Почему нужна профилактика конфликтов
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание 1. Введение . Понятийный аппарат . Почему нужна профилактика конфликтов . Специфика конфликтов между школьниками . Причины конфликтов в коллективе учащихся Борьба за лидерство и положение Дискриминация и бестактность со стороны учителей Неадекватные критерии оценки сверстника Нарушение правил дисциплины и порядка Жестокость, насилие и агрессия Непрояснённость социального статуса личности ученика Психологические физические особенности личности препятствующие успешному взаимодействию с другими Отсутствие коммуникативных умений . Профилактика Меры в целом Необходимые действия педагога Методы Заключение Список использованных источников Приложение А Приложение Б Глоссарий дискриминация бестактность учитель конфликт школьник
Введение
Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают и в семье, и в производственном коллективе. Но если говорить о конфликтах у детей, то следует отметить школьные конфликты, поскольку школа - это один из важнейших институтов социализации личности ребёнка. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга. Цель исследования: дать представление о педагогическом конфликте в коллективе учащихся и его профилактике. Задачи исследования ) Показать необходимость профилактики конфликта. 2) Рассмотреть чем отличаются конфликты между школьниками от остальных видов конфликта
) Изучить причины, приводящие к конфликту. ) Показать способы, методы предупреждения конфликтов. Гипотеза исследования: Если любой конфликт в коллективе учащихся отрицательно влияет на процесс обучения, то профилактика является обязательным мероприятием Актуальность В настоящее время проблема профилактики межличностных конфликтов в школе имеет огромное значение, является актуальной. Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются. Работы многих учёных посвящены изучению конфликтов. Над этой важной проблемой работали Д. Майерс, А. Г. Здравомыслов, И. Б. Хасан и другие. Предмет нашего исследования это профилактика конфликта. Объект нашего исследования это межличностные отношения учащихся. Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные. Любые конфликты, в том числе, в школе легче предупредить, чем разрешить. Только профилактика поможет снизить количество конфликтных ситуаций в педагогическом процессе и будет способствовать нормализации отношений в школьном микросоциуме. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: · ученик-ученик; · ученик-учитель; · ученик-родители; · ученик-администратор; · учитель-учитель; · учитель-родители; · учитель-администратор; · родители-родители; · родители-администратор; · администратор-администратор. Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками. Понятийный аппарат Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе [1] Наиболее чёткое определение межличностного конфликта дала Н. В. Гришина: «Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми». Профила ́ ктика (др.-греч. prophylaktikos - предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [1] Профилактика конфликтов - это их предупреждение. Профилактика конфликта в школе представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Полноценный ученический коллектив - это устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими коллективами. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые не приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Почему нужна профилактика конфликтов
1. Межличностные конфликты в школе отражаются на успеваемости, психологическом состоянии детей. 2. Постоянные конфликты также способствуют появлению у школьников негативной установки к учёбе, а именно, нежелание учиться. Нежелание учиться может выражаться не только в невыполнении домашних заданий, но и в прогулах уроков. Некоторых учеников конфликтные ситуации побуждают перейти в другую школу. В особо сложных конфликтных взаимоотношениях ребёнок вообще может бросить школу. . Нарушение педагогического процесса становится следствием конфликтов учеников с учителями. . Известным русским педагогом В. А. Сухомлинским было отмечено, что конфликты в педагогическом процессе - большая беда для школы. . Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы - трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|