Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ производства и реализации продукции. Анализ объёма, ассортимента и структуры продукции. Анализ качества произведенной продукции и ритмичности производства.




Для характеристики объема производства и реализации продукции используют систему показателей: 1) натуральные; 2) условно-натуральные; 3) трудовые; 4) стоимостные.

Объем реализации продукции определяется двумя способами: – по отгрузке продукции покупателям (метод начисления); – по оплате продукции (кассовый метод).

Текущий анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста Т (прироста Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

На ассортиментную политику оказывают влияние факторы: 1. Конъюнктура рынка 2. Уровень доходов населения 3. Спрос на отдельные виды продукции 4. Эффективность использования, имеющихся у предприятия ресурсов (материальных, трудовых, технологических, технических, финансовых). Коэффициент выполнения плана по ассортименту – это относительная величина, определяемая как отношение общего к фактическому объему выпущенной продукции.

Структура производства определяет объем выпуска продукции в стоимостном выражении. Влияние структуры на объем валовой продукции можно определить двумя методами: Методом цепных подстановок и методом абсолютных разниц

Показателем качества продукции называется количественная характеристика или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Главная задача анализа качества продукции – изучить динамику вышеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины изменения показателей качества и оценить выполнение плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Одним из них является балльный метод оценки, сущность которого состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, в результате чего, путем сравнения фактического и планового его уровня, находят процент выполнения плана по качеству.

При анализе качества продукции по сортности, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.

Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высшей сорт. Полученные результаты суммируются.

Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.

Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на коэффициент фактической средний сортности.

Анализ ритмичности производства

Ритмичность производства – это равномерный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с графиком в объеме, ассортименте и структуре.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Наиболее распространенным показателем является коэффициент ритмичности, который рассчитывается по формуле:

Кр =∑ (ВПпл i – ВПн i) / (ВПпл i),

где Кр – коэффициент ритмичности; ВПпл i – плановый выпуск продукции за i-й период; ВПн i – недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.


7. Анализ плана материально-технического снабжения и обеспечения материальными ресурсами. Факторный анализ эффективности использования материальных ресурсов.

 

Проверку реальности плана снабжения начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники - это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате применения ресурсосберегающих технологий.

Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников покрытия.

Коэффициент обеспечения материалом того или иного вида:

К об = (Величина внут-х источников покрытия + Заключено договоров) / Плановая потребность в материале

Данный коэффициент определяется по плановым и фактическим данным поставки материалов, делаются выводы.

Также проводится факторный анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов. Так, на изменение материалоемкости ресурсов оказывают влияние следующие факторы (представленные в виде произведения):

Ме = М/N = (Мп /N)*(М/Мп),

Мп /N – материалоемкость по прямым затратам ресурсов;

М/Мп – коэффициент соотношения общих и прямых материальных затрат.

В производстве продукции различные материалы играют разную роль и дают разную отдачу. Поэтому в методике анализа материалоемкости можно также использовать аддитивную факторную модель материалоемкости:

Ме = М/N = С/N + Т/N + Э/N + …,

С – сырье;

Т – топливо;

Э – энергия и т.д.В представленной формуле в качестве факторов используются частные показатели эффективности использования материальных ресурсов: сыроемкость, топливоемкость, энергоемкость).

Влияние факторных показателей на результативный в данном случае определяется прямым счетом.

Для оценки влияния использования материальных ресурсов на объем производства продукции используется следующая зависимость:

N = М*Мо или N = М/Ме

Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...