Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы формирования Я-концепции личности




Понятие личности

1.Отечественные определения:

И.С.Кон – устойчивая система социально значимых черт, характерезующая человека как представителя того или иного общества.

Леонтьев – человеческий индивид как субьект отношений и сознательной деятельности; системные качества психики, характерезующие человека исходя из его включения в социальные отношения и деятельность.

Бажович – такой уровень психического развития, при котором человек способен управлять своим поведением и развиваться и которое позволяет человеку иметь собственное Я, свои взгяды, отношения и устойчивые убеждения.

Зарубежные определения:

отличают его от других.

Бирн – комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

Богман; Уэллм – комплексная гипотетическая конструкция (гипотетическая потому, что мы создаем ее на основе наблюдений за поведение индивида; комплексое – в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих (свойств, потребностей, эго, супер эго))

Оллпорд – динамическая организация тех психофизиологических систем, которые определяют единственный в своем роде способ адаптации к окружающей среде.

Центральные теоретические проблемы в психологии личности

1. Понятие личности

2. Обьем и структура личности

3. Социалное и биологическое в личности

4.Движущие силы в личности

5.Бессознательное и сознательное в личности

6.Измерение личности

7.Формирование и развитие личности

8.Норма и поталогия личности

Основные частно-научные методологические подходы к изучению личности.

Уиггенс (подходы к изучению личности):

1. Биологический – изучение личности с точки зрения ранее приобретенного опята, генетических предпосылок и эволюционного развития. Предмет внимания – биологические предпосылки поведеия (зоопсихология, сравнительная психология, «теории конституции» Кречмера и Мелдона)

2. Экспериментальный – изучение личности через изучение процессов научения и ВНД (бихевиоризм, когнетивный подход)

3. Социальный – личность изучается через призму влияния на нее окружения/социума (этнопсихология, социальная психология, культурология, семейная психология, социология, педагогика)

4. Психометрический – личность изучается на основе изучения признаков отражения внутренней структуры личности и ее свойств (тест;самоотчет и т.д.)

Подходы психологии:

5. Деятельностный (Леонтьев)

Опирается на марксическую методологию => личность – совокупность общественных отношений (в отечественной это определение основное)

· Человеческая психика не существует вне различных видов деятельности.

· Деятельность – движущая сила развития психики личности и его личности.

6. Психодинамический (Фрейд)

Психоанализ – телесноориентированная терапия к изучению личности.

Личность изучается с точки зрения внутриличностной динамики и взаимодействия внутриличностных структур друг с другом.

7. Гуманистический (Маслоу, Роджерс) (экзистенциально-гуманистическое направление)

Личность изучается с точки зрения представления о том, что человек самостоятельно строит свою жизнь, а так же, что он обладает внутренним стремлением к самореализации и саморазвитию.

 

Дж. Келли предлагал использовать в качестве подхода к пониманию личности сумму всех этих подходов (конструктивный альтернативизм)

Системный подход как методологическая основа для изучения личности.

Общенаучный уровень – качается взглядов на науку, к данному уровню относятся попытки разработать универсальные принципы, средства и формы научного познания, приминимые к широкому кругу наук.

· Детерминизм – причино-следственные связи

· Принцип развития – любое явление имеет тенденцию изменяться в процессе существования.

· Системность – любое явление, в том числе и личность, можно рассматривать как систему развивающуюся и функционирующую во взаимодейтвии с другими системами.

Садовский определял систему как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определую целостность, единство.

Общие характеристики системы:

1.целостность – несводимость любой системы к сумме образовавших ее частей и невыведение из какой-либо части системы ее свойств как целого (эмерджентность – свойство системы быть качественно отличной от ее составных частей, пораждающих качественно новое содержание).

2.структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая определяет поведение системы в целом.

3.взаимосвязь системы со средой, которая может иметь закрытый и открытый характер:

Закрытый – не изменяемая средою система

Открытый – преобразование среды и системы

4.иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система, входящая в другую систему.

5.множественность описания – каждая система является сложным обьектом, не может быть сведена только к какой-либо «картине», т.е. для полного описания системы необходимо сосуществование разных ее отображений.

