Акты применения права: понятие и виды. Отличие нормативного акта от акта применения норм права.
Акт применения права - это индивидуальное, государственновластное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. В целом основные признаки правоприменительных актов и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрены в первом вопросе данной темы. Обобщив сказанное, можно указать следующие характеристики актов применения права: · принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями; · носят государственновластный (обязательный) характер; · индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам; · имеют, как правило, документальную форму; · выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Примерами актов применения права служат решения и приговоры суда, приказы администрации предприятий, учреждений, организаций (например, приказ об увольнении, приказ об отчислении студента) и т.д. По субъектам правоприменения: - акты органов законодательной власти - акты органов исполнительной власти - акты органов правосудия - акты контрольнонадзорных органов. По отраслевой принадлежности: - акты применения норм уголовного права - акты применения норм гражданского права - акты применения норм других отраслей. По функциональному признаку: - правонаделительные - правообеспечительные - актырегламентаторы. По наименованию: приказы - постановления - указания - представления - резолюции - указы Президента о награждении, о помиловании - протоколы - решения - разрешения - предупреждения - предписания - приговоры. По способу принятия:
- коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); - единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника). Любой акт применения права должен содержать определенные части, без чего он будет неправомочным. Соблюдение формы правоприменительного акта является необходимым условием его правильного документального оформления. По своей структуре акты применения права содержат следующие части: - вводная часть - эта часть должна содержать наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания акта и т.д. - описательная часть - в этой части излагается фабула дела, описывается существо вопроса; здесь излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса; - мотивировочная часть - в этой части дается анализ доказательств, их оценка, обосновывается выбор юридических норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юридических норм и фактических обстоятельств и т.д.; - резолютивная часть - в этой части излагается само решение по делу, содержатся конечные выводы властные веления, адресованные конкретным лицам. Акт применения права представляет собой официальный документ, следовательно, он должен иметь все атрибуты документа: печати, подписи должностных лиц, в некоторых случаях требуется особое заверение акта. Только при выполнении всех этих условий акт применения права имеет юридическую силу, влечет юридические последствия. Отличие нормативного акта от акта применения права. В предыдущих вопросах были изложены понятие и характерные отличительные особенности нормативно-правовых актов. Однако понятие «нормативно-правовой акт» не следует отождествлять с понятием «правоприменительный акт», т. к. акты применения права имеют свою видовую специфику. Различие нормативно-правового акта и акта применения права состоит в следующем:
1. Если нормативно-правовой акт рассчитан на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (к примеру, УК РФ, ГК РФ и др.), то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи из общественной жизни (к примеру, приговор суда либо решение административного органа). 2. Если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество жизненных ситуаций (иными словами, на многократное применение), то акты применения права рассчитаны на однократную реализацию в отношении конкретной единичной жизненной ситуации. 3. Если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован неопределенно большому количеству людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, то акт применения права имеет конкретного адресата, иными словами, акт применения права направлен на разрешение ситуации, происшедшей с конкретным лицом. 4. Если нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь при этом общей нормативной основой правового регулирования, то акт применения права претворяет, реализует общие предписания нормативно-правового акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным лицам.
Юридическая техника.
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов. Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя. Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них: 1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования; 2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой; 3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства; 4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.; 5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.); 6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу. От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации. К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|