Права и обязанности руководителей ЦФО
Руководители ЦФО имеют право: - в пределах своих полномочий участвовать в процессах планирования, учета и анализа бюджетных показателей; - требовать предоставления необходимой информации для составления операционных бюджетов своих ЦФО у руководителей нижестоящих ЦФО; - получать информацию об изменениях в системе бюджетного управления Предприятия и в соответствующих регламентных документах. Руководители ЦФО обязаны: - соблюдать установленные для их ЦФО лимиты по статьям бюджетов; - своевременно предоставлять плановые и фактические данные по статьям бюджетов их ЦФО, руководству Предприятия и вышестоящих ЦФО. Приложение Б. Пример отчета «Положение о бюджетной структуре» ООО «ИнТехПроект»
Положение о бюджетной структуре
Основные понятия Бюджетирование (бюджетное управление) – система управления Предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Бюджет предприятия – план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. Бюджет – сгруппированные по принятым на предприятии признакам показатели экономической деятельности. Бюджетная структура – иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов предприятия. Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности предприятия (сбыт, снабжение, производство и т.д.). Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).
Итоговые бюджеты – результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) предприятия. Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей. Статья бюджета – его составная часть, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа. Финансовая структура предприятия – иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов. Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину. Центр затрат – структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты. Центр дохода – структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию своей деятельностью. Центр маржинального дохода – структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности. Центр прибыли – структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами). Центр инвестиций – структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).
Общие положения Базовые принципы Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия. В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты предприятия, функциональные и операционные. Бюджет предприятия – это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия. Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции центра финансовой ответственности (центра финансового учета). С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов: - стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств; - натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении. Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляются планирование и учет хозяйственных операций одного типа. Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей. Доходы – увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) предприятия, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода: - по основной деятельности – доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг; - по финансовой деятельности – доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций; - по прочей деятельности – доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду. Расходы – затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет предприятие в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:
- основные – затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих; - накладные – затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всего предприятия, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат Прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат. Сфера применения Действие данного Положения распространяется на все подразделения ООО «ИнТехПроект». Положение применяется для: - внутреннего использования при решении задач управления ООО «ИнТехПроект»; - обеспечения документированной базы системы бюджетного управления; - обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|