Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитическая теория Больших многомерных пространств




Основные понятия

 

Геополитическая теория Больших многомерных пространств (БМП)— учение новейшей цивилизационной геополитики, разрабатываемое на фундаменте геофилософии (философии имманентного пространства). Стремится преодолеть ограниченность географического и экономического детерминизма традиционной и новой геополитики за счет коммуникационной сопряженности многомерного пространства, создающей рубежную энергетику эффективного геопространства. Основные положения изложены в трудах В.А. Дергачева «Раскаленные рубежи» (1998), «Геополитика» (2000), Геополитика (2004), «Геоэкономика» (2002), «Цивилизационная геополитика» (2004), «Глобалистика» (2005), разделе Портала «География» и др.

Большие многомерные пространства мировых цивилизаций характеризуются устойчивыми культурно-генетическими кодами и архетипами, доминирующей ролью менталитета и нравственных ценностей в противостоянии внешним Вызовам. Когда захват «чужих территорий» осуществляются с помощью центрических технологий манипулирования сознанием (подсознанием) граждан государства, которое является объектом воздействия. В отличие от «Больших пространств» традиционной и новой геополитики (военно-политического и экономического), теория БМП акцентирует внимание на цивилизационное или «имперское» идеократическое пространство с селективной открытостью к внешнему миру, обладающее относительной экономической самостоятельностью и способное противостоять внешним Вызовам. В качестве геополитических объектов исследования рассматриваются так же энергонасыщенные рубежи Больших многомерных коммуникационных пространств имманентного мира Земли. Выделяются контактные зоны на рубежах цивилизаций (ЕВРАМАР), Континента и Мирового океана (МОРЕМАР). В результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются геостраты и геомары. Коммуникационная природа многомерного пространства двояка. Его рубежность может служить стратегическим ресурсом материального развития или духовного возрождения, или, в условиях утраты контактных функций превратиться в непосильное бремя для страны. Тогда коммуникационная природа пространства разрушается, а государство распадается. Созидательная рубежная энергетика многомерного коммуникационного пространства государства, выявляющая скрытый потенциал человеческой энергии, рассматривается как главный стратегический ресурс национальной безопасности.

Эффективное геополитическое пространство — многомерное пространство коммуникационной сопряженности. Успех государственного строительства не всегда зависит от природного богатства. Часто процветающими становятся государства, не обладающие эффективной территорией и наличием крупных энергетических и других природных ресурсов. Здесь важна технология властвования, основанная на выявлении пропорций между различными коммуникациями на основе стратегического ресурса созидательной человеческой энергии. Цивилизационный подход предлагает различные технологии властвования. Древнегреческая сопряженность космоса, полиса и микрокосмос души. Великий китайский порядок. Западноевропейская сопряженность Мысли и Капитала. Американская модель Рынка и Демократии. Швейцария, Япония или Ирландия. Созидательная человеческая энергия является фундаментом национальной безопасности. Защитить не только материальные, но и духовные ценности можно только при наличии чувства достоинства и цивилизационной (в том числе конфессиональной) принадлежности. Концепция рубежной коммуникативности — представления о граничной энергетике многомерного коммуникационного пространства, изложенные в трудах В.А. Дергачева «Раскаленные рубежи» (1998), «Геополитика» (2000) и «Геоэкономика» (2002). В реальном мире поля природных, политических, экономических, социокультурных и информационных коммуникаций не совпадают в географическом пространстве и, накладываясь друг на друга, образуют рубежные зоны, обладающие созидательной или разрушительной энергетикой.

Рубежная коммуникативность — напряжение энергонасыщенных рубежей многомерного коммуникационного пространства в природе (береговая зона суша — океан, экотон, сейсмически активные зоны разломов, зона Заварницкого-Беньёфа, атмосферные фронты и др.), созданные природой и человеком (цивилизации и великие реки, приморье, подстепье, Сахель, оазисы). Выделяются геополитические, геоэкономические и межцивилизационные рубежи. Крупнейшими объектами Земли являются рубежи евразийских цивилизаций (ЕВРАМАР) и береговая зона Мирового океана (МОРЕМАР).

Рубежность как стратегический ресурс развития государства следует понимать не в буквальном — географическом смысле, а как зону высокой энергетики многомерного коммуникационного пространства, где главной мерой служит не протяженность, физические размеры (длина, ширина) или отдельные качества человека (умный, мужественный), а энергетика пограничных взаимодействий геополитического, геоэкономического, социокультурного, социопсихологического и других пространств. Потенциально этим ресурсом обладает каждая страна, но воспользоваться им удается там, где политическая воля пассионариев способна выявить гармоническое соотношение между компонентами, характерное для данного места и социального времени. А это уже открытое греками искусство политики. В искусстве управлять людьми политическая мудрость есть результат высокого напряжения разума.