6.динамичность системы – для любой системы характерна с одной стороны изменяемость, с другой стороны стремление сохранить стабильность.

7.функциональность системы – любой элемент системы выполняет некую полезную системе функцию.

 

3 концепции:

1. Не ясна собственная природа;

2. Пока человек не определит свое место в мире;

Не осознает основной моральный закон, который направляет его существование

2. 2 подхода к описанию личности: факторный и типологический.

Факторный – описывается личность в терминах ее качеств.

Типологический – описывается личность в терминах ее типов.

 

Факторный подход

 

Качество – длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях.

Главным является уровень выраженности личностных качеств. Каждый человек обладает набором индивидуальных качеств.

Основные примеры методик, относящиеся к этому подходу: КЕТТЕЛЛ (многофакторный личностный опросник (16 PF)); Калифорнийский личностный опросник (CPI), где 18 шкал; опросник АЙЗЕНКА; Опросник потребностей МЮРРЕЯ (НАЙТИ);

 

Типологический подход

 

Типы состоят из отчетливого набора личностных качеств.

Все типологии должны обладать определенной устойчивостью.

 

Классификация КРЕЧМЕРА. Он делит людей на астеников и пикников.

По ЮНГУ – разделение людей на экстравертов и интровертов.

Экстро-внешне взаимоде.интро-внутри взаимод

Кречемера: основана на внешних морфологических особенностях тела, в частности, строения головы, особенно лица, туловища, скелета и мышц, а также роста и массы тела. На этом основании он выделил три конституциональных типа: астенический, атлетический и пикнический. - Астенический тип отличается слабым поперечным размером тела, сниженной массой тела, мышц, костей, толщиною кожи, жировой тканью, независимо от объёма принимаемой пищи. Астеник — худой, длинный, тонкий человек, имеющий жилисто-стройную фигуру, с узкими плечами, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, с чётко контурирующими рёбрами, с острым рёберным углом, тонкими конечностями, в том числе кистями рук. - Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры. Атлеты — плотные, выше среднего роста, с упруго-эластичной кожей и тонким жировым слоем лица, имеющие широкие выступающие мускулистые плечи, статную широкую грудную клетку, упругий живот, и развитые, но более узкие, таз и бёдра. - Пикнический тип отличается сильно развитыми (большими) головой, грудью и животом. Пикники имеют средний рост, плотную фигуру, широкое лицо, короткую шею, округлые плечи, мягкие и округлые конечности со слабо выраженным рельефом мышц и костей, и избыточным отложением, особенно, на животе. Являясь психиатром Кречмер (1921) показал, что некоторые устойчивые морфологические особенности организма часто отражают его функциональные особенности (характер, темперамент, психику). Он отметил, что лица астенического типа более восприимчивы к действию патогенных раздражителей, быстрее стареют, отличаются раздражительностью, замкнутостью, аффективностью, чаще имеют шизоидный темперамент и болеют шизофренией. В то время как люди атлетического типа чаще страдают эпилепсией, реже — шизофренией. Лица же пикнического типа более восприимчивы к цветам, у них чаще развивается циклоидный (маниакально-депрессивный) как темперамент, так и психоз, реже — эпилепсия, крайне редко — шизофрения (а если она развилась, то протекает более благоприятно).

3.

7. Понятие и виды деятельности. Основные характеристики деятельности.

Деятельность – спецефическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой представляет его целесообразную изменчивость и согласование; явление, призваное устранить разделение на мир внутренних переживаний и мир внешних обьективированных вещей.

Личность может сформироваться только при условии включения ее в систему социальных отношений (психика формаруется под влиянием деятельности)

Жизнь человека – система изменяющих друг друга видов деятельности.

Виды деятельности:

Основа для классификации:

1.Направленность (по предмету)

· Внутренняя (психическая) – предмет идеален, не материален, существует только в воображении (формируется интериоризацией).

