Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.




В процессе систематизации нормативно-правовые акты подвергаются определенной обработке и классифицируются в определенном порядке, по разделам, рубрикам, т.е. упорядочиваются и приводятся в определенную систему. Это,так называемая, внешняя систематизация.

Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании и в зависимости от состояния законодательства и целей систематизации, выделяют следующие виды систематизации:

· Инкорпорация - представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке, и в результате инкорпорации проводится лишь внешняя обработка действующего законодательства. Поскольку содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. Инкорпорация бывает:

1. Официальная.

2. Неофициальная.

Упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих н-п актов. Издаваемые этими органами сборники зак-ва имеют официальный хар-р. На них можно ссылаться в процессе правотворчества и изменения права.

По своей юридической природе, акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно правовых актов. Различают два вида официальной инкорпорации:

1. Хронологическую

2. Предметную (систематическую)

Хронологическая инкорпорация - такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативных актов проводится по времени их опубликования и вступления в юридическую силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (собрание законодательства РФ)

Систематическая инкорпорация – представляет собой упорядочение действующих н-п актов по предметному признаку: по отраслям права, по институтам права, по сферам гос деят-ти и т.д. В таких сборниках нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования, и пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица, граждане, могут быстро найти необходимый н-п акт.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или учебными заведениями, ведомствами, учеными, практиками, без специальных на то полномочий правотворческих органов. Обслуживает потребности органов, учреждений, специалистов в н-п материале. Не является официальной формой опубликования. На них нельзя ссылаться в процессе правоприменительной и правотворческой деятельности.

· Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства, по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которое осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых, существенных изменений.

Признаки кодификации:

1. Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы.

2. В результате кодификации создается новый н-п акт, который включает нормы, существенно отличающиеся от действующих.

3. Акт кодификации является сводным актом, поскольку в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулирующие одну и тоже сферу общественных отношений.

4. Нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование отношений.

Акты по своему содержанию и наименованию разделяются на 5 основных видов:

1. Основы законодательства - это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерацией и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться прежде всего в нормативных актах, принимаемых субъектами РФ, а также в актах федеральных правотворческих органов. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей, либо институтов права и обеспечивают согласованность всех норм, соответствующих отраслей и институтов. Сейчас действуют такие акты: Основы лесного законодательства. Основы законодательства о культуре. Основы законодательства об охране здоровья граждан.

2. Кодекс - значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение той или иной отрасли законодательства, либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. По характеру охвата, регулируемых кодексом общественных отношений, выделяют:

· Отраслевые - регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасти и институты.

· Межотраслевые (комплексные) - систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям и объединены общими принципами регулирования значительной области общественных отношений. Такими основаниями является сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства. Кодекс торгового мореплавания, воздушный кодекс, таможенный кодекс.

3. Уставы – комплексные н-п акты, регулирующие правовое положение конкретных органов и организаций либо ту или сферу государственной хоз деят-ти. Устав Центрального Банка России, Устав железных дорог. В форму уставов облекается также порядок деят-ти различного рода воинских формирований, например, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав караульной службы и т.д.

4. Положения - регламентируют правовой статус, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций или учреждений. Например, Положение о Верховном Суде РФ.

5. Правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности. Например, правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьям, профессиональным заболеванием, либо иным повреждениям здоровья, связанные с исполнением трудовых обязанностей.

· Консолидация

Юридическая техника

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов, правил, разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов, обеспечивающее их совершенство и эффективное использование.

Определенную часть средств, приемов, правил юридической техники затрагивали при характеристике нормативно-правовых актов, их реквизитов, действии во времени, о поярдке их официального опубликования и т.д.

Использование юридической техники при издании правовых норм необходимо для адекватного выражения воли законодателя, понятного простым гражданам и их единообразного применения. Высокий уровень юридической техники отражает состояние правовой культуры общества, обеспечивает эффективность права и соблюдение законов. В зависимости от юридической силы и назначения нормативно-правовых актов выделяют 3 вида юридической техники:

· Законодательную

· Правоприменительную

· Интерпретационную

Законодательная(правотворческая) техника – это совокупность правил, средств и приемов их систематизации. Целью использования этих правил является доведение законодательства до известного совершенства, при котором отсутствует пробельность, двусмысленность юридических формулировок и противоречивых нормативно-правовых актов.

Правоприменительная техника включает в себя набор правил, приемов, средств формирования и принятия индивидуальных правовых актов (приговоры, решения суда, приказ ректора об отчислении студента).

Интерпретационная техника – это совокупность правил, средств, приемов, разъяснение смысла правовых норм и указания по их применению (используется в постановлениях конституционного суда).

Наиболее общими средствами, приемами, правилами юридической техники являются:

· Юридическая терминология

· Юридические конструкции

· Приемы и правила изложения содержания нормативно-правовых актов

· Юридический язык

1) Юридическая терминология – это словесное обозначение понятий, используемых при изложении содержания нормативно-правовых актов. В текстах законов используются три вида терминов:

1. Общеупотребляемые - термины, в общепринятом, известном всем смысле (строения,здания, документы)

2. Специально-технические - имеющий смысл, который принят в области специальных знаний (депозит, ипотека и т.д.)

3. Специально-юридические - имеющие особый юридический смысл и выражающие своеобразие того или иного правового понятия (владение, залог, ипотека).

 

Использование терминологии в н-п актах подчиняется ряду требований:

1. Единство терминологии - один и тот же термин должен употребляться в н-п акте в одном и том же смысле.

2. Общая признанность термина - слова не должны быть изобретены законодателем только для этого закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта.

3. Стабильность терминов – они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с принятием каждого нового закона.

4. Доступность - при всей сложности юридической терминологии, слова и выражения должны цело давать правильное представление о содержании его норм.

2) Юридическая конструкция – это своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается юридический материал (состав правонарушения, состав правоотношения)

3) Приемы и правила изложения содержания нормативных актов – существуют 2 способа изложения юридических норм в тексте законов:

· Абстрактный

· Казуистический

Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия.

Казуистический способ изложения, такой, когда явление, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев (казусов).

4) Юридический язык – законы и другие нормативные акты имеют особый юридический стиль изложения, они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст н-п акта нельзя загружать декларативными положениями.

Язык закона - общелитературный язык, т.к. он имеет особенности, что позволяет говорить о юридическом языке. Эти особенности - четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя. Для юр языка характерен повелительный, императивный стиль изложения и специальная терминология.

 

 

Определенность в вопросе «Что есть право» необходимо как в теоретическом, так и в практическом значении. От решения этого вопроса зависит определение круг источников в котором содержаться нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения. Принципиально важно значения правопонимания для юридической теории, поскольку на основе господствующего понятия права выстраивается вся система правовых понятий:

· Правосознание

· Нормы права

· Правоотношения

· Форма и источник права

С этим связано формирование юридической доктрины 21 века. Очевидно, что для юриста практика, а конкретно практическое значение, имеет вопросы о том, что следует считать основанием принимаемого решения:

· Закон

· Представление о справедливости и долге

· Собственные убеждения праве

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...