Рубежные субкультуры или культурно-маргинальные кланы (общины) — выступают своеобразной “свечой зажигания” межцивилизационного диалога — колонизации земель, заселения, хозяйственного освоения и изменения природной среды. Этот энергетический ресурс активной деятельности зачастую служит “локомотивом” общественного развития. Страстная ностальгия между внутренним и утраченным внешним миром, острое переживание отъединенности от родины (природного месторазвития), греховного мира и другие социально-психологические факторы создают уверенность в необходимости созидательной деятельности. Страстная ностальгия обусловлена воздействием на человека социокультурной среды с чуждым ритмом этнического поля.

ЕВРАМАР — одно из основных понятий теории Больших многомерных пространств. Евразийская маргинальная (рубежная) зона цивилизаций. Контактная зона диалога культур, важнейший «двигатель» духовного прогресса человечества и, одновременно, барьерные «горячие фронты» взаимного непонимания и подозрительности (крупнейших мировых военных конфликтов). Основа эксцентрированных социокультурных систем, барьер против «морской стихии» открытого общества и вестернизации, барьер против химеры — формы контактов несовместимых суперэтносов. ЕВРАМАР находится в вечном движении. Барьерные и контактных рубежи цивилизованного мира и варваров проходили по рейнским и дунайским рубежам Римской империи, Черноморью, Главному Кавказскому хребту, бассейнам Амударьи и Сырдарьи, Великой Китайской стене. Севернее — от Карпат до Хингана — расположена Великая Евразийская степь, которая, начиная со средневековья, трижды объединялась Тюркской, Монгольской и Российской империями. В многомерном пространстве ЕВРАМАРа стратифицировались природные, геополитические, конфессиональные, экономические, этнические, культурные и другие рубежи. Великая Евразийская суперэтническая зона есть результат «пограничных состояний» многомерного пространства, образующего коммуникационные полюса высокой энергетики. Главный евразийский рубеж проходит через души людей. В многомерном коммуникационном пространстве ЕВРАМАРа возник духовный микрокосмос мировых религий и расположены их центры (Иерусалим, Рим, Мекка, Медина, Исфахан). Здесь сосредоточены мировые полюса философской мысли (Древняя Греция, Китай, Германия), исторические центры международной торговли. Интенсивный информационный обмен, обусловленный ускорением оборачиваемости торгового, промышленного и финансового капитала способствовал благоденствию народов и рождению мировых религий на социокультурных рубежах, но здесь же возведение «железных занавесов» сопровождалось наиболее кровопролитными этнонациональными и этноконфессиональными конфликтами. На евразийских рубежах цивилизаций человечество впервые получило ответ на вечную проблему политического и социально-экономического выбора. Этот ответ красной нитью проходит через Библию, в которой пророки отдали приоритет не восточным и западным моделям развития, а духовности, чистоте нравственной жизни народа. Этот путь проходит через совесть. Необходим, как призывали пророки и мыслители, бросок на Юг и Восток к колыбелям мировой цивилизации, истокам духовной жизни. Бросок души, а не плоти в кирзовых или других солдатских сапогах. ЕВРАМАР. Контактные и барьерные функции. — Контактные функции из века в век характеризуются международным сотрудничеством, свободной торговлей и информационным обменом, являются гарантом мира и благополучия народов, безопасности государств с различными этнокультурными традициями. В древности и средневековье гарантом стабильности на рубежах евразийских цивилизаций был Великий шелковый путь. Как только нарушались материальные, транспортные и финансовые коммуникации на рубежах цивилизаций — снижался уровень и качество жизни. Демоны национализма и религиозного фундаментализма выходили на дорогу войны. В «кровеносных сосудах» ЕВРАМАРа образовывались гигантские «тромбы», усиливающие конфликтность и барьерность рубежей цивилизаций. «Непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями» (Арнольд Тойнби) Геополитические рубежи ЕВРАМАРа неоднократно приходили в движение, вызовы вражды сменялись миром и наоборот. Здесь оставили свой след великие полководцы от Александра Македонского, Чингисхана и Тимура до Наполеона. Форпосты Римской империи — Константинополь и Вена — стали столицами евразийской Византии и европейской Австро-Венгрии. Правопреемница Византии — Оттоманская империя — выдвинула вглубь Европы границы мусульманского Востока. Противостояние Запада и Востока нашло отражение в Восточном вопросе и проблеме Черноморских проливов. ЕВРАМАР. Мировые геополитические узлы. — Если сопоставить крупные очаги напряженности с этноландшафтными рубежами, то многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций: западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым); исламской (арабской, тюркской), индийской и китайской (Афганистан, Таджикистан, Пенджаб); православной, китайской и японской (Маньчжурия). В 20 в. ЕВРАМАР был эпицентром двух мировых войн, в которых погибло 60 млн. человек — больше, чем за предшествующие войны человечества. Столетие завершилось очередным цивилизационным разломом. ЕВРАМАР. Трансляторы межцивилизационного диалога. — В многомерном коммуникационном пространстве ЕВРАМАРа стратифицирована пограничная энергетика западноевропейской, славянской, мусульманской (арабской, тюркской), индийской и китайской цивилизаций. Полиэтничность, интенсивный торговый, культурный и информационный обмен неоднократно в истории становились ресурсом социально-экономического развития и гарантом межконфессиональной терпимости. На географических и суперэтнических рубежах в неоднородном социальном времени шел непрерывный диалог между греками и варварами, античностью и средневековьем, Западом и Востоком. В качестве трансляторов диалога выступали евразийские Древняя Греция, Византия, Золотая Орда, Османская и Российская империи, многие другие. В конце 20 в. эту роль между Западом и Востоком выполняют евразийские Россия и Турция. Некоронованные евразийские столицы смещались от Афин к Константинополю, Сараю и Москве. В начале второго тысячелетия по величине и богатству в Европе и самым блистательным центром христианского мира была византийская столица Константинополь.