· Внешняя (физическая) – предмет вещественен, дан восприятием

2. По сложности организации (соответсвует этапам становления деятельности в онтогинзе):

· Активность (до 1 мес)

· Исследовательское поведение

· Практическое поведение (до 1 года) – освоение правильного употребления вещей

· Коммуникативное поведение

· Игра

· Учение, как целенаправленное усвоение опыта

· Труд – ведущий и основной вид деятельности человека

(последнии 4 являются основными видами деятельности для человека)

Основные характеристики деятельности:

1. Предметность – основная характеристика

Вытекают из предметности ↓

2.Мотивированность (может вылиться полимотивированность (несколько мотивов в одной и тойже деятельности)

3. Наличие цели (цель-осознаный мотив)

4. Осознанность

 

 

8 Строение деятельности

Любая деятельность имеет кольцевидную структуру:

→исходная афферентация→эффекторные процессы→коррекция и обогащение с помощью обратной связи

Структура деятельности:

1. Этап инициации (начало, толчок) внутренний этап

· Внешнее/внутреннее побуждение в виде которого выступает какая-либо потребность

· Мотив – на этом этапе может происходить борьба мотивов

· Целеполагание (Цель-осознанный мотив) – предвосхищение результата на достижение которого направлена деятельность человека

2. Этап исполнения – человек начинает реализовывыть какое-либо действие (состовная часть деятельности); (может быть осуществленно с помощью различных оппераций (некоторых способов осуществления деятельности), действия могут становиться операциями и наоборот)

Управляеться по средствам обратной связи,реализуется в деятельности с помощью эмоций.

Потребность→Мотив→Цель→Действие+операция→результат (обратная связь с целью)

3. Завершающий этап:

· Внешнее проявление – прекращение деятельности, при этом потребность либо удовлетворяется, либо нет.

· Внутреннее проявление – атрибуция (понимание причин и мотивов деятельности после ее совершения); оценивание (на сколько эффективна деятельность, каковы характеристики деятельности и продукта); эмоциональные процессы.

 

Соотношение понятий «поведение» и «деятельность».

Рубинштейн:

Поведение – деятельность, регулируемая обществееным отношением

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, направленный на реализацию осознанной цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Поведение – процесс взаимодействия с окружающим миров, регулируемый социальными нормами и отношениями, направленный на реализацию осознанной цели.

Леонтьев:

9. Игра, учение, труд как самостоятельные виды деятельности

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Основной вид деятельности в период 0-8 лет.

Существует несколько типов игр:

· Индивидуальные (игрой занят один человек).

· Групповые (включают несколько индивидов).

· Предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов).

· Сюжетные (происходят по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях).

· Ролевые (допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя).

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. (Основной вид деятельности в период 7-20 лет)

 

Труд. Ведущий вид деятельности человека. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества (Основной вид деятельности в период 16-пенсии).

 

10. Потребность – это либо нужда в чем-либо, либо состояние человека, нуждающегося в чем-либо.

Из психологического словаря – потребность – состояние индивида, создаваемое и испытываемое им нуждой в объектах, необходимое для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности выступают как состояния личности.

 

Разные варианты понимания потребности

 

Потребность как нужда. В этом случае нужда понимается как дефицит, нехватка чего-либо. Придерживаются РУБИНШТЕЙН, УЗНАДЗЕ, КОВАЛЕВ.

ПЛАТОНОВ – психическое отражение объективной нужды в сознании человека.

 

Потребность как предмет удовлетворения нужды.

 

Потребность как отсутствие блага. Состояние субъекта и условий среды, которые являются причинами сохранения и развития человека.

 

Потребность как необходимость.

 

Потребность как отклонение от уровня адаптации.

 

Потребность как состояние напряженности

Формирование потребностей

 

Стадиальный процесс. Сначала – смутные ощущения, затем идет осознание процесса, и последнее – осознание содержания потребности.

Первая фаза – предмет еще не определен. Вторая фаза – опредмечивание потребности. Активность субъекта приобретает направление.

