Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Совершенствование государственного финансового контроля





 

Различаются следующие формы бюджетного контроля:

Предварительный контроль. Он проводится до совершения финансовых операций. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль производится на стадии составления смет расходов бюджетных учреждений, расчетов на получение субсидий, субвенций и других средств из бюджета. Предварительный контроль служит для предотвращения нецелевого, неэффективного и нерационального расходования бюджетных средств.

Текущий контроль - производится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение всего финансового года. Этот контроль опирается на проверку и анализ первичных документов бюджетного учета и отчетности. Органами законодательной власти текущий контроле осуществляется в ходе рассмотрения исполнение бюджетов. В проведении текущего контроля большую роль играют бухгалтерские службы учреждении предприятий и организаций. Текущий контроль помогает оценить ход исполнения бюджета, полноты поступления доходов в бюджет, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дать оценку действующему бюджетному законодательству, способствует соблюдению финансовой дисциплины.

Последующий контроль - проводится путем анализа и ревизий бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Последующий контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств производится Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. При этом органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора должны охватывать проверками не менее 30 % организаций, получающих в различных формах средства федерального бюджета, либо не менее 30 % объемов финансирования из федерального бюджета [12 c.126].



В России на протяжении последних пяти лет происходят преобразования в финансово-бюджетной сфере, идет совершенствование государственного финансового контроля. Важным шагом в этом направлении является создание территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах РФ.

Разберем на примере субъекта РФ, работу механизма финансового контроля [24]. При проведении контрольных мероприятий в 2005-2009 гг. работниками управления выявлены следующие нарушения исполнения бюджетного законодательства РФ:

нецелевое использование средств федерального бюджета;

неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств;

недостача и излишки денежных средств и материальных ресурсов;

недопоступление платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов:

другие нарушения в части исполнения действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Динамика количества проверок и материального ущерба, выявленного в результате проведенных управлением контрольных мероприятий в 2005-2009 гг., представлена в табл. 1, 2


 

Таблица 1 - Количество проведенных управлением контрольных мероприятий в 2005-2009 гг., ед.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
Общее количество контрольных мероприятий 260 326 195 273 285
Количество проведенных контрольных мероприятий в расчете на 1 работника 64 53 38 37 34

 

Таблица 2 - Динамика сумм выявленных управлением нарушений в 2005-2009гг., млн руб.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма выявленных нарушений 5 643.2 4 098.3 5 251,3 13 860 21 567,5
Сумма выявленных нарушений в расчете на 1 работника 104,5 77,3 138.2 374.6 551,4

 

По результатам проведенных контрольных мероприятий управление приняло следующие меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений действующего законодательства РФ: в адрес руководителей учреждений направлены предписания об устранении выявленных нарушений и представления о ненадлежашем исполнении бюджетного процесса.

Материалы выявленных нарушении направлены в органы прокуратуры. По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора отправлены уведомления об изменении (сокращении) лимитов бюджетных обязательств, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (табл. 3).


 

Таблица 3 - Динамика сумм устраненных нарушений в 2005-2009 гг., млн руб.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма устраненных нарушений 448,2 325,2 1 425,2 3 941,4 17 870,1
Сумма устраненных нарушений в расчете на 1 работника 8,3 6,1 37,5 106,5 526,5

 

Сведения о результатах проведенных ревизий направлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в чью компетенцию входит рассмотрение нарушений законодательных и нормативно правовых актов Российской Федерации, выявленных управлением.

По результатам рассмотрения предписаний и представлений руководителями проверяемых учреждений изданы приказы, согласно которым виновные должностные лица привлечены к ответственности (табл. 4).

 

Таблица 4 - Динамика привлечения лиц к дисциплинарной и материальной ответственности по результатам проведенных управлением контрольных мероприятий в 2005-2009 гг., ед.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
Лица, привлеченные к ответственности 64 58 87 161 112
Лица, привлеченные к ответственности, к числу контрольных мероприятий 260 326 195 273 286

 

В 2005-2009 гг. управлением бюджетно-финансового надзора по субъекту проведено более 400 проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Ежегодное увеличение числа проверок связано с увеличением внеплановых проверок, проводимых на основании информации, полученной от Банка России (уполномоченных банков и других источников).

По результатам проверок управлением возбуждено около 1 300 дел. Это напрямую связано с увеличением количества правонарушений валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Всего за это время руководством управления вынесено около 1 000 постановлений о назначении административного наказания, из которых вступили в законную силу 600 (табл. 5, 6).

 

Таблица 5 - Показатели деятельности управления в сфере валютного контроля в 2005-2009 гг., ед.

Наименование

2005

2006

2007

2008

2009
Проведенные проверки

18

16

123

139

142
Возбужденные дела

32

37

554

491

356

 Таблица 6 - Динамика вынесенных управлением и вступивших в законную силу постановлений в сфере валютного контроля в 2005-2009гг., ед.

