Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В процессе систематизации нормативно-правовые акты подвергаются определенной обработке и классифицируются в определенном порядке, по разделам, рубрикам, т.е. упорядочиваются и приводятся в определенную систему. Это,так называемая, внешняя систематизация. Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании и в зависимости от состояния законодательства и целей систематизации, выделяют следующие виды систематизации: · Инкорпорация - представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке, и в результате инкорпорации проводится лишь внешняя обработка действующего законодательства. Поскольку содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. Инкорпорация бывает: 1. Официальная. 2. Неофициальная. Упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих н-п актов. Издаваемые этими органами сборники зак-ва имеют официальный хар-р. На них можно ссылаться в процессе правотворчества и изменения права. По своей юридической природе, акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно правовых актов. Различают два вида официальной инкорпорации: 1. Хронологическую 2. Предметную (систематическую) Хронологическая инкорпорация - такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативных актов проводится по времени их опубликования и вступления в юридическую силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (собрание законодательства РФ)
Систематическая инкорпорация – представляет собой упорядочение действующих н-п актов по предметному признаку: по отраслям права, по институтам права, по сферам гос деят-ти и т.д. В таких сборниках нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования, и пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица, граждане, могут быстро найти необходимый н-п акт. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или учебными заведениями, ведомствами, учеными, практиками, без специальных на то полномочий правотворческих органов. Обслуживает потребности органов, учреждений, специалистов в н-п материале. Не является официальной формой опубликования. На них нельзя ссылаться в процессе правоприменительной и правотворческой деятельности. · Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства, по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которое осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых, существенных изменений. Признаки кодификации: 1. Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы. 2. В результате кодификации создается новый н-п акт, который включает нормы, существенно отличающиеся от действующих. 3. Акт кодификации является сводным актом, поскольку в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулирующие одну и тоже сферу общественных отношений. 4. Нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование отношений. Акты по своему содержанию и наименованию разделяются на 5 основных видов:
1. Основы законодательства - это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерацией и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться прежде всего в нормативных актах, принимаемых субъектами РФ, а также в актах федеральных правотворческих органов. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей, либо институтов права и обеспечивают согласованность всех норм, соответствующих отраслей и институтов. Сейчас действуют такие акты: Основы лесного законодательства. Основы законодательства о культуре. Основы законодательства об охране здоровья граждан. 2. Кодекс - значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение той или иной отрасли законодательства, либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. По характеру охвата, регулируемых кодексом общественных отношений, выделяют: · Отраслевые - регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасти и институты. · Межотраслевые (комплексные) - систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям и объединены общими принципами регулирования значительной области общественных отношений. Такими основаниями является сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства. Кодекс торгового мореплавания, воздушный кодекс, таможенный кодекс. 3. Уставы – комплексные н-п акты, регулирующие правовое положение конкретных органов и организаций либо ту или сферу государственной хоз деят-ти. Устав Центрального Банка России, Устав железных дорог. В форму уставов облекается также порядок деят-ти различного рода воинских формирований, например, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав караульной службы и т.д. 4. Положения - регламентируют правовой статус, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций или учреждений. Например, Положение о Верховном Суде РФ. 5. Правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности. Например, правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьям, профессиональным заболеванием, либо иным повреждениям здоровья, связанные с исполнением трудовых обязанностей.
· Консолидация Юридическая техника Юридическая техника – это совокупность средств, приемов, правил, разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов, обеспечивающее их совершенство и эффективное использование. Определенную часть средств, приемов, правил юридической техники затрагивали при характеристике нормативно-правовых актов, их реквизитов, действии во времени, о поярдке их официального опубликования и т.д. Использование юридической техники при издании правовых норм необходимо для адекватного выражения воли законодателя, понятного простым гражданам и их единообразного применения. Высокий уровень юридической техники отражает состояние правовой культуры общества, обеспечивает эффективность права и соблюдение законов. В зависимости от юридической силы и назначения нормативно-правовых актов выделяют 3 вида юридической техники: · Законодательную · Правоприменительную · Интерпретационную Законодательная(правотворческая) техника – это совокупность правил, средств и приемов их систематизации. Целью использования этих правил является доведение законодательства до известного совершенства, при котором отсутствует пробельность, двусмысленность юридических формулировок и противоречивых нормативно-правовых актов. Правоприменительная техника включает в себя набор правил, приемов, средств формирования и принятия индивидуальных правовых актов (приговоры, решения суда, приказ ректора об отчислении студента). Интерпретационная техника – это совокупность правил, средств, приемов, разъяснение смысла правовых норм и указания по их применению (используется в постановлениях конституционного суда). Наиболее общими средствами, приемами, правилами юридической техники являются: · Юридическая терминология
· Юридические конструкции · Приемы и правила изложения содержания нормативно-правовых актов · Юридический язык 1) Юридическая терминология – это словесное обозначение понятий, используемых при изложении содержания нормативно-правовых актов. В текстах законов используются три вида терминов: 1. Общеупотребляемые - термины, в общепринятом, известном всем смысле (строения,здания, документы) 2. Специально-технические - имеющий смысл, который принят в области специальных знаний (депозит, ипотека и т.д.) 3. Специально-юридические - имеющие особый юридический смысл и выражающие своеобразие того или иного правового понятия (владение, залог, ипотека).
Использование терминологии в н-п актах подчиняется ряду требований: 1. Единство терминологии - один и тот же термин должен употребляться в н-п акте в одном и том же смысле. 2. Общая признанность термина - слова не должны быть изобретены законодателем только для этого закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта. 3. Стабильность терминов – они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с принятием каждого нового закона. 4. Доступность - при всей сложности юридической терминологии, слова и выражения должны цело давать правильное представление о содержании его норм. 2) Юридическая конструкция – это своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается юридический материал (состав правонарушения, состав правоотношения) 3) Приемы и правила изложения содержания нормативных актов – существуют 2 способа изложения юридических норм в тексте законов: · Абстрактный · Казуистический Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия. Казуистический способ изложения, такой, когда явление, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев (казусов). 4) Юридический язык – законы и другие нормативные акты имеют особый юридический стиль изложения, они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст н-п акта нельзя загружать декларативными положениями. Язык закона - общелитературный язык, т.к. он имеет особенности, что позволяет говорить о юридическом языке. Эти особенности - четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя. Для юр языка характерен повелительный, императивный стиль изложения и специальная терминология.
Определенность в вопросе «Что есть право» необходимо как в теоретическом, так и в практическом значении. От решения этого вопроса зависит определение круг источников в котором содержаться нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения. Принципиально важно значения правопонимания для юридической теории, поскольку на основе господствующего понятия права выстраивается вся система правовых понятий: · Правосознание · Нормы права · Правоотношения · Форма и источник права С этим связано формирование юридической доктрины 21 века. Очевидно, что для юриста практика, а конкретно практическое значение, имеет вопросы о том, что следует считать основанием принимаемого решения: · Закон · Представление о справедливости и долге · Собственные убеждения праве
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|