Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высказывания западных мыслителей о вере и о смерти




 

Эмиль Людвиг, биограф:

«Я верю в божественность природы, как это понимал Гете, и не верю ни в одну из учрежденных религий. Так же чужды мне понятия «атеист» или «агностик», как и сами эти слова. Я разделяю с иудаизмом его великие принципы, но сторонюсь их неприкрытой суровости. Я разделяю с евангелизмом его идею милосердия, но сторонюсь его посредничества между Богом и мной. С Индией меня связывает вера в вечное существование мира, но я не принимаю нирваны.

То, что люди могут ссориться и даже воевать из–за религии, для меня так же непостижимо, как и любое миссионерство в духовных вопросах. Пропаганда хороша для масс и для таких безальтернативных институтов, как государство и национальная экономика. По той же причине, по которой мы не можем убедить кого–то влюбиться, мы должны воздерживаться от этого подхода в вопросах веры, или метафизики.

Я поднимаю шляпу перед любым изображением Бога из уважения к людям, стоящим перед ним на коленях; но мне не известен ни один из домов Бога, пригодный для молитвы. Тот факт, что великолепнейший из всех храмов, афинский Парфенон, стоит без крыши, доказывает мне, что Господь испытал облегчение, выйдя оттуда из заключения.

Мораль — это нечто совершенно иное; в ней нет ничего ни от Бога, ни от религии. Два главных земных дара, красота и здоровье, являются для меня только проявлением милости некой неизвестной мне силы. Когда же мне хочется визуализировать свои мечты, они всегда принимают имена и образы богов Греции.

Я готов видеть веру только в непосредственном восприятии божественных проявлений, не приближаясь к Нему с помощью какой–либо системы. Гете сказал: «Не пытайтесь узнать, что стоит за феноменами, они сами по себе являются доктриной».

Что касается вопроса существования после смерти, я могу только суммировать свои мысли в словах, которые Гете, много раз формулируя это в течение жизни, под старость выразил так: «Убеждение в моем последующем существовании появляется во мне, благодаря концепции активности: если я работаю безостановочно до самого конца, Природа обязана предоставить мне другую форму существования, когда нынешняя не сможет больше поддерживать работу моего ума».

Я узнаю Бога в логичности конструкции кристалла не меньше, чем в баховской фуге. Я вижу Бога в умоляющем взгляде собаки так же, как и в прекрасной форме женской груди. Он является мне в пушистом обрамлении бутона магнолии и в руке ребенка, срывающей его до цветения. Я нахожу Его проявление в расцвеченных крыльях бабочки и в утренних заморозках, обрекающих её на смерть. Я узнаю Его в нынешней революции, которая пытается стереть прошлые несправедливости. Я вижу Его в пылающих глазах того, кто клянется отомстить сопернику, и в уверенной руке хирурга, после дуэли вынимающего пулю из глаза. Я вижу Его в мастерской руке Леонардо, который выписывает неземную улыбку на губах своего божественного шедевра и рисует карикатуры на человеческие типажи. Я вижу Его в игривом котенке, разглядывающем в зеркале товарища для своих игр, и в жутких глазах грабителя, следящих за жертвой. Я распознаю Бога во вдохновении, которое Он посылает мне во сне, и в длительности работы, которую я должен проделать».

Оливер Лодок:

«Как личность, я убежден в продолжении человеческого существования после смерти тела. И хотя я не готов обсуждать все достаточно подробно, эта вера происходит из научной очевидности и опирается на эксперименты и факты. Я решительно утверждаю реальность воскресения, и некоторые свидетельства того вполне убедительны. Это явление не должно рассматриваться более поверхностно, чем любой другой научный факт».

В. Тюдор Джонс:

«Центр тяжести этого вопроса находится на уровне психологии, и он скорее близок к подтверждению, нежели к отрицанию продолжения жизни после смерти. Наша смерть — рождение к высшей жизни».

Платон:

«Душа должна быть и несотворенной, и бессмертной. В том случае, если человеческая душа входит в тело животного, через какое–то время, когда это животное становится человеком, душа вновь возвращается в человека».