 

Характеристики потребности

 

Первая характеристика – модальность

Вторая характеристика – сила

Третья характеристика – острота переживания

Четвертая характеристика – временная

 

Потребности проявляются во влечении и желании

Влечение – психическое состояние неосознанного органического переживания потребности

Желание – отражающая потребность переживание, перешедшее в мысль чем-либо обладать

11. Виды потребностей: классификация по разным основаниям.

1. Сложность организации

· Низшие – естественные, материальные, дефицитарные(по Маслоу)

· Высшие – социальные, духовные, потребность роста (по Маслоу)

 

· Биологические – органические, естественные, витальные (вито-жизнь)

· Социальные – потребности в общении, совмесной деятельности и т.д.

 

· Материальные – потребность в материальных продуктах труда (еда, одежда, дом и т.д.)

· Духовные – потребность в нематериальных обьектах и явлениях (чувства, переживания, духовное общение, сохранение целостности Я, безопасность и т.д.)

2. По степени насыщаемости

· Временно-насыщаемые – потребности, которые удовлетворяются на некоторое время (пища, сон, общение)

· Ненасыщаемые – потребности, требующие постоянного удовлетворения; их удовлетворение ведет к тому, что они актуализируются еще сильней (знания, новые впечатления, потребность самоактуализации, самоуважения)

3. По степени влияния на формирование личности

· Базовые – оказывают существенное влияние нармальное или патологическое развитие личности (потребность в принадлежность к социуму, в принятии, безусловной любви, безопасности, в эффективности, в автономии)

· Небазовые – преобретенные, социальные.

· По мюреюСамоунижение и унижение

· *Достижение

· *Афилиация (тесный контакт с близкими и друзьями)

· *Агрессия

· *Автономия и независимость

· По ммаслоу

-

от низших к высшим:

*Физиологические

*Потребности безопасности

*Социальные

*Престиж и уважение

*Духовные

12. Понятие и функции мотивов

Мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субьекта и определяющие ее направленность.

Мотив – опредмеченная потребность (Мотив=Потребность+Предмет удовлетворения потребности). Мотив отвечает на вопрос о том, почему человек ставит перед собой именно эту цель, а не другую.

Функции мотива:

1. Побудительная (мотив – источник деятельности и поведения)

2. Направляющая (спецефическая функция, делает активность целенаправленной)

3. Детерминирующая (детерминанта – причина, т.е. мотив – причина действия или поступка)

4. Смыслообразующая (с точки зрения Леонтьева мотивы предают смысл деятельности, причина поведдения не сам предмет, а субьективное значение этого предмета для личности)

 

Основные виды мотивов

1.По степени осознанности

· Осознаваемые

· Неосознаваемые

2. По степени актуальности

· Актуальные – связаны с реализацией актуальной деятельности

· Потенциальные – связаны с общим напряжением личности, с ее ценностями, интересом, идеалами, глобальными жизненными ценостями)

Одна деятельность может включать оба типа.

3. По степени соответствия поведению

· Декларируемые –осознаны, заявляются из группы ценностей, социально приемлемы, не всегда истинны

· Реально действующие – степень осознанности определяется совпадением с декларируемыми, но как правило не осознанны

4. По направленности

· Положительно валентные (деятельность направлена на обьект)

· Отрицательно валентные (деятельность направлена от обьекта)

 

13. Понятие «конфликт мотивов». Виды конфликтов мотивов

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Конструктивное описание конфликтов-мотивов принадлежит американскому психологу К. Левину, который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Его различение трех основных типов внутриличностных конфликтов считается классическим.

Первый тип конфликта - это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта не было бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последовательно.

Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена.

Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями.

Как и в первом описанном типе конфликта, выбор "из двух зол меньшего" затруднен равенством интенсивности мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать - или поддерживать несложившиеся и тяжелые семейные отношения или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным.

Третий тип конфликта - это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет "и плюсы, и минусы", как об этом говорят в обыденной речи.

Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием "за" и "против" - соглашаться ли на более денежную, но не интересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру с родителями, чтобы жить отдельно, и т.д.

