Глава II. Деятельность субъектов рынка медицинских услуг
Далее проанализированы группы интересов субъектов рынка медицинских услуг: потребителей и покупателей, производителей и поставщиков, государства (табл. 1), при этом интерес трактовался с двух позиций. Таблица 1 Интересы субъектов рынка медицинских услуг
С одной стороны, экономические интересы всегда связаны с формой присвоения материальных благ. Каков характер присвоения, таковы и экономические интересы. Поэтому одним из наиболее важных стратегических вопросов любой власти во все времена являлся вопрос о собственности. С другой стороны, экономические отношения проявляются непосредственно через взаимодействие экономических интересов отдельных субъектов. И здесь интересы выступают как формы проявления потребностей. Интересы субъектов рынка медицинских услуг следует рассматривать в единстве социальных, политических, экономических и духовно-культурных компонентов, что предопределяет необходимость выделения нескольких групп интересов (табл. 2).
Таблица 2. Группы интересов субъектов рынка медицинских услуг
Анализ моделей рынка медицинских услуг позволил охарактеризовать институциональный потенциал результативной деятельности покупателей и повышения эффективности использования ресурсов и соответствующие институциональные издержки. Под институциональным потенциалом в исследовании понимаются следующие характеристики моделей финансирования: типы и сила мотиваций, присущих покупателям медицинских услуг; степень самостоятельности покупателей в принятии решений о способах реализации возложенных на них функций; возможность обеспечения сильного давления со стороны государства на покупателей, принуждающего их к выполнению установленных государством требований к результатам их деятельности; возможности развития конкуренции между покупателями; возможности воздействия на покупателей со стороны непосредственных потребителей медицинских услуг. Под институциональными издержками в данном случае понимаются издержки внедрения и поддержания институтов, обеспечивающих функционирование модели и результативную деятельность соответствующих покупателей. Рынок медицинских услуг обладает рядом специфических характеристик в отличие от других рынков нематериальных услуг, что накладывает отпечаток как на содержание экономических интересов субъектов рынка, так и особенности их реализации и достижение баланса.
Практическим результатом исследования является разработка комплекса мер, направленных на достижение баланса интересов субъектов рынка медицинских услуг: 1. Совершенствование экономических отношений, в частности развитие партнерских отношений при получении экономической самостоятельности лечебно-профилактических учреждений. Основными структурообразующими элементами рынка медицинских услуг становятся стратегические альянсы, представляющие собой территориальные группировки ЛПУ и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. Современный рынок медицинских услуг - это трехзвенная рыночная структура, включающая в себя как рынок медицинских услуг, так и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный рынки. Первичный рынок - это рынок стоматологических, ортопедических, хирургических, косметологических, репродуктивных, трансплантологических, эндокринологических, терапевтических, судебно-медицинских, лечебно-физкультурных и медико-реабилитационных, санитарно-экологических и нервно-психиатрических услуг. Вторичный рынок медицинских услуг - это фармакологический рынок, обеспечивающий первичный рынок медицинских услуг необходимыми лекарственными средствами. Как первичный, так и вторичный рынки медицинских услуг непосредственно зависят от производства соответствующих технических средств, поэтому предлагается выделить третичный рынок - самый "материальный" из всех. Он непосредственно переплетается с материальным производством и ответственен за медицинское оборудование. В исследовании выделены направления согласования интересов субъектов всех трех звеньев рынка медицинских услуг. К основным характеристикам современного отечественного фармацевтического рынка и рынка медицинского оборудования следует отнести: немногочисленность и крупные размеры фирм, зависимость от импорта, большая перспективная емкость как в стоимостном, так и в количественном выражении, крупные барьеры входа на рынок.
