Управленческие роли руководителей
-----------------------—. Прежде чем обратиться к управленческим ро- Виды ролей лям руководителя, напомним, как трактуется это руководителей понятие в социальной психологии Под ролью --------------------------1 понимается функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Среди ролей различают конвенциональные и межличност- Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина ные роли Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей Конвенциональные роли связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т д Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной работе лиц, организованных в группы От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют различные социальные и управленческие роли Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его реальному положению, т е. статусу, в организации Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям У них есть своя особая специфика В приводимой ниже таблице 1 схематично даются управленческие роли руководителей по Г Минцбергу/17/ Таблица 1 Управленческие роли руководителей (по Г.Минцбергу) /10/
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова
Часть!. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
По мнению Г Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени Эти роли не являются независимыми друг от друга Наоборот, они взаимозависимы Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации. 1.7. Содержании деятельности руководитечли. Типология руководители Основная задача менеджера — постоянно руководить людьми в процессе их труда Цель управления людьми, вовлеченными в общий трудовой процесс, — выполнение реальной работы и получение определенных результатов Чтобы достигнуть общей цели, необходима координация деятельности многих людей, т е управление как процесс необходимо для достижения групповых целей, с которыми не в состоянии справиться один человек В современных организациях от менеджера зависит решение целого ряда задач. Основные из них: 1) постановка целей; 2) мотивирование и стимулирование труда персонала; 3) определение методов получения производимой продукции. Работа менеджера в современных организациях состоит в том, чтобы управлять не только производством, но и руководить людьми Каждый менеджер имеет необходимые знания в экономической, технической и других областях деятельности. Но этого недостаточно, чтобы эффективно управлять людьми Эффективное управление предполагает обязательное знание закономерностей человеческого поведения Очень важно, чтобы руководитель организации понимал необходимость использования всех знаний, которыми владеют сотрудники По этому поводу были сформулированы Р Лайкертом следующие варианты учета этого фактора:
1 Использование знаний, которыми обладают работники высшего уровня. 2. Использование знаний, которыми обладают работники высшего и среднего уровней. Деятельность менеджера 3. Использование знаний, которыми обладают работники всех уровней в определенной ограниченной области 4 Использование знаний, которыми обладают работники всех уровней в широком плане /6/ С изменением конкретной управленческой ситуации менеджер должен четко представлять реакции, характер и поведение своих подчиненных В этом случае он обязан прогнозировать, каким образом будут вести себя отдельные подчиненные, а также целые работающие группы (коллективы) Практические знания по психологии здесь крайне необходимы Однако совершенно несправедливо требовать от руководителя знания всех своих подчиненных, участвующих в процессе производства Более важным для него является знание производства, а также требований производства к человеку. Управлять людьми в процессе производства намного сложнее, чем физическими объектами, т к ответные реакции человека, его желания, стремления и т д очень разнообразны. Трудность работы руководителя усугубляется тем, что он должен хорошо уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных Законы и нормы группового поведения людей призваны регулировать их деятельность, а в некоторых случаях — ограничивать определенные нежелательные их действия Не всегда интересы организации и собственные интересы людей тесным образом связаны между собой Совершенно необходимым является умение оценивать своих подчиненных по их поведению, а не по эмоциональному отношению к ним В силу особенностей человеческой коммуникативной деятельности люди часто говорят не то, что думают Это также должен иметь в виду менеджер Данное обстоятельство способствует тому, что менеджер не всегда имеет правильную и надежную информацию о чем-либо в процессе управления деятельностью людей, что вносит значительные искажения в сведения о проблемах, задачах, которые приходится решать с помощью своих подчиненных Людям свойственно не просто сообщать сведения, которые они извлекают в процессе работы, а интерпретировать виденное или слышанное В связи с этим факты и вымыслы бывает трудно отделить друг от друга.
Успешность управления в значительной степени зависит также от того, насколько подчиненные получают ясные и четкие формулировки от менеджера. Немаловажным является также, насколько под- Часть1. Глава 1. Психолошя управления — самостоятельная научная дисциплина чиненные правильно понимают требования и задачи, которые необходимо решить. Но прежде чем отдавать конкретные распоряжения своим подчиненным, менеджер обязательно должен удостовериться, как подчиненные понимают данную управленческую ситуацию Только после этого можно формулировать персональные задания в четких и доступных для понимания выражениях Одной из существенных трудностей в управлении людьми является налаживание обратной связи В обычном понимании под обратной связью в практике управления понимается информация, которая поступает от исполнителей. Она может быть как положительная, так и отрицательная Подчиненные не всегда в состоянии понять, что результаты, полученные ими, не соответствуют тем требованиям, которые предъявлялись менеджером Правильная обратная связь в сочетании с положительным мотивирующим воздействием, идущим от менеджера, может стать сильным средством побуждения работающего к положительному отношению и выполнению своих обязанностей. Люди не будут результативно трудиться, если не заботиться о побуждении у них интереса к работе В известном смысле слово "интерес" может выступать в двух значениях В первом он понимается как форма удовлетворения материальных потребностей человека, в другом — как положительное эмоциональное отношение личности к предмету или процессу деятельности Важнейшей задачей всех менеджеров является установление четких и ясных целей для исполнителей В западных руководствах по менеджменту существует развитая философия менеджмента Руководитель в своей работе исходит из определенных принципов. Во-первых, работник должен с помощью руководителя четко усвоить как поставленные перед ним цели, так и возможные результаты, которые он должен достигнуть Во-вторых, хороший руководитель активно руководит деятельностью персонала В этом отношении работнику нужно дать понять, что он является активной личностью, обладает определенной самостоятельностью при выполнении задач, а также может в нужный момент получить поддержку от своего руководителя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|