Жорж: Санд:

«Брошенным в эту жизнь, как в горнило печи, нам, после забытого предыдущего существования, суждено быть переплавленными борьбой, страстями, сомнениями, болезнями и смертью. Все эти тяготы мы переносим для нашей же пользы, для нашего очищения, и, если можно так сказать, для нашего совершенствования. От века к веку, от расы к расе нас сопровождает трудный прогресс; трудный, но определенный. В этом движении, несмотря на все возражения скептиков, проявляется истина. Несовершенства и горести нашего существования обескураживают и гнетут нас с одной стороны, но более благородные качества, дарованные нам, чтобы мы искали совершенствования, делают все для нашего освобождения и вырвут нас из плена страха, несчастий и даже смерти. Инстинкт божественности, всегда более сильный на свету и при напряжении, поможет нам постичь, что ничто в этом мире не умирает полностью, и что мы просто исчезаем для вещей, окружающих нас в земной жизни, чтобы повторно начать наше продвижение к добру в более благоприятных обстоятельствах».

Профессор Френсис Бовен:

«Доктрина метемпсихоза, и это можно сказать почти с полной уверенностью, была врожденной для человеческого ума. Мы можем судить об этом по её широкому распространению на Земле и по её преобладанию во времени».

Артур Месси:

«Хотя и чуждая западному менталитету, доктрина реинкарнации, тем не менее, принята большинством человечества, и так было с самых ранних времен. Есть семь наиболее популярных аргументов в её пользу, которые более разумны и логичны, нежели те, что представлены в большинстве теологических доктрин.

1. Она крайне необходима для универсальной идеи

бессмертия.

2. Она выглядит наиболее вероятной её аналогией.

3. По многим аспектам она согласуется с наукой.

4. Она востребована сущностью нашей души.

5. Это наиболее полноценный ответ на теологические представления о «первородном грехе» и «будущем

наказании».

6. Это объясняет многие загадочные явления и необычные воспоминания.

7. Только она разрешает проблему несправедливости и страдания, которые доминируют в физическом существовании.

Христианское учение «Что человек посеял, то он и пожнет» полностью укладывается в восточное представление о перевоплощении и карме.

Поскольку не существует столбовой дороги к выдающимся способностям, существование вундеркиндов и гениев — факт в пользу реинкарнации. Каждый проходит сквозь множество жизней и накапливает опыт, поэтому все мы так отличаемся друг от друга».

 

 

Глоссарий

 

Авидья — неведение, невежество

Агни — Владыка огня, огонь

Адитья — группа богов, определяемая в Ведах числом 7 или 8. Затем число их возрастает до 12 (ассоциируются по знакам солнечного зодиака).

Адхарма — отвращение к религии

Акаша — эфир, единая и вечная субстанция, одна из пяти первостихий.

Аманава ггуруша [Amanava Purusha] - сверхчеловек

Апана [Арапа] — одна из пяти Пран, осуществляет управление низшими фунциями в человеческом теле, особенно выделительными

Апсары — небесные танцовщицы

Апурва [Apurva] - предшественник, предтеча [в тексте упоминается еще тонкое свойство, соединяющее жертвуемое (молоко, творог…) с тем, кому жертва предназначена]

Арджуна (Каунтея, Партха) — царь–подвижник, борющаяся душа ученика, любимый ученик Кришны

Асана — определенное положение тела; йогическая поза

Атма, Атман — душа, внутренняя духовная субстанция, принцип жизни

«Атма Пурана» — священная книга самопознания

Ахамкара [Ahamkar] — гордыня

Ачар — характер

Ачарьи–учителя, наставники

Ашрам — обитель отшельников; религиозное сообщество, организованное духовным авторитетом

Аюрведа — традиционная медицинская система Индии, наука долголетия

Брамин—представитель высшей из четырех индийских каст

Брахма, Брахман—Высшее Божество

Брахмагьяна, брахмаджнана — познание Всевышнего

«Брахмасутры» — священная книга индуизма, излагающая основные религиозные принципы

Брахмавидья — познание Господа

Брахмачарья — обет безбрачия, целибат

Буддхи — духовная мудрость; в общепринятом смысле — интеллект

«Бхагават», «Бхагаватам» [Bhagavat; Bhagavatam] - священная книга индуизма

Бхакта [Bhaktas] - последователь, преданный

Бхакти — преданность Бхашья [Bhashya] — перевод, комментарии Бхав, бхава [Bhav; Bhava] - чувство Бхога [Bhoga] -удовольствие

