Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Современное состояние российского рынка медицинских услуг




 

В настоящий момент российский рынок платной медицины представлен двумя основными сегментами - полностью коммерческие медицинские центры и муниципальные учреждения.

Коммерческие центры - это небольшие частные клиники, медицинские и диагностические возможности которых ограничены, а основной акцент сделан на высоком уровне комфорта. Второй сегмент - это муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие платные услуги. Многие государственные клиники оснащены специализированным оборудованием, приобретение которого не под силу мелким медицинским центрам. Также их отличает довольно широкий набор специалистов.

На долю частных клиник приходится около 80-85% рынка платных медицинских услуг, оставшиеся 15-20% - доля государственных учреждений. В настоящее время государственные клиники, обладая высококвалифицированными специалистами федерального уровня, стремительно увеличивают свою долю рынка платных медицинских услуг.

Располагая дорогостоящим оборудованием, они предоставляют более качественные услуги. Кроме того, используя бюджетное ассигнование, муниципальные клиники способны снижать цены на многие услуги, вынуждая частные клиники специализироваться или объединяться.

В настоящее время качество и количество услуг, предоставляемых в государственных и частных медицинских клиниках, повышается. Конкуренция позволяет снижать расценки, а строгий контроль со стороны страховых компаний, предлагающих услуги дополнительного медицинского страхования (ДМС), позволяет снизить количество ненужных консультаций, обследований и диагностик.

По оценкам экспертов, объем рынка дополнительного медицинского страхования в Санкт-Петербурге в 2007 году составил 1,7-1,9 млрд. рублей, в то время как объем платных медицинских услуг превысил уровень в 8,4 млрд. рублей. Теневая часть рынка составляет порядка 13-18%, таким образом, объем рынка ПМУ в реальности - 9,7-9,9 млрд. рублей.

Объем рынка медицинских услуг возрастает ежегодно в среднем по России на 10-12%. В крупных городах темп роста выше - 12-15%, а в Москве данный показатель достигает 20%.

Ежегодно медицинские услуги дорожают на 30-40%, при этом рост цен в первую очередь связан с увеличением стоимости медикаментов (в 2007 году оно составило около 30%).

Анализ результатов опроса логично начать с вопроса: «Что побуждает вас пользоваться платными медицинскими услугами?» Структура ответов на данный вопрос отражена на рис. 1.


Рис.1. Причины пользования платным медицинским обслуживанием (в % к числу опрошенных)

 

Как показывает диаграмма, наиболее значимые факторы обращения граждан в платные медицинские учреждения - более качественная медицинская помощь (62,7% опрошенных) и высокий уровень сервиса (43,3%). Второстепенными являются такие факторы, как отсутствие возможности получить услуги бесплатно (24%), репутация и известность медицинского учреждения (22%) и высокая скорость обслуживания (18%).

Эти показатели косвенно свидетельствуют о намечающемся переходе от практики преимущественно ценовой конкуренции предприятий в данной сфере (что характерно для слаборазвитых рынков с низкой покупательной способностью населения) к практике конкуренции на основе совершенствования качества услуг, предоставления широкого набора дополнительных услуг.

Характерно, что при принятии решения об обращении в медицинское учреждение потенциальный пациент в наименьшей степени задумывается об удаленности медицинского учреждения от места его проживания или работы (2,7%), отдавая приоритет качеству обслуживания.

Все большее значение приобретает репутация медицинского учреждения, складывающаяся из большого числа количественно неизмеримых факторов, включая профессионализм врачей и обслуживающего персонала, длительность периода работы предприятия с момента основания и исполняемость гарантий, получаемых пациентом на выполненную работу.

Респондентам, отметившим в качестве решающего фактора высокий уровень сервиса (43,3%), было предложено расшифровать, что в их понятии означает этот высокий уровень. Как и следовало ожидать, в представлении потенциальных пациентов это внимательное к ним отношение, отсутствие очередей, возможность записи и решения проблем по телефону и получение дополнительных услуг (рис.2).

 

Рис. 2. Содержание характеристики «высокий уровень обслуживания» применительно к медицинским учреждениям (в % к числу ответивших на данный вопрос)

 

Весьма существенную роль в продвижении любых услуг, в том числе и медицинских, играет эффективная коммуникативная политика. Полученные при опросе данные в значительной мере объясняют причины сравнительно низкой результативности рекламы платных медицинских учреждений в местных СМИ (только 10,67% черпают информацию о медицинских учреждениях из телевизионной рекламы, 8% - из рекламы в печатных изданиях и только 4,67% - из телефонных справочников).

Оказывается, наибольший объем информации поступает к потенциальным клиентам из источников, непосредственно связанных с понятием «репутация учреждения»: от знакомых и родственников (85,33%) и от врачей (28%). Иными словами, пациент, получивший соответствующее его ожиданиям и оценке медицинское обслуживание, делает для продвижения услуг предприятия больше, чем любые рекламные средства. Однако нельзя переоценивать этот канал информации, который имеет свои объективные и субъективные ограничения. В условиях роста неценовой конкуренции медицинским учреждениям необходима тщательная разработка оптимальной рекламной политики.

