Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.




Самостоятельная работа студентов организуется следующим образом:

- для самоконтроля знаний по курсу, студент может обратиться к предложенным вопросам, темам докладов, подготовить сообщение по проблематике или осуществить аналитический обзор первоисточников;

- реферирование первоисточников, статей в периодических изданиях;

- подготовка к тематическим дискуссиям.

Примерный перечень практических заданий:

1. Подготовка к обсуждению таблицы «Теории профессионального развития», составленной на основе результатов теоретического обзора литературы, знаний из ранее изученных дисциплин, а также результатов собственных наблюдений. Составить таблицу, в которой дать характеристику психологических теорий профессионального развития личности по следующим вопросам:

1) основные понятия, используемые при описании психологических феноменов;

2) основные концептуальные положения, на которые опирается теория;

3) прикладные задачи, которые можно решать, используя данные положения (практическая ценность и назначение теории);

4) проблемы, которые поднимаются в данной теории.

Охарактеризовать по данной схеме следующие теории:

- самоактуализации (А. Маслоу)

- профессиональной ориентации (Дж. Крамбольца)

- развития профессионального самосознания (Е.А. Климова)

- профессионализации (Э.Ф. Зеера).

2. Апробация метода профессиональной генограммы. Построить семейную профессиональную генограмму (графическую схему, на которой отражаются профессиональные занятия членов семьи). Проанализировать культурные, национальные стереотипы о профессиональных ролях, статусе, видах карьеры, используемые членами семьи. Понять истоки барьеров, возможных проблем в этой области и наметить пути их преодоления.

3. Апробация биографического метода. Собрать и проанализировать профессиональную биографию личности. Описание методики прилагается.

 

4. Провести неструктурированное психологическое интервью с взрослым человеком, имеющим опыт работы по профессии. По результатам интервью составить протокол, где отразить следующее:

– формулировка проблемы;

– основная информация по проблеме;

- основные противоречия, заявленные клиентом;

- формулировки клиента по проблеме;

- желаемый результат;

- поиск позитивного;

Варианты решения проблемы (не менее 4).

5. Провести структурированное интервью по схеме «План интервью в организации» (прилагается в папке «Методики»). Проанализировать результаты и сравнить с полученными ранее с помощью неструктурированного интервью.

6. Выполните следующие упражнения:

1) помогите кому-либо из своих знакомых определить достигнутый им результат в какой-либо области по его выбору;

2) проведите переформулирование проблемы клиента, найдя в ней нечто полезное для него;

3) проведите переформулирование какого-либо недостатка клиента, отметив, какие преимущества дает ему этот недостаток.

Контрольные вопросы к зачету

1. Общие вопросы психологии профессионального развития личности.

2. Профессиональное развитие личности как область научного психологического знания.

3. Отечественные теории профессионального развития, основные положения и представители.

4. Зарубежные теории профессионального развития, основные положения и представители.

5. Особенности деятельности специалистов по профориентации и современное разделение труда между ними.

6. Специфика работы консультативных подразделений центров профориентации, службы занятости, коммерческих и общественных организаций, способствующих трудоустройству.

7. Юридические и этические основания деятельности психолога-профконсультанта.

8. Вопросы профессиоведения и взаимосвязь их экономических, социологических, юридических, медицинских и психологических аспектов.

9. Принципы систематизаций классификаций профессий в целях практической профконсультации.

10. Сравнительная характеристика особенностей структуры трудового сознания, ценностных ориентаций в различных типах профессионального мышления (биономический, технономический, социономический, сигнономический и артономический типы).

11. Психологические трудности, испытываемые человеком в ходе профессиональной реориентации (при перемене работы), в случаях появления требований «новых предметов труда.

12. Варианты психологической и профконсультационной помощи человеку.

13. Значение эквивалентности труда и образования для профилактики состояний фрустрации и профессионального стресса.

14. Соотношение функциональных и вещественных средств труда в работе разных специалистов.

15. Предмет (объекты) труда, цели деятельности, средства, условия, нормативы и правила труда профконсультанта.

16. Методы работы профконсультанта (индивидуальные, групповые, массовые).

17. Содержание массовых методов работы: публичные выступления в СМИ, проведение опросов, лекционная деятельность.

18. Общая характеристика групповых методов: профориентационные игры и ситуации; тренинговые и клубные формы работы.

19. Препятствия в деятельности психолога-профконсультанта: социально-психологические, межполовые, индивидуальные и возрастные различия психолога и клиента.

20. Интервью как основная форма ведения профконсультации. Виды интервью.

21. Слушание и говорение как активные механизмы выполнения деятельности психолога-профконсультанта.

22. Нестандартизованное интервью в процессе профконсультации.

23. Диагностическое интервью типа «История жизни и профессионального пути клиента».

24. Направленное интервью «Моя работа».

25. Типы и качество вопросов при ведении профконсультации: открытые, закрытые (директивные), косвенные, проективные.

26. Критерии построения вопросов (ясности, адекватности, гибкости, простоты).

27. Основные направления профориентации: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональный подбор.

28. Медицинские аспекты профконсультации.

 

Примерные задания тестового контроля:

1. Разработка периодизации развития человека как субъекта труда принадлежит

- Е.А. Климову

- Н.С. Пряжникову

- Л.М. Митиной

- Л.С. Выготскому

2. Система утверждений находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественных положений, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица.

- профессиональная идеология

- профессиональная этика

- профессиональная дружба

- профессиональный интерес.

3. Набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде.

- предмет труда

- объект труда

- цель труда

- процесс труда

4.Какое значение в контексте труда имели песня и танец в древности:

- помогали снять стресс и психическое напряжение

- служили «производственной гимнастикой»

- выступали средством психологической настройки на труд

 

Для успешной зачета студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лек­ций, овладеть практическими навыками и уметь их продемонст­рировать.

При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов при устном опросе учитывается участие их в работе на лекциях и семинарских занятиях, выполнение ими практических работ.

В итоговой оценке по курсу учитывается эффективность выполнения студентом всех форм работы.

Критерии оценки знаний студентов. Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольного теста по материалам лекционных и семинарских занятий.

Итоговая оценка по дисциплине:

Отметка «зачтено» ставится, если:

знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ на основные и дополнительные вопросы билета:

§ Студент свободно владеет научными понятиями;

§ Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета;

§ Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

§ Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента;

§ Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

§ Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию.

Отметка «незачтено» ставится, если:

§ Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии профессионального развития личности;

§ Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

§ На большую часть дополнительных вопросов по содержанию курса студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...