Вайкунта [Vaikunta] -обитель Всевышнего Вайраджья [Vairagya] - отказ, самоотречение, бесстрастность Вайтарани или Вайтарини — мост или река в аду Вайшья — третья каста в индуизме

Вайю — Божество, олицетворяющее ветер, трактуется как одно из состояний материи — воздух Варуна — бог воды

Васаны — впечатления о действиях, остающиеся в сознании человека

Васудэва–Бог

Веданта — философское учение Индии

Веды — собрание священных текстов индуизма

Вивека — пробуждение, способность различать

Видемукти [Videhmukti] - освобождение

Видья — знание, обучение

Вичара — мысли

Вишванатан [Viswanathan] - один из богов

Вишну — одно из имен Господа

Вьяна — одна из пяти Пран, распределяет жизненные энергии, от нее зависит циркуляция крови

Гандхарвы — в Ведах эти Божества раскрывают людям тайны небес

и земли

Гаятри–джапа [Gayatri Japa] - повторение гимна Гаятри

«Гита» («Бхагават–Гита») - священная книга индусов

Гопи — пастушки, подруги Кришны

Грахашастра [Grahastha] - период жизни человека в семье

Гуны — добродетели

Гуру—духовный наставник

Гуру мантра — первое наставление учителя

Гхи — очищенное коровье масло, используемое в ритуальных обрядах для приготовления пищи

Гьяна — знание

Гьяна индрии (джнана индрии) - астральные каналы человеческого познания; пять чувств

Гьяни — мудрец

Дама [Dama] - контроль

Дэва — Бог, небесное существо — доброе, злое, нейтральное

Дэвачан [Devachan] — «обитель богов»; промежуточные миры или состояние, в котором пребывает Эго между двумя жизнями после разложения низших тел

Дэваяна [Devayana] - путь богов

Джайны — последователи джайнизма, одного из религиозных направлений в Индии

Джапа — повторение мантр

Джива–душа

Джнана — знание

Дигамбара [Digambara Jains] - религиозная секта

Дхарана — вера, концентрация

Дхарма–Священный закон, канон буддистов; термин, равнозначный понятию религии, духовного Пути и этических правил

Дхарма Раджа — бог, решающий судьбу души после смерти тела

Дхиана — медитация, размышление

Доши [Doshas] - недостатки, нечистота

Дришти [Drishti] - зрение

Дурга — женская сила бога, имя Кали, супруга Шивы

Индра — главное ведийское божество; Бог–громовержец, возглавляющий богов в их противостоянии с асурами

Индрии — чувства

Ишвара — Бог, владыка; в системах йоги тождественен высшему «Я», Духу, Пуруше

Йога — состояние сверхсознания; единение с Богом Йога–садхана–йогическая практика Йони–различные виды жизни во Вселенной

Кайвалья — познание себя

Кала — время

Калал — первая стадия развития зародыша в утробе матери

Кали — богиня разрушения

Кама — страсть, желание

Карма — деяния

Карма–мукти — постепенное освобождение

Катха [Kathas] - чтение священных писаний

«Катха Упанишада» [Kathopanishad] - священная книга

Киртан — пение священных гимнов

Кришна — одно из имен Бога

Кубера — бог изобилия и достатка

Кундалини–шакти — внутренняя духовная сила человеческого тела Куруши [Kurus] - клан воинов, сражавшихся в знаменитой войне Махабхараты Кшатрии — члены второй по статусу касты в Древней Индии, это

воины и цари

Линга Шарира [Linga Sareera] — внешняя оболочка человеческого скелета [в тексте говорится, что это астральное тело]

Майя — всемирная иллюзия

Мантры — гимны во имя Господа

Ману [Manes] - небожитель

«Манусмрити» [Manusmriti] - священная книга, индуистский свод законов

«Махабхарата» — великий индийский эпос

Маха–Мритьюнджая–мантра [Maha Mrityunjaya Mantra] - гимн, посвященный Владыке Шиве, исполняемый для преодоления смерти

