Возможные пути решения развития финансовой системы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
С позиций экономического роста выбор по-прежнему во многом зависит от комплексности подходов законодателя. Опуская многие аспекты развития финансовых рынков, выделим несколько самых крупных, которые создают наибольшую неопределенность при прогнозировании финансовых рынков. К ним относится способ ускоренного развития банковской системы, решения будущего государственных и региональных банков. Второй аспект - это развитие пенсионной реформы, в частности дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) как придатка социального страхования или как мощного двигателя развития рынка акций и облигаций. То же относится к страхованию и инвестиционным фондам. Наконец, огромной важности выбор предстоит сделать в области развития долгосрочных долговых инструментов для финансирования крупных объектов в условиях высоких коммерческих рисков: гарантии, выпуск их банками (германская модель) или другими институтами (американская модель). Ряд общих целей не вызывает сомнений уже на данной стадии. Это меры по укреплению контрактной дисциплины; укрепление корпоративного управления; расширение роли деловой и профессиональной этики в жизни делового и прежде всего финансового сообщества, особенно в контексте процессов интернационализации бизнеса; укрепление пруденциального надзора как в банковском секторе, так и в остальных отраслях; создание условий и соблюдение правил конкуренции; открытие финансовых рынков для иностранной конкуренции в ходе переговорного процесса о вступлении в ВТО; создание системы информации для клиентов, прозрачности состояния кредитно-финансовых учреждений с учетом асимметрии информации у инвесторов, посредников и эмитентов (включая проблему инсайдерской информации).
Существует достаточно апробированный набор конкретных мер, который охватывает все или часть отраслей сектора: переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности; повышение обязательных требований по собственному капиталу для всех типов финансовых учреждений; создание «кредитных бюро», а также системы хранения информации о финансовых работниках и предпринимателях (испанский опыт - в коммерческих палатах); развитие системы кредитных союзов как системы для малых сбережений с низкими рисками и трансакционными издержками; введение страхования депозитов в банковской системе (порогового или выборочного). В то же время ряд проблем остаются нерешенными, в том числе по историческим и концептуальным причинам. Например, обращаясь к материалам по банковской системе, отметим, что «даже имеющийся капитал далеко не всегда отражает реальные вложения. В ряде случаев уставный капитал банков увеличивается искусственно, что не приводит к адекватному росту реально работающих банковских активов». Выделяется несколько проблем. Это низкая прозрачность отношений собственности в финансовых институтах (высокая доля офшорной собственности); высокая степень аффилированности собственников и должников институтов (карманные банки и др.); низкий уровень доверия клиентов (населения) к большинству институтов российской финансовой системы; роль вывоза сбережений как метода распределения рисков; спорные способы капитализации банков и других предприятий сектора; существенное смещение срочности предоставляемых кредитов в сторону короткой части шкалы; низка? ликвидность и мощность российских бирж; слабый интерес предприятий к листингу своих акций на российских биржах, высокая доля заграничной торговли акциями. Среди проблем особенно остро стоит вопрос о соответствии спроса и предложения финансовых инструментов требованиям действующих законов по качеству инструментов. На данный момент существует серьезная проблема расхождения в будущем предложения (низкого) федеральных ценных бумаг при поддержании профицита и законодательного требования по вложению средств пенсионной системы в государственные бумаги. В рамках сбалансированных финансовых рынков образовалась подсистема, которая должна быть сбалансирована по закону. В частности, вероятно, необходимо перейти от первоначального обязательного вложения пенсионных (страховых) средств в государственные бумаги к обратной последовательности: сначала в иностранные бумаги с постепенным ужесточением требований по вложению в российские бумаги.
