Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Национальные особенности индустриализации: Япония





81. Япония: «Союзный капитализм»

- Японский бизнес как набор стереотипов:

1) «японская экономическая система»

2) человеческий капитализм»

3) «некапиталистическая рыночная экономика»

4) союзный капитализм / капитализм альянсов»

Отраслевые отличия

- 129 предприятий (65%) приходится на 4 группы отраслей (пищевая, текстильная, химическая промышленность, черная металлургия)

- Предприятия равномерно распределяются по отраслям, производящим капитальные и потребительские товары

- Относительно велика доля предприятий, ассоциируемых со «старыми» трудоемкими технологиями

Управленческие отличия

- Собственно промышленные компании крайне редко создают сложные управленческие структуры по типу современного предприятия

- Промышленные компании крайне редко создают собственные маркетинговые подразделения, кооперируясь с торговыми домами, производящими, в свою очередь значительные инвестиции в сети маркетинга и распределения как на национальном, так и на мировом рынке

- В период до 2 мировой войны промышленные предприятия часто входят в состав семейно-контролируемых диверсифицированных финансовых групп (zaibatsu)

Этапы становления

- Ранние контакты с Западом (1543 - 1639)

- Период Токугава (1640 – 1868)

- Период Мейдзи (ранний) 1868 – 1885

- Период Мейдзи (поздний) 1886 – 1913

Реформы Мейдзи

- Ликвидация феодальной раздробленности, введение префектур

- Создание системы законодательной, исполнительной и юридической власти

- Ликвидация рада феодальных институтов (каст, цехов и гильдий, военной привилегии самураев)

- Земельная реформа

- Реформа образования

- Создание государственного сектора «передовых предприятий»

- Государственные инвестиции в систему коммуникаций

- Общая поддержка бизнеса

Торговый дом

- В рамках класса торговцев человек «приписан» к «дому»

- «дом» владеет собственностью, причем права дома отделены от прав его членов (корпорация)?

- «Дом» управляется главой семьи

- Деятельность «дома» диверсифицирована

Дзайбацу (zaibatsu)

- диверсифицированные финансовые группы, семейная собственность

- Созданы на основе старых торговых домов, либо воспроизвели их структуры

- в ходе приватизации 1880 – 1913-х гг. получили «передовые предприятия»

 


Тема 15. Национальные особенности индустриализации: Россия


Хронология российской индустриализации:

- первая волна индустриализации (1856 – 1913)

- индустриальная дезинтеграция (1914 – 1929)

- вторая волна индустриализации (1929 – 1953)

- Перестройка и постиндустриальный вызов (1985 – 1992)

- Индустриальная дезинтеграция или третья волна? (с 1992)

Методы российской индустриализации

- Стимулирование государством накопления капитала посредством экспорта зерна и фискальной политики:

- отмена крепостного права

- строительство железных дорог в районы зернового хозяйства

- создание министерства финансов как ведущий административный орган, контролирующий основные направления регулир. промышленного развития и составные агентства.

Минфину подчинялись: государственное казначейство, монетный двор, государственный банк, таможня, государственные промышленные предприятия, регулирование частных предприятий, налоговая и денежная политика

 

Наиболее известные министры финансов

- Граф Михаил Х. Ройтерн (1862 – 1878)

- Николай Бунге (1881 – 1887)

- Иван Вышнеградский (1887 – 1892)

- Сергей Витте (1892 – 1903)

 

Становление российского бизнеса

- Собственно русские (великорусские) капиталисты

- русскоязычные капиталисты

- иностранные капиталисты

1) Собственно русские (великорусские) капиталисты (семьи):

- Коноваловы, Рябушинские, Боткины, Елисеевы, Третьяковы, Алексеевы

Собственно русские (великорусские) капиталисты (отрасли):

1.Производство потребительских товаров:

- текстиль (хлопок, шерсть)

- производство сахара

- нефтепереработка

2. Внутренняя торговля

3. Железнодорожное строительство

2) Русскоязычные капиталисты:

- Иван Блох, Самуил Поляков, Семья Гинзбург, Израиль Бродский

.................. (отрасли):

1. Банковское дело

2. Железнодорожный транспорт

3. Нефтепереработка

4. Производство сахара

5. Торговля

3) Иностранные капиталисты (отрасли):

1. Банковское дело

2. Страховое дело

3. Машиностроение

4. Металлургия

5. Химическая промышленность

6. Нефтепереработка


Тема 16. Третья промышленная революция


1-я промышленная революция: развитие трудоемких промышленных технологий

2-я промышленная революция: развитие капиталоемких промышленных технологий

3-я промышленная революция: развитие наукоемких промышленных технологий

 

3 промышленная революция. Некоторые подходы:

- Революция в социально-классовой структуре общества (революция в сфере услуг)

- Революция в социально-классовой структуре общества («Общество знаний»)

- НТР

- «Новая экономика»

- Информационные технологии (информационное общество)

- Технологии, воздействующие на микроуровень живой и неживой материи (генная инженерия, микроэлектроника)

- Технологии, подразумевающие четырехзвенную систему машин (+ управленческое устройство)

Исторические модели производства

Доиндустриальное общество – кастомизированное производство

Индустриальное общество – массовое производство

Постиндустриальное общество – массовая кастомизация

Массовое производство – производство, направленное на удовлетворение стандартных потребностей массового потребителя

Массовая кастомизация – производство, направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретных заказчиков на основе достижения массового производства


Адаптированные структуры

стратегии адаптации

наукоемкие технологии

Матричная структура

Президент компании

R & D Производство Маркетинг

 

Продукт 1

 

Продукт 2

 

Продукт 3

- Собственно матричная структура (уровень предприятия

- Консорциум – временное объединение предприятий с целью реализации конкретного проекта

- Государственно-монопольный комплекс – относительно устойчивое объединение предприятий (консорциум) и государственных учреждениях с целью реализации системы продления проектов

 

Сетевая структура

 

Президент компании

 

 

Регион 3
Регион 2
Регион 1
 
 
 
 
 
 
Продукт 3
Продукт 2
Продукт 1
R & D Производство Маркетинг

 

Бизнес-единицы

 

Моральное единство 2 – тенденция к модификации моральных принципов бизнеса в направлении рационально трактуемой коммунальной ориентации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...