Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Травление алюминиевой и медной пластинки в технике офорт.

Цель: воспроизвести основные этапы создания офорта - нанести изображение на поверхность металлической пластины методом ее травления кислотой.

 

Ожидаемый результат: закрепить представления о технике создания офорта, повторить материал о химических свойствах алюминия и меди.

 

Оборудование и реактивы: алюминиевая пластина, медная пластина, 5%-ный раствор щелочи (или раствор питьевой соды) для обезжиривания металлической пластины, 10%-ный раствор соляной кислоты, спиртовой раствор иода, разбавленная азотная кислота, мягкий карандаш (фломастер), пипетка, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка для плавления парафина, парафин, кисточка, шило для нанесения рисунка, кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага, наждачная бумага, резиновые перчатки.

 

Соблюдения правил техники безопасности:

Эксперимент проводился в химической лаборатории, оборудованной вытяжным шкафом, в присутствии учителя химии Севостьяновой Л.Н. с соблюдением правил работы с кислотами.

 

Ход эксперимента: Обезжирили алюминиевую и медную пластинку, промыв их в растворе питьевой соды с последующим промыванием в проточной воде.

Расплавьте в фарфоровой чашке парафин, с помощью кисточки равномерно покройте им обе поверхности пластины. Подождали, пока парафин затвердеет. Шилом нанесли контуры рисунка на застывшем парафине. Образующиеся при этом бороздки должны достигать поверхности металла.

Пипеткой нанесли на алюминиевую пластину раствор соляной кислоты на свободный от парафина контур изображения. Выдержали пластину в течение 1-2 минут, затем поместили в кристаллизатор с водой для удаления продуктов реакции растворения металла в кислоте.

Нанесли раствор кислоты еще раз, оставьте на 1-2 минуты и смыли.

Удалили оставшийся на пластинке парафин. Просушили получившийся офорт фильтровальной бумагой.

При травлении медной пластины мы предварительно зачистили ее наждачной бумагой. Вместо раствора соляной кислоты в этом случае используют спиртовой раствор йода при первом травлении и разбавленную азотную кислоту при последующих. Их заливали в контуры, процарапанные в парафине. Через несколько минут раствор сливают и пластину промывают. После 5-6 повторений этой операции на металле остается четкий рисунок.

 

6. Слайд 6 Формулирование вывода.

 

Запишем уравнения химических взаимодействий и опишем признаки, наблюдаемых реакций.

 

 

Уравнения химических взаимодействий:

 

2Аl + 6 HCl → 2 AlCl3 + 3 H2

Al0 – 3 é →Al3+ | окисление, восстановитель

2H+ +2é → H2 | восстановление, окислитель

 

Признаки реакции: бурно выделяется газ.

 

3 Сu + 8HNO3(разб.) → 3Cu (NO3) 2 + 2NO↑+2 H2O

Cu0 - 2é → Cu 2+ | окисление, восстановитель

N5++3é→ N2+ | восстановление, окислитель

 

Признаки реакции: выделение газа бесцветного, стекающий с пластинки раствор зеленого цвета, что говорит об образовании соли меди.

Предполагаемые выводы учащихся:

• Мы расширили собственные знания о веществах, химических реакциях и свойствах. Узнали об одном из практических применений реакции взаимодействия металла и кислоты.

• Мы получили небольшие гравюры в этой технике на алюминиевой и медной пластинах в технике «офорт». Техника довольно сложная, требующая не только художественных навыков, но и химических знаний.

• Гипотеза, выдвинутая в начале работы подтвердилась, используя знания, полученные в школе на уроках химии мы подобрали кислоты для выполнения наших гравюр на алюминиевой и медной пластинах.

 

7. Слайд 7 Подведение итогов.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на доске:

 

Сегодня я узнал….

Я выполнил работу…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Было интересно…

Результаты работы:

· травление алюминиевой пластины - офорт «Дельфин» (Приложение 1)

Насекина Юлия 9Б МАОУ СШ №3 (2016-2017)

· травление медной пластины офорт «Город» (Приложение 2) Зоткина Полина 9 Б МАОУ СШ №3 (2016-2017)


 

Приложение 1

Процесс травления алюминиевой пластины – офорт «Дельфин», выполнила Насекина Юлия 9 Б МАОУ СШ №3 р.п.Ильиногорск

 

Приложение 2

Процесс травления медной пластины - офорт «Город», выполнила Зоткина Полина 9 Б, МАОУ СШ №3 р.п.Ильиногорск

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Асанова Л.И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. – Электр.ресурс, вебинар, режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx

2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.

3. Габриелян О.С, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2008.

4. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2014.

5. Габриелян. О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» - М.: Дрофа, 2011.

6. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

7. Титова И.М. Организатор-практикум CD– М.: Вентана-Граф, 2007.

8. Химия и искусство (Электронный ресурс)//. – Режим доступа: http://himisk.edusite.ru/p15aa1.html

9. Шаталов М.А., Кузнецов Н.Е. Достижение метапредметных результатов обучения. - М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...