Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для выполнения заданий 8—9 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

Вариант 7

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполни­те задания 1-9.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для дру­гих ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хоте­лось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенст­во: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для го­рода сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин. Электричество.

Дикой {топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?..

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцены.

Сс-сс!

Борис оглядывается.

Поди сюда. (Манит рукой.)

Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Б о р и с. А что?

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал...

(А.Н. Островский «Гроза»)

 

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов, Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

1. К какому роду литературы относится «Гроза»?

Ответ: __________________.

 

2. Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

Ответ: __________________.

3. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими в данном фрагменте, и их характеристикой. К каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ПЕРСОНАЖИ А)Борис Б) Дикой В) Кулигин ХАРАКТЕРИСТИКА 1) значительное лицо в городе 2) мещанин, часовщик-самоучка 3) молодой человек, порядочно образованный 4) конторщик Дикова

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов 1.

А Б В
     

 

4. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются коммента­риями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные автор­ские комментарии?

Ответ: __________________.

 

5. В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и гру­бости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая ис­кажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

Ответ: __________________.

 

6. Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противопо­ложны. Как в драматургическом произведении называется непри­миримое противоречие между героями?

Ответ: __________________.

7. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

Ответ: __________________.

Для выполнения заданий 8—9 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

 

8. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в этом фрагменте?

9. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленько­го человека»?

 

ВАРИАНТ 9

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполни­те задания 1-9,

 

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же

она?

(Оглядывав тся.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя!

(Плачет на груди у него.)

Молчание..

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь..

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу гово­рит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и сме­ются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Б о р и с. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увядать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свали­лась, А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

(А.Н. Островский «Гроза»)

 

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

1. В каком городе происходят изображенные в эпизоде события?

Ответ: __________________.

 

2. Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными со­бытиями?

Ответ: __________________.

 

3. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются коммента­риями («Оглядывается», «подбегает к нему и падает на шею», «Плачет на груди у него» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

Ответ: __________________.

 

4. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими в данном фрагменте, и их репликами в пьесе. К каждой по­зиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ А) Дикой Б) Тихон В) Кулигин   РЕПЛИКИ 1. «Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю». 2. «И что слез льется за этими запорами, не­видимых и неслышимых! Да что вам гово­рить, сударь!» 3. «Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе поч­тение имею». 4. «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и по­важней тебя никому отчета не даю».

 

Ответ:

А Б В
     

 

5. «Да постыл он мне, постыл..» «Уж так тяжело, так тяжело». Как газывается этот приём?

Ответ: __________________.

 

6. Ответ Катерины на реплику Бориса (Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!) предстваляет собой законченное развёрнутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

Ответ: __________________.

 

7. Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

Ответ: __________________.

 

Для выполнения заданий 8—9 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

 

8. Чем похожи Борис и Тихин. Раскройте свою позицию.

9. Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях литерутуры XIX века изображаются герои-бунтари?

 

ИЗ книги Самойловой Файл 217

ВАРИАНТ 5

Часть 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...