Отечественное архитектурно-дизайнерское проектирование и его отношение к творчеству
Роль профессионала, причастного к архитектурно-дизайнерской деятельности, сегодня является незначительной, как и роль любого другого деятеля искусства или культуры и, печатая эти строки, я даже не вполне уверен, что их кто-то будет читать, в силу незначительности влияния личностного мнения на мнение масс.
Роль архитектора сегодня решает отнюдь не государство, а финансы или его личные притязания на собственную свободу творчества. Абсолютная свобода творчества вновь сводится к финансированию. В остальном ни архитектора, ни дизайнера, ни вообще творческого человека ничто не ограничивает: никакая идеология, кроме запрета на плагиат, пропаганду насилия, порнографию, националистическую неприязнь, и это очень важно, т. к. помогает осознать возможности, которые открываются перед творческими профессиями. Даже архитектор, который не имеет представления о том, чем он должен заниматься после окончания обучения (а такие представления должна у него формировать архитектурная школа, вуз, учителя, с которыми он общается, и т.д.), должен постепенно формировать эти представления о творческом процессе ради удовлетворения собственных эстетических потребностей. Об эстетической потребности сегодня вообще нигде не принято говорить. «А что это такое?» – спросит практически каждый второй, если не каждый первый. Эстетическая потребность у человека обычно возникает спонтанно, т.е. самое банальное – это, например, послушать музыку, потанцевать, причесать волосы, навести макияж и пр. И чем более цивилизовано общество, тем больше таких потребностей у человека возникает. В свое время эти потребности даже были зафиксированы в документальной форме и назывались «правила этикета», т. е. фактически правила, которые определяли формы поведения человека в обществе ради удовлетворения эстетических потребностей представителей этого общества; в России существовали также и единые правила организации жизнедеятельности общества, которые, вероятно, использовались и применялись зодчими в царской России, записаны они были в книге «домострой», и их, судя по всему, знали все, кто умел читать: от боярина до крестьянина.
Потребность в эстетическом всем вроде бы знакома, но почему-то никто не задумывается о том, что в этом нуждаются все, в большей или меньшей степени. Поэтому когда меня в 1999 г. на выставке моих, как оказалось, непростых для восприятия графических работ спросили, что я хочу показать этим своим «мрачным творчеством», то ответить однозначно, было сложно, но ответ был очевиден: «Да ничего я не хочу показать, я просто удовлетворяю собственную эстетическую потребность в занятии графикой и материализации собственных фантазий и образов на бумаге, и это занятие ни в коем случае не связано с моей профессией архитектора. Это хобби. В том числе, сама выставка работ являлась удовлетворением эстетической потребности не только моей собственной, но и тех людей, которые пришли посмотреть эту выставку, а не в проявлении какой-то новой антигуманистической идеологии, как, вероятно, подумали некоторые и отразили это в книге отзывов» (г. Магнитогорск, выставочный зал МГТУ им. Г. И. Носова. Материал и репортаж с выставки опубликован в местных газетных изданиях за 1999 г.).
Отсюда можно спроецировать данные рассуждения на вполне реальную ситуацию, связанную с творчеством многих отечественных архитекторов: мы редко, но все же наблюдаем в России неплохие реализованные архитектурные проекты, но не знаем, кто автор. Вывод следует один: все эти проекты носят коммерческий характер и являются всего-навсего плодами инвестирования денежных средств, а из этого следует, что разработали их архитекторы и дизайнеры не как творческие проекты, а как некую иную категорию работ, в которых они, безусловно, применили свои профессиональные знания и эта непонятная архитектура стала продуктом компиляции или, иными словами, «эклектикой» той возможной архитектуры, которую они видели в журналах, учебниках, по телевидению, в Интернете, собственными глазами и т. д. Причем большая часть профессиональных архитекторов к собственной «эклектике» относится нормально, как к должному, даже не пытаясь придумать что-то свое, что-то новое, удовлетворяющее их собственным эстетическим потребностям и эстетическим потребностям клиента. Также сегодня считается нормальным то, что архитекторы используют типовые проекты в своей деятельности, которыми пользуются промышленные и гражданские строители. Все это очень печально, поскольку архитектор сам нивелирует свою значимость в процессе разработки проектного решения, являясь в лучшем случае консультантом по выполнению проекта или «ведущим» проекта, а в худшем – «формальным» сотрудником, которого строительная организация держит ради штампа в проекте или привлечения к ответственности в случае ЧП. Такая полная деградация представления профессионала о его деятельности в реалиях нашего современного проектирования приводит к «коллапсу» отечественной архитектуры, не говоря уж о дизайне, который мы еще попросту не успели освоить.
Тогда вопрос остается прежним: как же реализоваться архитектору в этой сложной проектной действительности, если он хочет реализоваться как дизайнер или архитектор? Или как выполнить тот мифический госзаказ, которого в принципе не существует? Отсюда может следовать только один выход – через «виртуальную архитектуру».
Организация дизайн-бюро На сегодняшний день одной из самых востребованных и перспективных отраслей является архитектура и дизайн. Инвесторы с большой охотой вкладывают свои средства в данную отрасль. Профессиональные архитекторы предлагают огромное количество свежих идей, а строительные компании расширяют список оказываемых услуг. Все это свидетельствует о том, что бизнес частных архитектурных бюро активно развивается, и будет востребован в ближайшие десятилетия. Однако в нашей стране таких бюро значительно меньше, чем в Европе. Организация бизнеса. Сегодняшнее время характеризуется периодом строительного бума, это связано как с ростом строительных компаний, так и прежде всего с ростом дохода населения. Спрос на архитектурные бюро сегодня крайне велик, он превосходит предложения в десятки раз. Все это означает, что строительный бизнес развивается, и будет развиваться далее в ближайшие годы.
Во всех крупных городах России рынок услуг, предоставляемый дизайнерами-архитекторами, очень развит. Безусловно, по количеству различных архитектурных бюро, мастерских, ателье и студий нет равных Москве и Санкт-Петербургу. Особенность данного рынка в том, что число игроков растет в геометрической прогрессии, поэтому присутствует большая конкуренция. В строительном бизнесе на счету каждый клиент, а каждая выполненная работа является показателем мастерства и профессионализма сотрудников той или иной компании. Как правило, выделить какие-то крупные компании, занимающиеся архитектурным промыслом, крайне сложно, т.к. в основном это постоянные или временные объединения специалистов разного профиля, которым такое сотрудничество помогает качественно и в срок выполнять заказы, при этом не терять своих клиентов. Для привлечения клиентов организации пользуются услугами СМИ, создают собственные интернет-порталы, участвуют в выставках, симпозиумах и т.д. Подсчитать количество работающих на данном рынке компаний практически невозможно, т.к. многие предприниматели работают частным образом, не зарегистрировавшись как юридическое лицо. Иногда в их роли выступают и небольшие полноценные фирмы. Темпы роста архитектурной промышленности крайне стремительны – ежегодный прирост составляет 30%. Только лишь на московском рынке по приблизительным расчетам действует около 250 архитектурных бюро, годовой оборот которых в сумме составляет более 300 миллионов долларов – и это только архитекторские и дизайнерские услуги. Если же учесть еще и продажу строительных материалов, то емкость рынка можно оценить в 950 миллионов долларов. Архитектурные бюро максимально расширяют спектр оказываемых услуг. Так, например, вместе с привычным дизайном интерьера, перепланировкой квартиры, проектом фасада, предоставляются новые услуги по демонтажу строений, ландшафтному дизайну, строительству домов и т.д. Жесткая конкуренция на рынке способствует росту специализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|