Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение права: субъекты, стадии, акты применения




Применения права – это целенаправленный процесс реализации норм права при осуществлении деятельности в обществе. Применения права как сложный процесс представляет собой систему связанных между собой этапов, каждый из которых решает вопросы организационного и исследовательского характера.

Признаки правоприменения:

1)особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения;

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - ГПП и УПП;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

С учетом отмеченных признаковправоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообщестадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Существует 3 основные стадии:

1) Установление фактических основы дела;

2) установление юридических основ дела;

3) принятие решения по делу.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту, и другую. В гп и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Установление фактической основы дела – данная стадия определяет конкретные жизненные обстоятельства, составляющие фактическую основу разрешаемого дела.

Установление юридических основ дела – дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай. После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

В частности, устанавливают:

1.действует ли она на момент разрешения конкретного дела;

2. действует ли она на той территории, где решается дело;

3. распространяется ли ее действие на субъекты, являющихся участниками возникающего правоотношения. Здесь же необходимо руководствоваться общим положением, что «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу. При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует два или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера, что образует коллизию правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии посредством других норм права, которую необходимо разрешить на этой стадии посредством других норм права, которые могут применяться при разрешении таких ситуаций.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащей применению; б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика); в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика); г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Принятие решения по делу – завершающая и вмести с тем основная стадия процесса применения права, в ходе, которой осуществляется применения права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или иной форме) действия, выражающего в виде индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащего основой для возникновения правоотношения.

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выноситсяакт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы –нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Признаки разделения актов:

1. цель правоприменительного акта; 2. сфера использования; 3. характер регулируемых отношений; 4. Характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта; 5. Степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта; 6. Орган, издающий правоприменительный акт; 7. Способ принятия акта; 8. Особенности содержания акта; 9. Форму выражения.

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Акты применения характеризуются такими специальными чертами, как:

1) наличие решения по конкретному делу официального компетентного органа, который государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений;

2) содержание государственно-властного веления, обязательного для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемого силой государства;

3) наличие определенной установленной законом формы;

4) направленность на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации.

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...