переформулирование какого-либо недостатка клиента, отметив, какие преимущества дает ему этот недостаток. Контрольные вопросы к зачету 1. Общие вопросы психологии профессионального развития личности. 2. Профессиональное развитие личности как область научного психологического знания. 3. Отечественные теории профессионального развития, основные положения и представители. 4. Зарубежные теории профессионального развития, основные положения и представители. 5. Особенности деятельности специалистов по профориентации и современное разделение труда между ними. 6. Специфика работы консультативных подразделений центров профориентации, службы занятости, коммерческих и общественных организаций, способствующих трудоустройству. 7. Юридические и этические основания деятельности психолога-профконсультанта.
8. Вопросы профессиоведения и взаимосвязь их экономических, социологических, юридических, медицинских и психологических аспектов. 9. Принципы систематизаций классификаций профессий в целях практической профконсультации. 10. Сравнительная характеристика особенностей структуры трудового сознания, ценностных ориентаций в различных типах профессионального мышления (биономический, технономический, социономический, сигнономический и артономический типы). 11. Психологические трудности, испытываемые человеком в ходе профессиональной реориентации (при перемене работы), в случаях появления требований «новых предметов труда. 12. Варианты психологической и профконсультационной помощи человеку. 13. Значение эквивалентности труда и образования для профилактики состояний фрустрации и профессионального стресса. 14. Соотношение функциональных и вещественных средств труда в работе разных специалистов. 15. Предмет (объекты) труда, цели деятельности, средства, условия, нормативы и правила труда профконсультанта. 16. Методы работы профконсультанта (индивидуальные, групповые, массовые). 17. Содержание массовых методов работы: публичные выступления в СМИ, проведение опросов, лекционная деятельность. 18. Общая характеристика групповых методов: профориентационные игры и ситуации; тренинговые и клубные формы работы. 19. Препятствия в деятельности психолога-профконсультанта: социально-психологические, межполовые, индивидуальные и возрастные различия психолога и клиента. 20. Интервью как основная форма ведения профконсультации. Виды интервью. 21. Слушание и говорение как активные механизмы выполнения деятельности психолога-профконсультанта. 22. Нестандартизованное интервью в процессе профконсультации. 23. Диагностическое интервью типа «История жизни и профессионального пути клиента». 24. Направленное интервью «Моя работа». 25. Типы и качество вопросов при ведении профконсультации: открытые, закрытые (директивные), косвенные, проективные. 26. Критерии построения вопросов (ясности, адекватности, гибкости, простоты). 27. Основные направления профориентации: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональный подбор.
28. Медицинские аспекты профконсультации.
Примерные задания тестового контроля: 1. Разработка периодизации развития человека как субъекта труда принадлежит - Е.А. Климову - Н.С. Пряжникову - Л.М. Митиной - Л.С. Выготскому 2. Система утверждений находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественных положений, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица. - профессиональная идеология - профессиональная этика - профессиональная дружба - профессиональный интерес. 3. Набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде. - предмет труда - объект труда - цель труда - процесс труда 4.Какое значение в контексте труда имели песня и танец в древности: - помогали снять стресс и психическое напряжение - служили «производственной гимнастикой» - выступали средством психологической настройки на труд
Для успешной зачета студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать. При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов при устном опросе учитывается участие их в работе на лекциях и семинарских занятиях, выполнение ими практических работ. В итоговой оценке по курсу учитывается эффективность выполнения студентом всех форм работы. Критерии оценки знаний студентов. Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольного теста по материалам лекционных и семинарских занятий. Итоговая оценка по дисциплине: Отметка «зачтено» ставится, если: знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ на основные и дополнительные вопросы билета:
§ Студент свободно владеет научными понятиями; § Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета; § Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете; § Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента; § Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики; § Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию. Отметка «незачтено» ставится, если: § Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии профессионального развития личности; § Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно; § На большую часть дополнительных вопросов по содержанию курса студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|