 

Борьба мотивов: внутренние и внешние факторы

Факторы:

1.Ценности (Внутр)

2.Прогноз последствий (Внутр)

3.Установки и убеждения, предубеждения (Внутр)

4.Конфликт потребностей (Внутр)

5.Анализ (Внутр)

6.Состояние настроения (Внутр)

7.Общественное мнение/мнение референтной группы (Внешн)

8.Количество препядствий (Внешн)

9.Опыт (Внутр)

10. Случай,жребий (Внешн)

11. Мнение значимых людей, совет (Внешн).

 

 

14. Понятие и виды мотивации

Мотивацию можно рассматривать как процесс и как результат.

· Мотивация как процесс – психологический механизм активации хранящихся в памяти следов тех внешних обьектов, которые способны удовлетворить возникшую потребность, и тех действий, которые могут привести к достижению цели.

 

Влечение (актуализирующаяся потребность) → формирование мотивов (потребность+предмет ее удовлетворения+борьба мотивов) → цель(мотив+осознанность)

Мотивация отвечает за поиск адекватных способов удовлетворения потребности и за поддержание активности.

Мотивация как процесс – процесс становления мотива. Мотивация как процесс = мотивирование.

· Мотивация как результат – совокупность мотивов определяющих и направляющих конкретную деятельность или поведение

Мотивация как результат представлена иерархией мотивов и потребностей (иерархия является некоторым соподчинением мотивов); мотивация как результат связана с личностными особеностями, ценностями.

15. Мотивация внутренняя и внешняя. Методы перевода внешней мотивации во внутреннюю.

Мотивация как процесс (по источнику возникновения):

· Внешняя – когда побуждение исходит из внешней среды, из вне; проявляется в различных формах влияния

· Внутреняя – когда источник деятельности лежит внутри человека, побуждение исходит из внутренней среды.

 

Методами перевода внешней мотивации во внутреннюю – основые виды влияния:

· Убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. Убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.

· Внушение — способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. Внушение предполагает усвоение объектом сообщения без требования доказательств его истинности.

· Заражение - способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций.

· Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия

· Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

· Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным

· Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств"

· Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя

· Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей

16. Направленность личности

Направленность (в узком смысле) – вектор поведения или деятельности.

Направленность (в широком смысле) – свойство личности представлять собой систему устойчивых, относительно независимых от наличия ситуативных мотивов, и обусловленно активную и избирательную деятельность и поведение человека.

Бажович:

· Коммуникативная направленность

· Эгоистическая направленность

· Альтруистическая направленность

О формировании определенной направленности у человека можно говорить когда от деятельности к деятельности у него наблюдается одинаковая иерархичность мотивов.

Направленность включает 2 компонента:

· Предметное содержание

· Напряжение, возникшее при реализации деятельности, при ориентации на определенном предмете.

Направленность как свойство личности складывается из следующих мотивационных характеристик:

· Убеждения (система мотивов, побуждающих поступать человека согласно своим собственным ценностым ориентациям на основе знаний и опыта; эмоционально подкрепляется переживаниями и увереностью в своих представлениях; складывается в мировоззрении)

· Предубеждения (представления, являющиеся результатом не критического усвоения стандартизированных суждений принятых в обществе или в малой социальной группе, основанных на стереотипах мышления; эмоционально подкрепяется увереностью в своих собственных представлениях)

· Склонности

· Интересы

· Установки

· Ценности

· И др.

Механизмы формирования предубеждений:

· Сверхгейнерализация – выводы, сделанные на основе еденичных случаев переносятся на все похожие.

· Селективное (собирательное) внимание – обращение внимания на особые детали и игнорирование всего контекста, извлечение из памяти только неудач и игнорирование позитивных.

· Дихотомическое мышление – мышление в полярности черного и белого, отсутствие полутонов.

Соотношение понятий «потребность», «мотив», «мотивация», «направленность»

 

Потребность

Функция потребности – побуждение активности. Речь идет и о внешней и о внутренней активности. Часто в психологии сопостовляют понятия потребности и ценности.

Тугаринов В.П. определял ценности как предметы, явления, свойства, которые нужны людям в качестве средств удовлетворения потребностей.