2. Создание условий для формирования эффективной конкурентной среды. Величина компаний-лидеров рынка сама по себе является довольно значимым барьером входа на товарный рынок. Постепенный их рост при учете первоначального инвестора - государства позволило компаниям-лидерам при корректном управлении занять ведущие на рынке позиции, то есть цена входа на рынок для небольших предприятий довольна велика. В этом случае, учитывая потенциальную емкость рынка и определенную зависимость от импорта, небольшие компании пользуются иными факторами конкурентоспособности. Помимо этого, государство может само регулировать барьеры входа (снижать, устранять, повышать) с целью защиты отечественных производителей от чрезмерного вторжения конкурентов, для обеспечения продукцией конечных потребителей и предоставления им права предпочтительного выбора. При этом барьеры могут носить экономический, нормативно-правовой, структурный, организационный, технический (технологический), финансовый, информационный характер. Это связано с предметом деятельности государства, например, лицензирование деятельности, регистрация, стандарты производства, порядок ценообразования, государственное регулирование (обеспечение и организация проведения тендеров на закупки ЛС), таможенная, налоговая и инвестиционная политика, патентное право. Такой барьер входа как небольшой объем продаж из-за низкого покупательского спроса лечебных учреждений диктует необходимость расширения таких механизмов развития рынка медицинского оборудования как как лизинг и развитие вторичного рынка медицинского оборудования. 3. Совершенствование системы удовлетворения потребностей населения в качественных медицинских услугах. Должны получить дальнейшее развитие такие перспективные организационные технологии микроуровня как врач общей практики, семейный врач, дневные стационары, стационары на дому, что способствует как извлечению прибыли от предоставления медицинской услуги, так и повышению качества обслуживания, создает ясную и легко реализуемую мотивацию ее улучшения. 4. Развитие системы тактического и стратегического планирования. Действующая в России система здравоохранения относится к традиционной классической форме организации - бюрократической. В функционирующей государственной системе здравоохранения отсутствуют условия появления независимых равноправных партнеров и конкурентов, действуют лишь функции вертикальных взаимоотношений типа «руководитель-исполнитель». Разграничение полномочий на различных уровнях принятия управленческих решений, формирование среды свободного функционирования лечебно-профилактических учреждений, среды, способствующей созданию горизонтальных взаимоотношений между учреждениями, является реальной почвой, на которой возможно и необходимо обеспечение партнерства и стратегического альянса.
5. Реализация альтернативных схем финансирования. Анализируя сложившуюся ситуацию, можно констатировать, что в целом население с пониманием подошло к системе соплатежей.Государство должно гарантировать бесплатное медицинское обслуживания беднейших граждан при сохранении признания необходимости привлечения дополнительных средств более преуспевающих граждан за счет увеличения страховых тарифов или введения четкой системы доплат за медицинские услуги и лекарства. Соплатежи - это форма участия населения в финансировании оказываемой ему медицинской помощи. В некоторых странах, например, в Финляндии и ОАЭ они легализованы и солидарны: любой пациент, госпитализированный или пришедший на консультацию, доплачивает строго определенную сумму. В наших условиях под этим термином скрывается система рыночного предоставления платных медицинских услуг на договорной основе по экономически необоснованным ценам независимо от формы собственности медицинских учреждений, их организационно-правовых форм, тарифов, методик ценообразования, экономического обоснования. В целом при наличии рыночной экономики и легального института частной собственности более естественной представляется модель государственно-частного здравоохранения, с особняком стоящей системой медицинского страхования в качестве платежной стороны, где на одном полюсе находятсягосударственные бюджетные учреждения, работающие по смете, тарифу, выплатам из системы ОМС и обеспечивающие выполнение государственных гарантий, а на другом - частные медицинские учреждения, чьи дополнительные платные услуги не должны дублировать ассортимент утвержденных государственных гарантий. Старая система здравоохранения была построена в «иной» стране, для решения иных задач. В России изменились общественный строй, экономические отношения, структура заболеваемости, демографическая структура общества. Оставшийся в наследство от прошлого институциональный и материально-технический каркас старой модели по-прежнему является существенным объективным тормозом преобразований. И хотя многое в этом каркасе достойно развития в новых условиях, но сложившиеся, окостеневшие структуры нуждаются в существенном реформировании в целях создания благоприятных условий для баланса интересов субъектов рынка медицинских услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|