Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законодательного процесса.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие, виды и принципы правотворчества Создание нормативно-правовых актов осуществляется различными субъектами нормотворчества и способами придания актам юридической силы. Для проведения классификации правотворчества необходимо выделить основания деления правотворчества на виды: · В зависимости от круга субъектов правотворчества, оно может быть: 1. Моносубъектным 2. Полисубъектным Субъектный состав нормотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном нормотворчестве разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия · По характеру правотворческих полномочий выделяют: 1. Непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме референдума 2. Правоустановительную деятельность компетентных органов государства Подобная форма правотворчества наиболее часто используется в небольших государствах, например, в Швейцарии, где более или менее вопросы решаются на референдуме. По своему характеру референдум может быть: 1. Контрольный - всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в конституции. 2. Факультативный референдум - голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей 3. Плебисцитарный - референдум, результаты которого не обязательны для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер В пределах своей компетенции государственные органы издают нормативно-правовые акты, составляющие систему законодательства. В этом и состоит правоустановительная деятельность компетентных органов. · По способу придания нормативно-правовым актам юридической силы, выделяют:
1. Делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, например, правительства, которая осуществляет по поручению парламента, принятие оперативного решения определенных проблем, определенных нормативно правовых актов, входящих в компетенцию представительных органов. Эта форма правотворчества распространена в западных странах, поскольку позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни и оперативно принимать необходимые акты. 2. Санкционированное правотворчество - представляет собой процесс придания характера правовой нормы, правилу поведения, которая или уже существовала в обществе в форме обычая или выработана общественными организациями. Однако несмотря на известные различия, все виды правотворчества осуществляются на основе общих принципов и среди них особое место занимает · Принцип законности - он предполагает, что любой нормативно правовой акт принимается государственным органов в строго установленном порядке и в пределах своей компетенции. Этот принцип также означает, что принятый нормативно-правовой акт не должен противоречить конституции и нормативно-правовым актам, которые обладают большей юридической силой. · Принцип профессионализма - созданием нормативно-правовых актов должны заниматься юристы, политологи, экономисты. Все это влияет на качество принимаемых нормативных актов · Принцип гласности - обсуждение принимаемых нормативно-правовых актов должно проходить открыто и должны учитываться интересны всех социальных групп. Все нормативно-правовые акты должны быть опубликованы, т.к. существует положение, что незнание законов не освобождает от ответственности. · Демократизм – всенародное обсуждение важных законопроектов. Например, ФЗ «О полиции». · Научность - предполагает всестороннее обоснование принимаемого законопроекта. Необходимо проанализировать его целесообразность и возможность реализации.
· Принцип планирования – правотворческая деятельность должна распределяться в течение всего года равномерно, а не аврально. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законодательного процесса. Нормативно-правовые акты создаются в результате особой правотворческой деятельности органов государства, наделенные правом правотворчества и в современной науке нет единства во мнении по вопросу о понятии правотворчества и более того в юридической науке для описания процесса создания нормативно-правовых актов используется понятия: · Правотворчество · Законотворчество · Правообразование Эти категории тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Правообразование - наиболее широкое понятие, отражающее процесс возникновения формирований права под влиянием объективных потребностей человека в нем. Правотворчество - представляет собой составную часть правообразования, когда под влиянием изменившихся объективных условий, возникает потребность в совершенствовании существующего права. В свою очередь, понятие правотворчество шире понятия законотворчество. Правотворчество характеризует деятельность всех органов государства в области создания правовых актов, которые на то уполномочены, т.е. органов зак власти, исп, суд и также орг местного самоуправления. Акты всех этих органов называются правотворчество. Законотворчество – это деят-ть по созданию и принятию законов. Является особым видом правотворчества и относится к компетенции только законодательных органов. Общеизвестно, что право регулирует не все, а часть общественных отношений, и существуют области, в которых правовое регулирование не только не уместно, но и не допустимо. Например, в сфере частной жизни, права, лишь в самых общих чертах влияет на хар-р взаимоотношений между людьми. Эти отношения в основном регулируются нормами нравственности. Стремление сделать личную жизнь предметом регулирование свойственно полицейскому государству и поэтому существенным недостатком российского общества правотворческого процесса, является включение в сферу законодательного регулирования отношений, которые могут быть урегулированы на более низком ур-не и более того, не нуждаются в правовой регламентации вообще. В последние годы предпринимаются попытки урегулировать законом все виды деятельности во всех сферах общественной жизни.
По мнению специалистов, все это не только оказывает отрицательное влияние на систему государственного управления, возведя ведомственный, групповой интерес на уровень всеобщего, но и чрезвычайно усложняет правовую систему и в какой-то мере размывает границы права. Например, Ельцин отклонил ФЗ «О пчеловодстве». С 2012 года по 2016 год было принято 1817 законов (дума 6 созыва). Дума 5 созыва приняла 1608 законов. Стадии правотворчества Правотворчество сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Если рассматривать правотворчество только с точки зрения его фактического содержания, образующих его организационных действий, то оно охватывается понятием правотворческая деятельность или правотворческий процесс. Правотворческий процесс представляет собой сложную систему организационных действий – это технология созданий н-п акта, состоящая из последовательных операций, в рез-те осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт. Основными стадиями правотворческого процесса является: · Подготовка проекта нормативно-правового акта: выявление потребностей в правовом регулировании, анализ экономических, социологических и иных данных по этому вопросу, изучение действующих правовых актов по этому вопросу и практики их применения, определение целей и выбор методов правового регулирования для данного случая, выработка текста проекта нового акта, его обсуждение, согласование с заинтересованными органами, всенародное обсуждение. · Прохождение проекта нормативного акта в правотворческом органе и придание ему соответствующей юридической силы · Упорядочение действующего права в связи с изменениями, внесенными в него новым нормативным актом: отмена актов, потерявших силу, внесение дополнений и изменений в действующие акты, систематизация актов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|