Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правосознание: понятие, сущность, структура, виды




Правовое сознание (правосознание) является одной из форм общественного сознания и представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, социальных групп или всего общества в целом, выражающих отношение к праву.

Оно охватывает отношение людей к праву, оценку действий людей и государственных органов в сфере права с точки зрения справедливого или несправедливого, мнения по совершенствованию права, предложения по принятию правовых норм и др.

По своей структуре правосознание можно условно подразделить: на правовую психологию; правовую идеологию.

Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву. Это эмоциональная оценка права, которая может быть, как положительной, так и отрицательной либо нейтральной.

Правовая идеология отражает понятия, принципы убеждения, выражающие отношение к праву. Это рациональная оценка права на уровне теоретического, научного обобщения и на основе глубоких знаний, и анализа правовых явлений.

Виды правосознания

По содержанию выделяют следующие виды правосознания: обыденное; профессиональное; научное.

Обыденное правосознание - это представления основной массы людей о праве, возникающие под влиянием жизненного опыта, обстоятельств, повседневных факторов.

Профессиональное правосознание - чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное (теоретическое) правосознание - это идеи, понятия, концепции, формируемые на базе глубоких правовых обобщений социально-правовой действительности исследователями, научными работниками.

По субъектному составу можно выделить еще два вида правосознания: индивидуальное; коллективное, которое в свою очередь можно подразделить на: групповое и общественное.

Индивидуальное правосознание – это правовые представления и чувства определенной личности.

Коллективное правосознание – это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и способствует надлежащему правоприменению); оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов в праве.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Понятие системы права

Система права – это строение права, его подразделение на отрасли и институты. Надо различать понятие «правовая система» и «система права». Первое – это взятые в единстве основные правовые явления данной страны: и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Второе – касается только самого права, его строения, подразделения на отрасли и институты.

Система права представляет собой упорядоченную взаимозависимую и взаимосвязанную совокупность правовых норм, отражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся общественных отношений.

Первичный элемент – норма права, содержащая правовое предписание, норма права группируются в институты права, подотрасли права и отросли права.

Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенную группу однородных общественных отношений.

Подотрасль права – совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.

Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Признак системы права: 1. Целостность – правовые нормы, составляющие систему права, действуют не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, они имеют общую целостную направленность и реализуются во взаимосвязи;

1. Системность – характеризует внешнее свойство системы права, которому присущи непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоподчиненность.

2. а) функциональные качества – системы выражается в подчинении ее возникновения и развития интересам государственной власти.

3. б) формализация системы – представляет собой ее объективное воплощение в нормативно-правовых актах, в системе заканодательства;

4. Многообразие – система права представляет собой единство разделения и обособления норм права, содержит неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. С одной стороны, характеризуется как цельное образование, с другой стороны, подразделяется на составные части;

5. Единство объективного и субъективного – как объективное явление система права складывается под влиянием регулируемых ею общественных отношений, ее строение обусловлено объективными факторами общественного развития, отражающимися в общественном сознании и подвергающимися систематизации в результате целесообразность.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права: Ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает их единство, прежде всего функциональное; элементы системы взаимосвязаны, благодаря чему система представляет собой определенную целостность; состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.

Система права не тождественна правовой системе. Первая является лишь частью второй. Правовая система кроме системы права включает в себя правовую доктрину и идеологию, а также юридическую практику. Термин «правовая система» широко используется в сравнительном правоведении при классификации правовых систем по семьям.

Отрасль права – это система норм права, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для нее методами. Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права. Отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют основные, производные и комплексные отрасли.

К основным относятся: конституционное, гражданское, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право.

Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования. Это характерно и для производных отраслей, однако их специфика в том, что они исторически обособились от основных, составляли ранее их подотрасли или институты. Подотрасль права, как и отрасль, регулирует однородные общественные отношения, однако не имеет, как правило, собственного метода правового регулирования, а использует методы материнской отрасли, составляет ее часть. Например, в рамках гражданского права развиваются подотрасли авторского и патентного права. По существу, подотрасль является крупным и сложным институтом права. Институт права – это совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

Юридическая техника

Юридическая техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания и систематизации юридических документов.

Виды юридической техники:

а) законодательная техника;

б) техника систематизации законодательства;

в) техника правоприменительных актов.

Законодательная (правотворческая, нормотворческая) техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.

Правила законодательной техники:

а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица);

б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация исключений и отсылок);

в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной);

г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка нормативных актов, стандартность формулировок).

Способы (приёмы) изложения норм права:

по степени абстрактности изложения: абстрактный и казуистический;

по степени полноты изложения: прямой, ссылочный, бланкетный;

по форме предложения: в виде нормативного предложения (есть нормативные термины - «обязан», «вправе» и т.п.) или повествовательного предложения (утвердительного, отрицательного).

Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.

Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства).

Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль;

стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов;

лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность;

терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение; 2) ссылочный характер изложения; 3) абстрактный; 4) казуистический; 5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать, как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

законодательная (правотворческая);

систематизация нормативных актов;

учет нормативных актов;

правоприменительная.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...