Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теперь, когда мы усвоили различие между наименованиями мест происхождения и географическими указаниями, не могли бы вы разъяснить системы международной охраны?




Защита Наименования мест происхождения и географических указаний

 

Использование географических указаний является важным способом указания источника происхождения товаров и услуг. Одна из целей их использования состоит в содействии торговле путем информирования покупателя о происхождении продуктов. Часто это может подразумевать определенное качество, которое может ожидать покупатель.

 

Географические указания в широком смысле включают указания источника, наименования мест происхождения и географические указания (в прямом смысле). Следует указать, что Парижская конвенция не использует в своей терминологии понятие географического указания; скорее она использует термины «указание источника» и «наименование места происхождения».

 

Указание источника означает некоторое выражение или обозначение, используемое для того, чтобы указать, что товар или услуга происходят из страны, региона, определенной местности, где продукция производится. Пример: Сделано в Японии.

Можете ли вы мне сказать, что такое географическое указание?

В сущности, географическое указание – это уведомление, которое указывает на то, что данный продукт происходит из данного географического района. Наиболее известные примеры географических указаний – это те, которые используются в отношении вин и крепких спиртных напитков. Например, географическое указание “шампанское” используется для указания, что особый вид игристого вина происходит из района Шампань во Франции. Аналогичным образом “коньяк” используется в отношении бренди из французского района, расположенного вокруг города Коньяк.

 

Итак, каким образом охраняются географические указания?

 

В отличие от товарных знаков и патентов, существует большое разнообразие видов охраны, доступных для географических указаний. Они могут охраняться при помощи или законодательства "sui generis" (специального законодательства), или постановлений, то есть, системы, используемой, например, Францией и Португалией. Другая возможность заключается в ведении реестра географических указаний.

 

Географические указания также можно защитить путем регистрации коллективных знаков или сертификационных знаков. В отличие от индивидуальных товарных знаков, коллективные знаки принадлежат группе торговцев или производителей. Сертификационный знак, с другой стороны, не принадлежит никому; он регистрируется, исходя из понимания того, что любому лицу, отвечающему установленным требованиям, разрешается использовать этот знак. Например, использование сертификационного знака для сыра Атлет предоставляется только определенным фермерам, соблюдающим правила, которые необходимо соблюдать для получения разрешения на использование.

 

Патенты и товарные знаки имеют хорошо установленные процедуры по заявкам, а вот с географическими указаниями ситуация совершенно другая, и это связано с разнообразием имеющихся систем охраны. Если местная система не предусматривает регистрацию географического указания или предоставление права на использование наименования места происхождения, тогда существует опасность столкнуться с проблемами. Обычно можно провести различие между двумя ситуациями, одна – двусторонняя, другая – многосторонняя. В двустороннем аспекте одна страна заключает соглашение с другой страной о взаимной охране их географических указаний. Следующий этап заключается в обмене перечнем определенных географических указаний, после чего охрана предоставляется на взаимной основе. Например, если бы Франция заключила двустороннее соглашение с Испанией, Франция направила бы свой перечень географических указаний Испании, а Испания – свой перечень Франции, после чего географические указания каждой из этих стран охранялись бы другой страной.

 

Это относится к любым двум странам, заключившим соглашение, однако не все страны имеют такие двусторонние соглашения. Конечно, существуют и многосторонние соглашения, и ВОИС выполняет административные функции одного из них, а именно, Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.

 

 

Теперь, когда мы усвоили различие между наименованиями мест происхождения и географическими указаниями, не могли бы вы разъяснить системы международной охраны?

 

На самом деле их несколько, включая очень общую, предусмотренную Парижской конвенцией, в которой указано, что географические указания должны охраняться от любого неразрешенного использования, которое вводит в заблуждение. Для наименований мест происхождения существует специальное соглашение, административные функции которого выполняет ВОИС, известное как Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Это международное соглашение предусматривает систему международной регистрации для охраны наименований мест происхождения. Страна, которая применяет национальную систему для охраны наименований мест происхождения, может подать заявку на международную регистрацию данного наименования места происхождения, которое затем доводится до сведения других стран – участниц Соглашения. Это Соглашение функционирует очень хорошо, однако вследствие ограниченного числа государств, имеющих национальные системы наименований мест происхождения, географический охват Соглашения ограничивается 20 государствами, являющими его участниками.

