Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему нужна профилактика конфликтов




Содержание

1. Введение

. Понятийный аппарат

. Почему нужна профилактика конфликтов

. Специфика конфликтов между школьниками

. Причины конфликтов в коллективе учащихся

Борьба за лидерство и положение

Дискриминация и бестактность со стороны учителей

Неадекватные критерии оценки сверстника

Нарушение правил дисциплины и порядка

Жестокость, насилие и агрессия

Непрояснённость социального статуса личности ученика

Психологические физические особенности личности препятствующие успешному взаимодействию с другими

Отсутствие коммуникативных умений

. Профилактика

Меры в целом

Необходимые действия педагога

Методы

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Глоссарий

дискриминация бестактность учитель конфликт школьник

 


 

Введение

 

Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают и в семье, и в производственном коллективе. Но если говорить о конфликтах у детей, то следует отметить школьные конфликты, поскольку школа - это один из важнейших институтов социализации личности ребёнка.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.

Цель исследования: дать представление о педагогическом конфликте в коллективе учащихся и его профилактике.

Задачи исследования

) Показать необходимость профилактики конфликта.

2) Рассмотреть чем отличаются конфликты между школьниками от остальных видов конфликта

)   Изучить причины, приводящие к конфликту.

)   Показать способы, методы предупреждения конфликтов.

Гипотеза исследования: Если любой конфликт в коллективе учащихся отрицательно влияет на процесс обучения, то профилактика является обязательным мероприятием

Актуальность

В настоящее время проблема профилактики межличностных конфликтов в школе имеет огромное значение, является актуальной.

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития.

Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются. Работы многих учёных посвящены изучению конфликтов. Над этой важной проблемой работали Д. Майерс, А. Г. Здравомыслов, И. Б. Хасан и другие.

Предмет нашего исследования это профилактика конфликта.

Объект нашего исследования это межличностные отношения учащихся.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.

Любые конфликты, в том числе, в школе легче предупредить, чем разрешить. Только профилактика поможет снизить количество конфликтных ситуаций в педагогическом процессе и будет способствовать нормализации отношений в школьном микросоциуме. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор.

В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:

· ученик-ученик;

·   ученик-учитель;

·   ученик-родители;

·   ученик-администратор;

·   учитель-учитель;

·   учитель-родители;

·   учитель-администратор;

·   родители-родители;

·   родители-администратор;

·   администратор-администратор.

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.


Понятийный аппарат

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе [1]

Наиболее чёткое определение межличностного конфликта дала Н. В. Гришина: «Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми».

Профила ́ ктика (др.-греч. prophylaktikos - предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [1]

Профилактика конфликтов - это их предупреждение.

Профилактика конфликта в школе представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы.

Полноценный ученический коллектив - это устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими коллективами.

Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые не приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

 


 

Почему нужна профилактика конфликтов

 

1. Межличностные конфликты в школе отражаются на успеваемости, психологическом состоянии детей.

2. Постоянные конфликты также способствуют появлению у школьников негативной установки к учёбе, а именно, нежелание учиться. Нежелание учиться может выражаться не только в невыполнении домашних заданий, но и в прогулах уроков. Некоторых учеников конфликтные ситуации побуждают перейти в другую школу. В особо сложных конфликтных взаимоотношениях ребёнок вообще может бросить школу.

.   Нарушение педагогического процесса становится следствием конфликтов учеников с учителями.

.   Известным русским педагогом В. А. Сухомлинским было отмечено, что конфликты в педагогическом процессе - большая беда для школы.

.   Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы - трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...