Леонтьев разводил ценности и потребности. Потребности – явление внутреннего мира, а ценности явление социального мира. Потребности отражают состояние конкретной личности, а ценности состояние общества.

Потребности могут быть вроденными, а ценности нет; потребность сиюминутна, а ценности более устойчивы.

Потребность включает 2 аспекта:

· Трансформированные переживания/нужда в что-либо (переживания в широком смысле, нужда организма преломляется через призму я-концепции и проявляется в виде некоторых переживаний)

· Состояние человека, возникшее при нужде в чем-либо (по ильину – потребность состояние; универсальная категория этого состояния разнообразное напряжение)

Мотив

· Мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субьекта и определяющие ее направленность.

· Мотив – опредмеченная потребность (Мотив=Потребность+Предмет удовлетворения потребности). Мотив отвечает на вопрос о том, почему человек ставит перед собой именно эту цель, а не другую.

Мотивацию можно рассматривать как процесс и как результат.

Мотивация

· Мотивация как процесс – психологический механизм активации хранящихся в памяти следов тех внешних обьектов, которые способны удовлетворить возникшую потребность, и тех действий, которые могут привести к достижению цели.

 

Влечение (актуализирующаяся потребность) → формирование мотивов (потребность+предмет ее удовлетворения+борьба мотивов) → цель(мотив+осознанность)

Мотивация отвечает за поиск адекватных способов удовлетворения потребности и за поддержание активности.

Мотивация как процесс – процесс становления мотива. Мотивация как процесс = мотивирование.

· Мотивация как результат – совокупность мотивов определяющих и направляющих конкретную деятельность или поведение

Мотивация как результат представлена иерархией мотивов и потребностей (иерархия является некоторым соподчинением мотивов); мотивация как результат связана с личностными особеностями, ценностями.

Направленность включает 2 компонента:

· Предметное содержание

· Напряжение, возникшее при реализации деятельности, при ориентации на определенном предмете.

Направленность личности

Направленность (в узком смысле) – вектор поведения или деятельности.

Направленность (в широком смысле) – свойство личности представлять собой систему устойчивых, относительно независимых от наличия ситуативных мотивов, и обусловленно активную и избирательную деятельность и поведение человека.

Направленность включает 2 компонента:

· Предметное содержание

· Напряжение, возникшее при реализации деятельности, при ориентации на определенном предмете.

 

20. Сознание и бессознательное в личности: общие представления.

В отечественной психологии ведущую роль в организации поведения отводится сознанию, а бессознательное – как вспомогательный инструмент для функционирования сознания. В зарубежной психологии – бессознательное – опред. сила поведения человека, а сознание – слабая противостоящая.

  Знаю Я Не знаю Я
Знают другие Арена Слепое пятно
Не знают другие Видимость Неизвестное

 

Арена охватывает общие знания, те аспекты содержания (своего) "Я", о которых знаем и мы, и другие ("пространство" личности, открытое для меня и для других).
Видимость - это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других).
Слепое пятно состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других).
Неизвестное - это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

Сознание – внешний уровень психического строения и саморегулирования. Присуще только человеку, как общественно-историческому существу. Сознание организуется в деятельности (Леонтьев) через призму присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме.

Форма существованияия сознания – язык. Процесс осознавания идёт через механизм вербализации (выражение значения в словесной форме). Сознание существует не только в форме языка, но и в форме образов.

Структура сознания.

Чувственная ткань – представляет в сознании ощущение и восприятие, возникающее от непосредственного контакта с реальностью. Может соответствовать с реальностью, а может не соответствовать(представлена в сознании сама по себе, без предметного содержания)

1.Значение и личностный смысл: Значение (Леонтьев) – общественная практика, а также преобразование в ней деятельности, в процессе которой чел-к познаёт объективную реальность. Смысл – создаёт пристрастность человеческого сознания и отражает личностное отношение человека и реальности.

 

Проявления сознания(признаки):

· Предварительное мысленное построение действий

· Прогнозирование последствий своих и чужих действий

· Контроль собственного поведения и управление им

· Способность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...