Необходимые действия педагога
- создание доверительной атмосферы, снятие коммуникативных барьеров в общении педагогов с детьми, - использование во взаимоотношениях с детьми методов позитивной критики, метода здорового юмора, владение педагогами различными методами трансформации агрессивных установок, мыслей и чувств учащихся, использование методов расширения сотрудничества, сплочения детского коллектива, знание психологических особенностей учащихся и использование индивидуальных стилей общения с каждым учащимся, недопущение дискриминации учащихся со стороны педагогов, использование различных приёмов прогнозирования конфликтных ситуаций и приёмов нормализации отношений ученика и учителя. Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям. Несколько правил, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми: · Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение. · Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить. · Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете. · Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными. · Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала
· Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или, в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).[6] Методы · Главным средством педагогических мер по предупреждению конфликтов в школьном коллективе является метод убеждения, цель которого - привести учащегося к пониманию того, что конфликт оказывает вредное воздействие как на личность конфликтующих, так и на морально-психологический климат в классе. Большую роль в процессе убеждения играет авторитет учителя и уровень его педагогического мастерства · . Учителю в своей педагогической деятельности следует обратить внимание на такие социально-психологические методы профилактики конфликтов, как метод согласия, нацеленный на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, · метод доброжелательности, или эмпатии, предполагающий выражение необходимого сочувствия товарищу, готовности оказать ему практическое содействие; · метод сохранения репутации партнера по общению, уважения к его достоинству, готовности оказать ему практическое содействие; метод взаимного дополнения, предполагающий опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами; · важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинств партнёра, выражение должного уважения к его личности; метод недопущения дискриминации требует исключения подчеркивания превосходства одного человека над другим, а еще лучше - и каких бы то ни было различий между ними;
· метод психологического поглаживания, который предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определённой поддержке; · метод здорового юмора, повышающий уровень тактичности учителей, состоящий в выработке умения позитивного реагирования на неудачи учащихся.[7] Наиболее важным методом профилактики межличностных конфликтов является социально-психологический тренинг. Игровая форма работы со школьниками, позволила в доступной и интересной форме рассказать детям о методах сглаживания конфликтов, стилях поведения в конфликтных ситуациях, способах разрешения конфликтов. Важнейшими направлениями профилактики конфликтов в школе являются: знание психологических особенностей учащихся, учёт их характера и темперамента в процессе педагогической деятельности, создание атмосферы уважения и доверия в коллективе, выявление причин конфликтной ситуации. Все эти мероприятия позволяют снять психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, наладить позитивные отношения в школьном микросоциуме. Эти меры позволят минимизировать ряд конфликтов и предотвратить появление новых конфликтов.[9]
Заключение
В проведённой нами работе мы рассмотрели специфику проблемы, методы, способы и возможности её разрешения. В нашей работе собраны рекомендации и методы некоторых авторов для педагогов, сталкивающихся на практике с необходимостью профилактики конфликтов в коллективе учащихся. Несмотря на молодость отечественной педагогической конфликтологии как науки, и малого количества исследований указанной проблемы в её рамках. Эта проблема была довольно широко исследована в отечественной педагогике. В своей работе мы хотели показать что, несмотря на неизбежность в педагогической деятельности конфликта как такового, грамотный в плане конфликтологических навыков учитель может свести конфликты к минимуму. В основе всего нашего исследования лежат два основных, неоспоримых положения: Легче конфликт предупредить, чем его урегулировать. Второе: Как бы ни завершился конфликт конструктивно или деструктивно, в результате он всё равно наносит вред учебно-воспитательной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|