Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема методической разработки

Конкурс «Мастерская учителя химии»

 

Номинация - «Методическая разработка внеурочного занятия»

 

Тема методической разработки

«Химия в искусстве: техника офорт»

Химия. 9 класс.

 

Участник конкурса: Севостьянова Людмила Николаевна – учитель химии высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы №3 р.п. Ильиногорск, Володарского муниципального района

Нижегородской области

 

 

р.п.Ильиногорск

2017 год

 

Описание материала:

Предложенный вам материал «Химия в искусстве: техника офорт» будет полезен при организации внеурочного занятия по химии для учеников 9 класса (15-16 лет) в рамках кружковой работы, проведения предметной недели, научной смены пришкольного лагеря, как основа для проектной работы школьников.

Интеграция образовательных областей: «Химия», «Искусство. МХК», «Технология»

Цель: воспроизвести основные этапы создания офорта - нанести изображение на поверхность металлической пластины методом ее травления кислотой.

Задачи:

- изучить технику офорт, основные этапы создания гравюры;

- выяснить, какие металлы, кислоты возможно использовать в технике;

- познакомиться с работами А.П.Остроумовой-Лебедевой;

- провести практическое исследование

- получить гравюру в данной технике

Оборудование и реактивы: алюминиевая пластина, медная пластина, 5%-ный раствор щелочи (или раствор питьевой соды) для обезжиривания металлической пластины, 10%-ный раствор соляной кислоты, спиртовой раствор иода, разбавленная азотная кислота, мягкий карандаш (фломастер), пипетка, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка для плавления парафина, парафин, кисточка, шило для нанесения рисунка, кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага, наждачная бумага, резиновые перчатки.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Слайд №3

Творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой, известного гравера и акварелиста, занимает особое место в русском искусстве. Черно-белые и цветные гравюры художницы строги, лаконичны по характеру исполнения, лиричны и поэтичны по настроению. Им присущи лучшие качества станковой ксилографии — выразительный силуэт, упругая, «живописная» линия, декоративность и тонкая цветовая гармония. Недаром, многие современные художники считали ее произведения воплощением безукоризненного чувства стиля и тонкого вкуса.

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели. Наибольшую известность ей принесли работы в технике офорт.

Офорт (от франц. Eau-forte – буквально «крепкая водка», так называли азотную кислоту) возник в 16 веке.

Анна Петровна изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения. Нередко в творчестве ей помогали химики: муж - создатель первого советского синтетического каучука профессор Сергей Васильевич Лебедев (1874-1934) и его друг – автор первых в России школьных учебников по химии профессор Вадим Никандрович Верховский (1873-1947).

Техника офорт:

Работавшим в технике офорт художникам приходилось изучать рецепты лаков и приобретать навыки выполнения чисто химических операций, постигая тайны травления, которое было непростым делом. Недаром великий мастер М. Раймонди называл азотную кислоту «радость и горе гравера».

Доску перед нанесением рисунка покрывали особым лаком (или грунтом), состоящим из воска, канифоли и асфальта. Такая смесь не растворяется в кислоте. Иглой в лаке процарапывали рисунок. Царапину должны были доходить до поверхности металла. Таким образом, нанесение изображения не требовало больших физических усилий. Далее производили травление кислотой, которая растворяла металл там, где он не был покрыт лаком (т.е. по контуру рисунка). Когда остатки лака удаляли, на поверхности доски был хорошо заметен рисунок, протравленный кислотой. Степень углубленности того или иного фрагмента рисунка зависела от длительности травления и концентрации кислоты. Обычно травление осуществляли несколько раз.

 

3. Слайд 4 Формулировка гипотезы, цели и задач занятия.

В 9 классе достаточно много времени на уроках химии мы посвящали изучению взаимодействию металлов с кислотами. Мы изучали продукты реакции металлов с различными кислотами в зависимости от условий, природы металла и концентрации кислоты. Смогут ли нам эти знания пригодится в создании гравюры в технике офорт?

Формулировка гипотезы совместно с учениками:

Гипотеза: В школьном курсе химии очень большое внимание уделяется взаимодействию металлов с кислотами, знание этих реакций пригодится нам в изготовлении нашей работы в технике офорт.

Формулировка цели и задач, совместно с учениками:

Цель: воспроизвести основные этапы создания офорта - нанести изображение на поверхность металлической пластины методом ее травления кислотой.

Сформулируем задачи, исходя из цели, которую мы поставили:

- подобрать кислоту, концентрацию кислоты для травления медной и алюминиевой пластинки;

- провести практическое исследование;

- получить гравюру в технике офорт

4. Слайд 5 Актуализация знаний

 

На слайде присутствуют подвижные блоки, их необходимо «поставить на место». Выполнив упражнение учащиеся актуализируют и систематизируют знания о реакции кислот с металлами.

 

Предполагаемый ответ учащихся:

 

При подборе кислоты необходимо соблюдать правило: газ, который выделяется при реакции не должен быть токсичен. Подберите необходимые нам кислоты для травления медной и алюминиевой пластин.

Предполагаемый вывод учащихся:

Для травления медной пластинки в технике офорт возможно использование разбавленной азотной кислоты, т.к. выделяется оксид азота (II). Концентрированную азотную кислоту брать не стоит, т.к. выделяется токсичный бурый газ оксид азота (IV).

Для травления алюминиевой пластинки возьмем соляную кислоту.

Серная кислота не подойдет, т.к. алюминий пассивируется при взаимодействии. Медь реагирует только с концентрированной серной кислотой, но при этом выделяется токсичный оксид серы (IV).

 

5. Практическая часть занятия.

На основе полученных выводов выполним поставленную в начале занятия задачу: получим гравюру в технике офорт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...