Предлагаемые меры по решению данных и иных проблем оказываются иногда практическими, иногда концептуальными. Они не могут исчерпать мировой опыт или все возможные варианты развития финансовых рынков. К наиболее крупным и значимым можно отнести: введение полного раскрытия (и учета) индивидуальной собственности на финансовые учреждения вплоть до конечных физических лиц (с проверкой выполнения требований министерства по антимонопольной политике и предпринимательству о концентрации); совершенствование законов о банкротстве с повышением очереди кредиторов (особенно фондированных) при банкротствах; реализацию концепции центрального депозитария или взаимосвязанной системы депозитариев с тем, чтобы исключить нарушения (или подозрения о возможных нарушениях) прав собственности; снятие в законе об акционерных обществах правила о 25%+1 акций как блокирующего пакета с целью сокращения размера контрольного пакета и размыва акций, повышения их выхода на биржу [8, с. 4]; введение обязательного предварительного (одновременного) листинга российских компаний на российских биржах при любых зарубежных выпусках АДР и облигационных займах; введение льготного налогообложения прибылей при их вложении в обычные (привилегированные) акции финансовых институтов; меры налоговой амнистии для представителей среднего класса, направленные на легализацию сбережений и вложение этих средств в банки и инвестиционные ценные бумаги;
комплекс мер по развитию венчурного капитала, облегчению налогообложения наукоемкого бизнеса, созданию условий для развития венчурных фондов; учет испанского опыта - организация и стимулирование индивидуальных вложений в акции естественных монополий, а также средств пенсионных и страховых фондов; создание более долгосрочной программы развития региональных (отраслевых) внутренних облигаций для крупных инфраструктурных объектов национального значения; массовую переоценку собственности - недвижимости (развитие залоговой системы и ипотечных бумаг); применение аргентинского опыта: раскрытие информации о кредитах и обязательный выпуск банками субординированных котирующихся облигаций для рыночного контроля; создание системы прогнозирования, мониторинга, развития и общего регулирования финансовых рынков. В связи с затруднительным (и, видимо, преждевременным) характером изменения существующей разнородной системы государственного контроля над сегментами рынка предлагается использовать испанский опыт создания Координационного комитета в правительстве из представителей всех органов надзора, действующих в долгосрочной стратегией развития рынков, и контроля над финансовыми институтами. Никакой набор разрозненных важных мер и развитие частичного законодательства не могут заменить единую программу. Как отмечалось, «необходимо проведение активной государственной политики, направленной на становление емкого и эффективного рынка ценных бумаг, являющегося качественным инвестиционным механизмом». Необходимы подготовка и обсуждение с заинтересованными сторонами, а также принятие на правительственном уровне в течение 2003 г. программы реформирования финансовых учреждений и развития финансовых рынков, которая охватывала бы все сегменты рынка и инструменты с началом реализации в 2004-2005 гг. От решения узких юридических проблем, которые создают проблемы сегодня, настало время перейти к стратегическим подходам. Программа должна ответить на концептуальные вопросы, которые неоднократно ставились в 90-х годах, но так и не нашли своего решения.
. Либеральная или закрытая система собственности и контроля, которые иначе могут именоваться англо-саксонской или азиатской. . Соотношение и разделение ролей между развитием банков и финансовых рынков - вопрос о гармоничности развития. . Будущее развитие государственных банков, в частности вопрос об их эволюции (прежде всего Сбербанка), поскольку они все больше выполняют функции банков развития. . Единство законодательства и комплексность (сбалансированность) развития различных сегментов рынка и типов инструментов и финансовых институтов. . Определение системы целей и мер в области формирования доверия к контрактной системе, надежности сберегательных учреждений. . Определение долгосрочной политики инвестирования в финансовые институты, аккумулирующие сбережения основной массы населения: Сбербанк, пенсионные и частные страховые фонды. . Определение отношения законодателя к желательной роли иностранных финансовых институтов на российском рынке в контексте ВТО. . Определение отношения законодателя к роли западных финансовых рынков (банки и биржи вне страны) в финансировании российского бизнеса. . Определение подходов к долгосрочному развитию частного (добровольного) пенсионного обеспечения как ключевому вопросу формирования финансовых рынков и реорганизации системы сбережений в стране. . Выработка подходов к созданию невырожденной матрицы финансовых инструментов по типам и срочности, деривативам. . Обеспечение достаточной дробности надежных финансовых инструментов с низкими трансакционными издержками выпуска для индивидуального владения гражданами. . Определение методов внешнего финансирования долгосрочных крупных (коммерчески рискованных) проектов, возможного участия государства в этом процессе (энергетика, транспорт и т.п.) и роли специализированных финансовых инструментов. . Определение роли законодательства о банкротстве: защита фирм от финансовых потрясений или способ перераспределения собственности. . Определение роли саморегулирующихся организаций и дополнение органов государственного контроля в поддержании стабильности на финансовых рынках. . Определение темпов и содержания перехода на международную систему финансовой отчетности, углубление внутреннего и внешнего аудита и контроля над финансовыми институтами в интересах как собственно вкладчиков, так и устойчивости финансовой системы. . Определение целей и индикаторов развития сегментов рынка, методов и средств достижения, мониторинга и корректировки.
Представляется, что недостаточное внимание к реализации этих рекомендаций, дальнейшее промедление с решением рассмотренных проблем окажут пагубное влияние на развитие экономики и сделают нереалистичным выход ее на траекторию динамичного и устойчивого роста.
Заключение
Целью курсовой работы является исследование финансовой системы РФ. В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным - внешним - характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях. Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие: ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ; отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными); нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения - с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, - с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения. Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.
Список использованной литературы
.Конституция Российской Федерации .Бюджетный кодекс Российской Федерации .Гражданский Российской Федерации .Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007 - 1200с. .Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы МГИМО. - М.: Экзамен, 2002. - 224 с. .Грачев Е. Ю., Толстопятенко Г. П. Финансовое право учебник для вузов; М-во образования и науки РФ, Моск. Гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2008 с. .Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с. .Нешитой А. С. Финансы учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 509 с. .Романовский М. В. Финансы учебник для вузов СПб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Юрайт, 2002. - 503 с. .Химичев Н. И. Финансовое право учебник для вузов. - М.: Проспект, 2005. - 749 с. .Министерство финансов Российской Федерации: итоги и новые задачи // Финансы. - 2007. - №11. с. 3-9 .Повышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы. - 2006. - №5. с. 3-14 . Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. - 2004. - № 6. - с. 95-98 .Финансовая система и экономическое развитие // МЭиМО. - 2003. №7. - с. 62-75
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|