Последние социологические опросы показывают, что к услугам частных медиков уже прибегает большинство населения страны. По данным ВЦИОМ, деньги врачам платят 59% опрошенных россиян. При этом 21% указали, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами регулярно, а 37% готовы раскошелиться в случае необходимости. Правда, 38% не имеют такой возможности вообще.

По статистике, самой востребованной платной медицинской услугой является стоматология. На нее приходится около 40% всего объема этого рынка. Следом идут урология, гинекология и анализы для установления диагноза. Кроме того, очень востребованы услуги терапевтов в секторе медицины общего профиля.

Рост рынка платных медицинских услуг в России естественен, поскольку в настоящее время в России практически только за деньги можно получить квалифицированную медицинскую помощь. Это происходит из-за того, что в настоящее время врачи, наряду с учителями, - одна из самых низкооплачивыемых профессий.

Разумеется, при анализе рынка наибольшую важность имеют те его характеристики, которые могут быть оценены количественно и выражены в денежном измерении. Поэтому в опросной анкете целый ряд вопросов был направлен на выявление данных финансового содержания: фактических среднегодовых затрат на медицинское обслуживание, средней стоимости одного обращения к врачу, стоимости стационарного лечения.


Заключение

Основные итоги работы:

дано определение рынка медицинских услуг, под которым понимается совокупность социально-экономических институтов, организующих, структурирующих и легитимизирующих хозяйственные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе производства, обмена и потребления медицинских услуг. Сфера здравоохранения рассматривается как система взаимоотношений четырех типов субъектов: производителей, потребителей (в случае бесплатной медицинской помощи), покупателей (плательщиков) (в случае платных медуслуг), государства;

выделены черты медуслуги как разновидности нематериальных услуг (высокая социальная направленность, низкая эластичность спроса, неопределенность получаемого результата, неразрывность процессов потребления и производства, несохраняемость, неотделимость от источника, дифференциация (неоднородность) качества, многовариантность, зависимость хода оказания услуги от местных природно-климатических условий, асимметрия информации, индивидуальность и творческий характер оказания услуги, наличие обратной связи, субъективность оценки, неопределенность в возникновении потребности в медицинской услуге, наличие разных механизмов предоставления);

раскрыта совокупность интересов субъектов рынка медицинских услуг - потребителей - покупателей, производителей - поставщиков, государства: экономических (максимизация полезности, обеспечение «эффекта здоровья»; реализация госзаказа, получение максимума прибыли, правовой и экономической самостоятельности, диверсификация в целях изменения структуры производства и ассортимента продукции; распространение здорового образа жизни, формирование капитала здоровья нации, профилактика заболеваний, финансовое обеспечение социальных стандартов, усиление связи социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью), институциональных ( любой достигнутый уровень порождает изменения в объемах и ассортименте потребления; формирование у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни, направленное воздействие на формирование образа жизни и стиля потребления; обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения, создание правового поля, выработка стратегии здравоохранения, создание национальной системы охраны здоровья), политических (стабильность в обеспечении медицинскими услугами; лоббирование; усиление мощи государства, повышение количества и качества человеческого капитала, реализация национально-государственных интересов, гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи);

выявлены тенденции в реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг:

отсутствие прямой зависимости между затратами на лечение и уровнем доходов, усиление значимости статусной принадлежности;

необходимость формирования дополнительного спроса на платные медицинские услуги; действие эффекта замещения относительно платных и бесплатных услуг;

изменение традиционных отношений «врач - пациент» в сторону большего контроля над врачом со стороны пациента, выравнивания их социального статуса в процессе болезни; усиление взаимосвязи отношения «врач - пациент» с социально-экономической системой; углубление и расширение прав пациента в составе прав человека; смена концепции экономического или эгоистического интереса концепцией «коллективной ориентации»;

наличие культурных и общественных стандартов и критериев, отличающих удовлетворительное состояние от неудовлетворительного; необходимость социального контроля, устраняющего эти отклонения; усиление связи социальной стандартизации и законодательной и бюджетно-нормативной деятельностью;

повышение требований к лицензиатам посредством включения специальных знаний, квалификационных требований, соответствия условиям объектов, в которых или с помощью которых осуществляется такой вид деятельности;

усиление значимости процесса интернационализации медицинским сообществом новых социальных правил и ценностей, процесса ресоциализации медицинских работников; формирование корпоративных интересов медперсонала;


Список использованной литературы

 

1. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 1999.

2. Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. - 1996. - № 5.

.   Котлер Ф, Дж.Боуэн. Маркетинг - М.: Юнити, 2006 - 512 с.

.   Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент - СПб.:Питер Ком, 2005 - 400 с.

.   Лебедев О.Т. Филиппова Г.Ю. Основы маркетинга СПб.: М и М, 2005 - 279 с.

.   Макаров О.Д. Маркетинг услуг//Маркетинг, 1998.-№1.

.   Маркетинговые направления деятельности современных компаний. Зарубежный опыт и российская практика. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 344 с.

.   Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг. М.: РАГС, 2003 - 280 с.

.   Токарев О. Непроторенная дорога, или Кое-что о медицинском праве //Медицинская газета. - 17.07.98, № 57.

.   Усенко В. Фармацевтический маркетинг // Провизор. - 1999. - № 19.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...