МОРЕМАР — геополитическое и геоэкономическое понятие теории Больших многомерных пространств и концепции рубежной коммуникативности. Береговая зона или контактная (маргинальная, в смысле краевая) зона суша-море (океан), исторический плацдарм колонизации Земли и создания геополитических и геоэкономических форпостов, основа эксцентрированных океанических природных систем, главный экологический «двигатель» Мирового океана. Береговая зона морей и океанов играет исключительно важную роль в становлении геополитической и геоэкономической мощи государства. Если страна развивается «лицом к морю», то её мощь прирастает за счет открытости к миру. Когда страна становится на путь изоляционизма, возникает угроза её распада за счет утраты коммуникационных функций. Береговая зона морей и океанов — главный геополитический плацдарм, здесь сосредоточены крупнейшие центры военной мощи, экономические и демографические полюса Земли. История человечества неразрывно связана с береговой зоной — историческим форпостом колонизации континентов и освоения Мирового океана. Углубление международного разделения труда, тенденции глобализации и регионализма усиливают экономическую и демографическую притягательность береговой зоны морей и океанов. Береговая зона становится «зоной жизненных интересов» отдельных государств. МОРЕМАР включает континентальный шельф и приморскую зону, его площадь, примерно, составляет 36 млн. кв. км или 7% поверхности Земли (при длине береговой линии Мирового океана свыше 1,5 млн. км и условной ширины приморской зоны в 3 км). Таким образом, по площади МОРЕМАР занимает второе место среди материков (после Евразии) и четвертое среди океанов. В настоящее время в МОРЕМАРе сосредоточено 98 % морской хозяйственной деятельности и половина военной мощи мира. Римленд является частным случаем МОРЕМАРА, так как включает только часть приморской зоны Евразии. В современном мире доминирует евразийская геополитика с повышенным вниманием к Римленду. В будущем, по мере расширения освоения энергетических ресурсов Мирового океана, в первую очередь континентального шельфа, МОРЕМАР станет ключевым объектом геополитики.

15.Программирование развития экономики региона означает разра­ботку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуаль­ных проблем регионального развития.

Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет мес­то во всех развитых странах мира.

В основу программно-целевого подхода как инструмента про­ведения региональной администрацией целенаправленной поли­тики по решению проблем региона должна быть положена систе­ма программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при госу­дарственной поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации.

Существуют федеральные, региональные и отраслевые про­граммы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые про­граммы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных соци­ально-экономических целей1.

Структурными элементами программно-целевого подхода в регу­лировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение со­гласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеча­емых мер.

В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, по­вышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и бо­лее узкого и частного характера (например, решение продоволь­ственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами опре­деленного вида).

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходи­мо учесть все многообразие ограничений на экономическое раз­витие региона, а именно: состояние природного фактора, совре­менную социально-демографическую ситуацию, прогноз социаль­ной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преиму­щественно оперативный характер и связанных с функционирова­нием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо ре­шать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (Модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.

В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

  • промышленная политика (подпрограмма модернизации эко­номики и реструктуризации предприятий);
  • строительная политика (подпрограмма развития региональ­ной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);
  • социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой прак­тике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

 

  • анализ социально-экономической ситуации в регионе, вы­явление проблем, определение их актуальности и социаль­ной значимости;
  • формулировка проблем, подлежащих программному реше­нию, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
  • выделение основных целей, их ранжировка;
  • поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
  • детализация и уточнение отобранных альтернатив;
  • разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
  • разработка рекомендаций по реализации программы, оцен­ка последствий реализации программы.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рас­смотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование зат­рат на реализацию федеральных целевых программ и иных феде­ральных нужд в данном году.

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предпо­лагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные ва­рианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется се­тевое планирование.

Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и терри­ториального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограмм­ный разрезы региональных разработок.

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разра­ботку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

16.Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

К основным объектам региональной политики относятся.

o Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

o Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

o Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов региональной политики могут выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.
2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...