Тема 4. Вторая промышленная революция
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1. Бизнес в рыночной экономике 1. Бизнес – деятельность, направленная на получение прибыли путем производства и/или реализации товаров и услуг. Важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий всю институциональную среду общества.
2. Общество – совокупность индивидуумов, групп и организаций, объединенных общностью культуры, образа жизни, деятельности, интересов.
3. Экономические системы: традиционная экономика (устойчивые традиции, простое воспроизводство), командная экономика (значительная важность центра), рыночная экономика (спрос – предложение)
4. Общественные институты – совокупность правил, связанных с ними механизмов реализации и норм поведения, структурирующих (формирующих) и облегчающих отношения между людьми.
5. Институт – способ организации
6. Рынок – система стихийных трансакций Фирма – система планомерных трансакций
7. Трансакционные издержки – издержки, связанные с подготовкой и реализацией сделки как таковой.
8. Фирма – структура управления, представляющая собой систему планомерных трансакций, возникающую и развивающуюся на рынке в связи с экономией на трансакционных издержках. Организация, которая производит товары и услуги.
9. Рыночная экономика – экономическая система в целом, контролируемая и направляемая механизмом стихийных рыночных трансакций в адекватной институциональной среде и при господстве соответствующих встроенных институтов.
Тема 2. Коммерческая революция в Западной Европе и становление фирмы 10. Факторы становления рыночной экономики: - выделение экономической жизни из общественно-политической - превращение денег, труда, земли в товары
Karl Polanyi - выделение экономических институтов из социальных - становление рынков факторов производства
11. Ремесленный цех – 1. объединение ремесленников одной специальности направленное на удовлетворение их общественных потребностей в условиях ограниченного товарного спроса. 2. – докапиталистическое предприятие, основанное на применении ручного труда при отсутствии его разделения. Кастомизированное производство, моральное единство.
12. Кастомизированное производство – антипод массового производства, производство на заказ, направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретных заказчиков.
13. Моральное единство – общепринятые нормы, господство в обществе единой универсальной системы моральных принципов, имеющих коммунитарную направленность.
14. Аморальный бизнес – господство в бизнесе моральных принципов, имеющих собственную рационально-индивидуалистическую ориентацию.
15. Становление встроенных капиталистических институтов: - Развитие протестантской этики (М. Вебер) - Развитие светских этических учений (Н. Макиавелли) - Рост мобильности населения (В. Зомбарт)
16. Организационно-правовые инновации: - создание временных партнерств, направленных на решение только экономических задач (коммандитные товарищества) а) commenda (торговец получает 20-25 % прибыли, остальное получают ремесленники) б) societal maris (торговец является совладельцем цеха) - развитие постоянно действующих торговых компаний (полные товарищества) - развитие кредита и вексельного обращения - внедрение «двойной бухгалтерии» (фиксация ухода товара (отправки, спроса) и получения прибыли
17. Мануфактура – 1. капиталистическое предприятие, основанное на применении ручного труда и разделении труда 2. – сложная капиталистическая кооперация на основе разделения ручного труда.
Уже не доиндустриальное, но еще не индустриальное предприятие.
18. Первоначальное накопление капитала – исторический процесс превращения непосредственных производителей в наемных рабочих и превращение средств производства в капитал.
Тема 3. Первая промышленная революция 19. Индустриализация - процесс превращения промышленности в ведущую сферу общественного воспроизводства, сопровождающийся ускорением экономического роста.
20. Промышленная революция - комплекс изменений в системе социально-экономических институтов, инициируемый широким внедрением качественно-новых типов промышленных технологий.
21. 1 промышленная революция – комплекс изменений в системе социально-экономических институтов, инициируемый широким внедрением трудоемких технологий машинного производства.
22. Технология – 1. приложение научных знаний к промышленности или торговле (Collins dictionary) 2. культурная система, опосредующая отношения между людьми и окружающей их природной средой.
23. Трудоемкие технологии (машинного производства) – технологии предусматривающие увеличение производительности труда преимущественно за счет увеличения числа применяемых машин и количества работников. Технологии, исторически развивающиеся на базе замещения системой машин системы разделенного ручного труда.
24. Фабрика – предприятие, представляющее собой сложную капиталистическую кооперацию с разделением труда на основе кооперации машин - система машин (технологический аспект) - капиталистическое предприятие (социально-экономический аспект) - традиционное промышленное предприятие (управленческий аспект)
25. Традиционное предприятие: - трудоемкая технология - одна функция - одна товарная линия - один географический рынок - одна хозяйственная единица - собственник является высшим менеджером - управляется преимущественно «невидимой рукой рынка»
Тема 4. Вторая промышленная революция 26. 2 промышленная революция – комплекс изменений в системе социально-экономических институтов, инициируемый широким внедрением капиталоемких технологий машинного производства.
27. Капиталоемкие технологии машинного производства – технологии, предусматривающие рост производительности труда за счет:
- совершенствования поставок сырья и материалов - совершенствования машин и оборудования - рационализация процесса производства в рамках хозяйственных единиц - роста потребительской энергии
28. _______»_________ - технологии, исторически подразумевающие новые процессы не имеющие аналогов в ранее внедренных системах разделенного ручного труда либо выводящие разделение труда на новый уровень.
29. Организационные факторы роста фирмы: - экономия на трансакционных издержках - экономия на масштабе производства и (или) распределения - экономия на разнообразии производства и (или) распределении
30. Экономия на масштабе произ-ва – сниженеи издержек на произ-во и (или) распределение единицы продукта, возникающее при увеличении объема произ-ва и (или) распределении отдельного продукта в рамках данной хоз-ной единицы.
31. Экономия на разнообразии произ-ва – снижение издержек на произ-во и (или) распределение единицы продукта, возникающее при использовании технологических процессов в рамках данной хозяйственной единицы для произ-ва и (или) распределения более чем одного вида продукта.
32. Современное предприятие: - капиталоемкая технология - несколько функций - несколько товарных линий - несколько географических рынков - несколько хоз-ных единиц - собственность и менеджмент разделены - управляется преимущественно «видимой рукой менеджмента» 34. Этапы 2 промышленной революции 1. революция в телекоммуникациях (транспорте и связи), переход к массовым коммуникациям 2. революция в распределении (переход к массовому распределению) 3. революция в производстве (переход к массовому производству на основе капиталоемких технологий) 4. Соединение массового распределения с массовым производством
35. революция в коммуникациях: - создание предпосылок для революции в распределении и производстве - становление первых современных предприятий в железнодорожном бизнесе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|