Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная территория в международном праве: понятие, статус, способы приобретения и утраты.




Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.

Такое понимание территории является традиционным для договорной практики.

В состав государственной территории входят:

- сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

- водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

- земные недра;

- воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

- воды портов;

- воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

- воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

- воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Территориальное верховенство - важнейшее свойство государственного суверенитета, которое означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории.

Территориальное верховенство включает высшую власть (imperium) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство. Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую ответственность за все, что на ней происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность. Суверенитет и международно-правовая ответственность - взаимосвязанные явления. Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам.

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства заключают международные договоры. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы определяются по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Процесс установления границ включает в себя две стадии:

1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;

2) демаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта дт-ть осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.

Режим государственной границы включает следующие вопросы:

1) содержание государственной границы – это порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров.

Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;

2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.

Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;

3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля;

4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;

5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.

Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.

Правовой титул представляет собой юридический факт (дого­вор, односторонний акт, событие или действие), служащий в качестве правового основания распространения суверенитета государства на определенную территорию. Установление пра­вового титула является главной задачей международных судов, разрешающих территориальные споры. В основном эта зада­ча встает при определении принадлежности территорий, изна­чально не входящих в состав государства. Основными способами приобретения государственной тер­ритории, создающими правовые титулы, являются: оккупация, приобретение по праву давности, цессия, завоевание, прира­щение.

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все осталь­ные); первоначальные (оккупация, приращение) и производ­ные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), т.е. ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одно­му государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно просто­го провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо это­го, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может про­являться в принятии законов в отношении данной террито­рии, осуществлении текущего управления делами данной тер­ритории; распространении юрисдикции на ее население и пр. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комп­лекс обстоятельств.

Открытие ничейной земли как таковое не создает полный ти­тул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, созда­ваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возмож­ность в течение разумного периода осуществить действия, на­правленные на эффективную оккупацию.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадле­жащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществля­лось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжитель­ность зависит от конкретных обстоятельств дела.

Л. Оппенгейм — Г. Лаутерпахт отмечают: «...Давность в меж­дународном праве может быть определена как приобретение су­веренитета над территорией посредством постоянного и никем не нарушаемого осуществления суверенитета над ней в течение такого периода времени, который необходим для создания, под влиянием исторического развития, общего убеждения, что су­ществующее положение вещей находится в соответствии с меж­дународным правопорядком».

3. До недавнего времени цессия, т.е. уступка территории по дого­вору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвоз­мездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 г. Аляски.; продажа Данией США в 1917 г. неко­торых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 г. Венеции и т.п.).

В XX в. в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью вырав­нивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площа­ди территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 г., Со­глашение между СССР и Ираном 1954 г.). Современное между­народное право требует, чтобы при осуществлении цессии со­блюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались во­просы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цес­сии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4. Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государст­венной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращени­ем понимается увеличение территории государства за счет есте­ственных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вул­каническая активность и т.п.).

Если вследствие естественных процессов сухопутная терри­тория образуется за пределами территории какого-либо госу­дарства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европей­скими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контро­лируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве осно­вы делимитации Арктики.

Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 г. и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй миро­вой войны. Адъюдикация может подтверждать уже суще­ствующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная ор­ганизация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразователь­ных) решениях.

Основания утраты государственной территории обратны осно­ваниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие есте­ственных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 г.); уступка другому го­сударству; завоевание другим государством.

Утрата государст­венной территории может также произойти в результате сецессии, т.е. отделения части государственной территории и обра­зования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что мо­жет стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...