 

В настоящее время существует другое международное соглашение, Соглашение ТРИПС, которое является неотъемлемой частью системы ВТО. Это Соглашение требует, чтобы все государства-члены Всемирной торговой организации охраняли географические указания, если их несанкционированное использование может ввести в заблуждение или составить акт недобросовестной конкуренции. Соглашение ТРИПС предоставляет несколько более высокий уровень охраны географическим указаниям в случае вин и крепких спиртных напитков, поскольку географические указания для таких продуктов необходимо охранять даже в отсутствие признаков введения в заблуждение или недобросовестной конкуренции.

 

В сущности, географическое указание – это уведомление, которое указывает на то, что данный продукт происходит из данного географического района. Наименование места происхождения является более точной формой географического указания, указывающей на то, что продукт имеет качества или свойства, которые являются результатом того, что этот продукт изготовлен в конкретном регионе.

 

Как установлено выше, географическое указание является широким термином, включающим наименование места происхождения, указание источника, и географическое указание в прямом смысле. В литературе термин «географическое указание» обычно используется в его более широком смысле, охватывающем все эти термины (наименование места происхождения, указание источника, и географическое указание в прямом смысле).

 

Географические указания могут охраняться на национальном уровне постановлениями или регистрацией.

 

На международном уровне они могут охраняться посредством взаимных соглашений между странами или, в случае наименований мест происхождения, Лиссабонским соглашением. Кроме того, Соглашение ТРИПС требует, чтобы все государства-члены Всемирной торговой организации охраняли географические указания.

 

Законодательные тексты по наименованиям мест происхождения и географическим указаниям:

 

• Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации

• Соглашение ТРИПС

• Парижская конвенция по охране промышленной собственности

 

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятия. Оно получает правовую охрану, если становится известным на определенной территории в результате осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. Исключительное право на коммерческое обозначение по своему содержанию сходно с правами на фирменное наименование, но отличается по другим весьма важным признаками: основаниям возникновения, объекту индивидуализации и субъектам-правообладателям.

Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации предприятия, ставшего известным на определенной территории при осуществлении предпринимательской деятельности. Такое определение не закреплено в Гражданском кодексе, но отражает основные признаки рассматриваемого понятия. Кроме того, понятие коммерческого обозначения можно охарактеризовать с помощью следующих признаков:

  • объектом индивидуализации является предприятие, под которым в ст.132 ГК РФ понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права и долги. Примерами предприятий являются торговые павильоны, кафе, ателье, заводы и т.п. Хотя в законе об этом не сказано, в юридической науке считается, что предприятие должно включать как минимум один объект недвижимости;
  • коммерческое обозначение используется только в предпринимательской деятельности. Таким образом, не может приобрести права на это средство индивидуализации, скажем, благотворительный фонд.

Часто, чтобы упростить объяснение, приводят пример коммерческого обозначения — вывеску.

Напомним, что в России права признаются на четыре средства индивидуализации: товарные знаки, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Для удобства они представлены на схеме:

Фирменное наименование и коммерческое обозначение являются наиболее близкими средствами индивидуализации. Общее между ними в том, что они используются в предпринимательской деятельности и не индивидуализируют (в отличие от тех же товарных знаков) товары и услуги как таковые. Более того, во многих странах понятие фирменного наименования более близко к российскому коммерческому обозначению, чем к российскому фирменному наименованию. Но если говорить применительно к нашей стране, то отличий между этими средствами индивидуализации намного больше, чем сходства:

  • фирменное наименование подлежит государственной регистрации и включается в ЕГРЮЛ, тогда как коммерческие обозначения не регистрируются (подробнее об этом ниже);
  • фирменное наименование индивидуализирует коммерческие юридические лица, а коммерческое обозначение — предприятия, которые могут принадлежать любым юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям
  • исключительное право на фирменное наименование не может быть передано третьим лицам. Напротив, исключительное право на коммерческое обозначение может отчуждаться двумя способами: по договору коммерческой концессии и договору аренды предприятия.

Зарегистрированное коммерческое обозначение можно использовать на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, на товарах или их упаковках и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...