Мокша — полное освобождение от цикла рождений и смертей

Моуна [Mouna] - молчание

Моха — привязанность

Мукта — освобожденная душа

Мукти — освобождение

Нади — астральные каналы в человеческом теле Намасмаран [Nama Smaran] - повторение имени Бога Нараяна — одно из имен Бога Нирвана — состояние полного освобождения Нирвикальпа — чистота, непорочность Нирджуна Брахман — незнание Брахмана

Нияма–вторая ступень йоги Патанджали, свод индивидуальных правил поведения Ом или Аум — мистический слог, самое священное слово в Индии, это взывание, заверение, обещание и благословение

Пандит–ученый

Панчагм Видья [Panchagm Vidya] - знания о физическом теле

Параматма — всепроникающая Душа

Питри — прародители, предки

Праджапати — имя бога–создателя нашей Вселенной

Пракрити — материальный мир, природа; женское начало

Прана — жизненная сила

Пранаяма — регулируемый способ дыхания

Пранаяма–кеша — наука о дыхании

Прасноттари [Prasnottari] - вопросы и ответы

Праясчитта — искупление

Прем [Prem] — божественная любовь

Преталока — один из низших посмертных миров, мир голодных духов, куда попадают после смерти оболочки людей с дурной кармой

Притхви [Prithvi] — земной план

Пуджа — поклонение

Пураны — священные книги индуистов

Пуруша — мужской созидательный принцип Вселенной

Раджа–йога–один из видов йоги, царская йога

Раджас — страсть

Ракшасы — злобные существа

«Рамаяна» — индийский эпос

Риши — мудрец, знающий тайны жизни

Рудра [Rudra] - бог разрушения; одно из имен Шивы

Садхак—святой человек

Садхана–духовная практика

Садху — добродетельный человек

Сама — сбалансированное состояние ума

Самадхи — состояние сверхсознания

Самсара — этот мир

Самскара — жизненные впечатления

Самьяма — время

Сандхья — обряд, проводимый в вечернее время, период между утром и вечером, буквально «сумерки»

Саньяса — период жизни, когда человек отказывается от мира

Саньясин–претворяющий саньясу

Сарвавидья — всепроникающее знание

Сатсанг — духовное собрание

Саттва — чистота

Сат–чит–ананда–бытие, сознание и блаженство; триединое качество, присущее природе Брахмана

Сат–чит–ананда Сваруп [Sat–chit–ananda Swaroop] - бог истинного сознания и счастья

Сватнис [Swatnis] - ученые люди, оставившие мир

Сидцха — совершенный последователь йоги

Смрити — священные писания

Сома — ритуальный напиток, сок, обладающий наркотическим воздействием, обожествлялся в гимнах, приносился в жертву богам

Сурья — Солнце, которому поклонялись в Ведах; бог Солнца, почитание которого даровало исцеление

Сурьялока — один из небесных планов

Тамас — качество Тьмы, инертность, низшая из трех гун Тарпан — приношение

Тапас — аскетизм, воздержание; накопление огненной духовной энергии, медитация Тапасвин — аскет, отшельник Таттва–элемент Теджас [Tejas] -аура

Удана Вайю [Udana Vayu] - жезнетворное дыхание Упанишады — полные духовной мудрости диалоги между риши и их учениками, комментарии к Ведам

Хари — одно из имен Всевышнего Хатха–йога–один из видов йоги

Чайтанья — способность осознавать Чакры–духовные центры в астральных каналах Чандала [Chandala] - обычный человек, посредственность «Чандогья Упанишада» [Chandogya Upanishad] — священная книга индуистов

Чандралока (Питрилока) - один из небесных планов Чит, Читта [Chit; Chitta] - самосознание Читрагупта [Chitragupta] - помощник Ямы

Шакти–сила

Шанкара — одно из имен Всевышнего, имя Шивы. Также известный индуистский философ и вероучитель Шиваизма–Шанкарачарья.

Шраддха — обряд, который старший сын должен провести после смерти отца

Шудры — низшая каста в индуизме

Шлока — строфа, стихи из четырех полустрок

Шрути — священные писания

Якша — тело, обретаемое на небесах Яма — бог смерти; ступень йоги

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...