Элементы региональной политики
1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции. 2. Социальная политика.
В поле зрения — процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика.
Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей. 4. Экистическая (поселенческая) политика.
Эстетика — наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров. Билет № 18 Основные направления, цели и задачи региональной политики государства.
Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
1.Основные направления региональной политики:
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.
2. Цели региональной политики:
Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих: · Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; · Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона; · Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства; · Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона; · Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.
3. Общими задачами региональной политики являются:
· рациональное использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды; · развитие региональной и межрегиональной инфраструктуры; · сокращение различий в уровнях социально-экономического развития регионов; · учет региональных интересов на федеральном уровне; · рациональная схема расселения; · государственная помощь депрессивным регионам; · стимулирование развития регионов-локомотивов; · привлечение инвестиций для модернизации регионального хозяйства; · создание новых транспортных выходов на мировой рынок и обустройство торговых путей в ближнее зарубежье;
Билет № 19. Научные подходы к изучению региональной политики.
Существует несколько научных подходов к изучению региональной политики, позволяющих вырабатывать ее правильную стратегию и пути формирования.
1.Пространственно-временной подход История формирования данного подхода насчитывает несколько поколений в развитии научной мысли. Первое упоминание относится к XIX веку, а именно к немецкой классической школе, родоночальниками которой считаются К. Риттер и А. Геттнер, которые сформировали главные понятия "пространственной науки", опираясь, главным образом, на географию.
В XX веке исследованием проблемы пространственных закономерностей занимались как зарубежные (А. Леш, Р. Харштон и др.), так и советские ученые. Например, советский ученый Б.Б. Родман утверждал, основываясь на свой позиционный принцип функционирования объектов в геопространстве, что экономический уровень развития регионов зависит преимущественно от их местоположения. Здесь подчеркивается положение относительно центров роста науки, производства и т.д. Б.Б. Родман исходил из того, что существует "локальный оптимум", в котором все объекты функционируют наиболее эффективно. Находясь за пределами этого оптимума, объекты находятся под давлением силы ("позиционным давлением" или "давлением места"), что заставляет наиболее активные объекты изменять свое местоположение, а неприспособленные к изменениям объекты исчезать. Следует заметить, что данный позиционный принцип носил чисто теоретический характер. Данный вопрос рассматривается и в рамках теорий Лундской школы в Швеции, согласно которой пространственно-временная организация предполагает синтез людей и природы или социально-географического пространства. Такое единство базируется на разуме каждого отдельного человека и мировой цивилизации в целом. Согласно теории, необходимо преодолеть все внутренние разногласия, противоречия (политические, религиозные, расовые и др.), что является сложной задачей, так как общество и природа не Могут развиваться в гармонии. 2. Воспроизводственный подход. Данный подход основывается на рассмотрении формирования единых региональных комплексных систем, в которых взаимосвязаны все подсистемы (внутренние элементы). Любая региональная система предполагает наличие своей внутренней структуры и элементов. Например, "вертикальное" деление основывается на наличии в народохозяйственном комплексе страны различных отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.), в свою очередь, данные элементы народного хозяйства также подразделяются на отрасли (отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, легкая и др.), выделяют также межотраслевые комплексы (например, металлурго-промышленный). Деление по "горизонтали" предполагает выделение из любого регионального комплекса хозяйства города, поселка, области.
Основываясь на этом подходе, регионы функционируют и как единая система воспроизводства (предполагает наличие всех стадий воспроизводственного процесса) и как внутренний элемент макроэкономической воспроизводственной системы всей-страны. Воспроизводственный подход ставит в качестве основной задачи региональной политики воспроизводство природных ресурсов, рабочей силы. В отношении природно-ресурсного потенциала акцент делается на его рациональном использовании и способности к самовоспроизводству, определяются отрицательные факторы влияния на окружающую среду для поддержания экологического равновесия в каждом регионе. Воспроизводство рабочей силы предполагает проведение грамотной социальной политики, в том числе демографической, миграционной, занятости населения и т.д. 3. Проблемный подход. Целью данного подхода является выявление проблем и поиск механизмов и путей их решения. В.И. Вернадский говорил: "мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам". Для того, чтобы проблема была решена, ее необходимо правильно сформулировать, осознать и обосновать с научной позиции. Иными словами, первые шаги по преодолению определенных трудностей совершаются на теоретическом уровне. Среди наиболее важных и частых региональных проблем можно выделить: социальные, политические, экономические, этнические и др. Некоторые проблемы перерастают в глобальные, охватывая собой всю планету, и способные в будущем создать катастрофическую ситуацию (экологические проблемы, проблемы исчерпаемости природных ресурсов и т.п.). Наряду с вышеназванными подходами существуют и другие: геополитический, отражающий различные взаимосвязи регионов в географическом пространстве и характеризующий историческое развитие социально-географического пространства регионов.
Билет №20. Основные цели, задачи и принципы региональной политики РФ.
1.Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: · обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
· обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; · выравнивание условий социально-экономического развития регионов; · предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; · приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; · максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; · становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. 2. Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики:
3. Региональная политика в Российской Федерации должна строиться и осуществляться исходя из следующих основных принципов: 1) одновременная и сбалансированная реализация социально ориентированной и экономической региональной политики; 2) нацеленность на социально-экономическое развитие, которое позволит со временем сократить размеры государственной поддержки отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) стимулирующий характер региональной политики, преобладание косвенных механизмов воздействия; 4) согласование федеральных интересов с интересами конкретных территорий при одновременном соблюдении принципов верховенства общенациональных интересов над региональными; 5) особое внимание к тем задачам, которые можно решить лишь на федеральном уровне или при кооперации нескольких субъектов Российской Федерации; 6) право федерации осуществлять меры региональной политики как в рамках границ отдельных субъектов Российской Федерации или их объединений, так и создавая зоны воздействия, пересекающие границы субъектов Российской Федерации; 7) сопряжённость с другими направлениями государственной политики, программами и мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации; 8) принцип дифференцированности мер государственной политики регионального развития, выработка мер поддержки регионального развития в зависимости от географических, ресурсных и других особенностей регионов Российской Федерации;
Регионалистика.
№21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|