Наименование

2005

2006

2007

2008

2009

Вынесенные постановления о назначении административного наказания

30

30

345

308

291

Постановления, вступившие в силу

23

24

168

267

236

                   

финансы государственный управление контроль

Как показывает практика, причинами, способствующими совершению административных правонарушений, являются:

ненадлежащий уровень внутреннего контроля по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

отсутствие должностных лиц, ответственных за ведение валютных операций, оформление и переоформление паспортов сделок и подготовку отчетности по внешнеэкономической деятельности;

несвоевременное представление информации в соответствующие кредитные организации, неправильное оформление договоров.

Анализ данных за 2005-2009 гг. по количеству вынесенных постановлений и постановлений, вступивших в законную силу, наглядно демонстрирует увеличение выявленных нарушений. Так, в 2007 г. управлением вынесено 345 постановлений о назначении административного наказания, в 2008 г. - 308; из них постановлений, вступивших в законную силу в 2007г.-168, в 2008г.- 267.

Увеличение количества постановлений, вступивших в законную силу, связано с изменением порядка получения от банков информации о наличии в деятельности организаций признаков нарушения валютного законодательства и качеством проводимых проверок.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях предъявляются штрафные санкции к нарушителям валютного законодательства Российской Федерации (табл. 7).

 

Таблица 7 - Динамика выявленных и взысканных управлением сумм штрафных санкций в сфере валютного контроля в 2005-2009 гг. тыс. руб.

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009
Предъявленные штрафные санкции 6 424,3 1 071,7 5 736 21 504,4 19401,4
Взысканные штрафные санкции 695,6 745,5 4 427,6 16 525,3 13578,2

 

Управлением в 2005-2009 гг. всего предъявлено штрафных санкций на сумму бо лее 50 млн руб., взыскано в доход федерального бюджета денежных средств на сумму около 30 млн руб.

В связи с вышеизложенным было бы целесообразно:

методы государственного финансового контроля (ревизия, проверка, обследование, надзог анализ, аудит бюджета) закрепить на законодательном уровне;

содержание и механизм реализации этих методов регламентировать Бюджетным кодексом Российской Федерации.

установить государственный статус ревизора независимо от его принадлежности к органам внешнего или внутреннего контроля.

Таким образом, развивающаяся и адаптирующаяся к требованиям современного общества система государственного финансового контроля способствует эффективному использованию общественных финансов, направленному на достижение конкретного результата, обеспечению прозрачности финансовых потоков, улучшению благосостояния всех граждан России.


 

Заключение

 

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы.

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Таким образом, в основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активизация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.


 

Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ. №145-ФЗ, от 31.07.98. - М.: Омега-Л, 2010 - 224с.

2. Конституция Российской Федерации, 1993г. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010.- 32с.

.   Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ» (ред. от 10.05.2010) . - Консультант Плюс.

.   Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе" (ред. от 24 марта 2011 г). - Консультант Плюс.

.   Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 10 июля 2002 г.). - Консультант Плюс

.   Бочаров В.В. Финансы 2-е издание. - СПБ.: Питер, 2008. - 192с.

.   Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедрический центр «Маркетинг», 2000. - 502с.

.   Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - 3-е изд.- М.: 2003. - 532с.

.   Горловская И.Г. Финансы: Курс лекций (для студентов экономических специальностей): 2 ч. - Омск: Омск. Госуниверситет, 2002. - Часть 1. - 208 с.

.   Иткин Ю.М. Организация финансового контроля - М.: Финансы и статистика, 2005.-254с.

.   Коняев А.И. Финансовый контроль - М.: Госфиниздат, 2007. - 156с.

.   Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 345с.

.   Управление финансами: Учебное пособие / Жариков В.В., Жариков В.Д. - М.: Кнорус, 2008. - 400с.

.   Финансы: учебник-2-е изд, перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велебн, изд-во Проспект, 2005. - 634с.

.   Финансы: учебник для студентов вузов обучающихся по спец-тям «Финансы и кредит», «Гос. мун. управление» / Л.М. Подъяблонская. - М.: Юнити, 2010.- 407с.

.   Финансы: учебник / Под. ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врубелевской-2-е изд.-М.: Юрант-издат, 2009.- 462с.

.   Финансы: учебное пособие / С.Ф. Федунова. - 2-е изд.- М.: Кнорус, 2008.-400с.

.   Финансы: учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. - М.: Финансы, Юнити, 2004. - 504с.

.   Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 504с.

.   Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 255с.

.   Шохин C.O., Шлейников В.И. Правовое регулирование государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации. М.: Прометей, 2008. - 421с.

.   Сазонов А.С. К вопросу о совершенствовании государственного финансового контроля // Финансы и кредит - 2010. №20 с. 52-58

.   Пенюгалова А.В., Чумаков А.С. Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса // Финансы и кредит - 2011. №2 с. 2-6.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.