Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики экстерналов и интерналов (по результатам экспериментов)




Экстерналы Интерналы
В меньшей степени заботятся о своем здоровье и благополучии. Активный поиск информации о возможных проблемах здоровья. Больше мер предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье (бросают курить, занимаются физическими упражнениями, регулярно показываются врачу).
Чаще бывают психологические проблемы: тревога и депрессия выше, самоуважение ниже, чаще психические заболевания и даже самоубийства. Наоборот
Менее успешная адаптация Более успешная адаптация
Намного сильнее подвержены социальному воздействию. Не только сопротивляются социальному воздействию, но и склонны контролировать поведение других людей.
Менее последовательны в своем поведении Более последовательны в своем поведении
Временная перспектива укорочена и малособытийна. Временная перспектива охватывает значительно более длительную зону как в будущем, так и в прошлом.
Удовлетворенность жизнью в целом ниже. Выше общая удовлетворенность жизнью и уровень оптимизма.
Меньше удовлетворены прошлым, чем настоящим, но будущее им кажется более обнадеживающим, чем настоящее. П<Н<Б Также настоящим довольны больше, чем прошлым, но уровень удовлетворенности настоящим совпадает с ожиданиями от будущего. П<Н = Б
Нет потребности отвергать или забывать нежелательную для них информацию, т.к. все неудачи объясняются ими внешними обстоятельствами. Склонны забывать или не воспринимать информацию, угрожающую их самосознанию (МПЗ – отрицание и вытеснение).

 

Большинство людей не относятся к крайним типам «чистых» интерналов и «чистых» экстерналов, а располагается между двумя этими полюсами, т.е. у каждого человека присутствуют как признаки интернальности, так и признаки экстернальности. Вопрос лишь в соотношении этих признаков.

Крайняя интернальность не есть признак ответственного поведения.

33 Нормальная, девиантная и патологическая адаптация в концепции А.А. Налчаджяна

 

1. Нормальная адаптация - адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. В свою очередь делиться на:

· Нормальная защитная адаптация - те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

· Нормальная незащитная адация - начинеются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются •без участия известных защитных механизмов, т. е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения аДаптированности в условиях возникновения проблемных нефрустрирующих ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, групповые социальнопсихологические механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в частности, конформного поведения, но без привлечения защитных механизмов), процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.

 

2. Девиантная адаптация -процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение погребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким повелением. Делиться на:

· неконформистская адаптация - процесс социальнопсихической адаптации личности, благодаря которому она преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями.

· новаторская (инновативная, творческая) адаптация - разновидность человеческой деятельности или исполнения роли, в ходе и результате которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в те или иные области группы, которые группа принимает с позитивным отношением.

3. Патологическая адаптация— это такой социальнопсихологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

Следует выделить два обстоятельства

· Первым из них является то, что в процессе патологической адаптации используются такие защитные механизмы, которые выносят поведение личности за пределы нормальной адаптации, становятся неадекватными ответами на возникающие проблемные ситуации.

· Второе обстоятельство заключается в том, что каждому виду неврозов и психозов свойственны свои характерные защитные механизмы. Это наблюдение следует дополнить тремя важными уточнениями:

а) эти ведущие или наиболее характерные для каждого невроза или психоза механизмы являются патологическими (или лучше сказать—патологизированными) защитными механизмами. Под «патологизированными мы имеем в виду такие защитные механизмы, которые в процессе развития личности первоначально возникли как нормальные, обеспечивающие ее нормальную защитную адаптацию, но в дальнейшем, под воздействием патогенных факторов (наиболее трудных и повторяющихся фрустрирующих ситуаций) и параллельно с общей патологизацией личности претерпели болезненные изменения и стали патологическими. Патологизироваться могут все защитноадаптивные механизмы и их комплексы. Например, патологический характер принимает, как мы более подробно покажем в главе III, наиболее храктерный для паранойи механизм проекции, использование которого становится систематическим и непроизвольно повторяющимся процессом в психической активности страдающего этим нарушением индивида;

б) для каждого невроза или психоза характерен определенный защитноадаптивный комплекс, а не просто отдельный защитный механизм;

в) наконец, третье наше добавление касается вопроса о том, в какой мере невротическое или психотическое поведение человека в социальнопсихологическом плане можно считать адаптивным.

 

 

Универсальные проблемы адаптации в концепции Р. Плутчика и экзистенциализме

Экзистенциальная идея (Ярлом) – одиночество, страх смерти, свобода-ответственность, бессмысленность.

Проблема требует принятия, если личность не решит эти задачи, то она не сможет быть адаптивной.

Проблемы по Плутчику:

· Проблема временности,связана с ограничением индивидуальной жизни => проблема своевременности (все во время); проблема потери близких, привычного окружения, части своей идентичности (выход – религия, ритуалы)

· Проблема иерархии – относиться к вертикальному измерению социальной жизни; проявляется в возрастных взаимоотношениях, в отношениях полов, взаимоотношении социально-экономических классов и т.д. (у каждого человека еще до рождения есть статус).

· Проблема идентичности – поиск ответов на 2 вопроса: кто я? к какой группе я принадлежу? (выражается в проблемах принятия, самопринятия, социального контакта)

· Территориальная проблема – проблема границы собственности (где мое? где чужое? и т.д. => проблема доступа к тому, что принадлежит другому человеку).

 

35 Факторы формирования личности: основные психологические подходы

1. С точки зрения социальной психологии формирование личности происходит в процессе социализации, влючающий в себя:

· Интериоризация - усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду

· Экстериоризация – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида, за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду.

2. С точки зрения бихевиоризма - социализация через научение.

3. Гуманистическая психология - социализация через призму самоактуализации.

4. В психоанализе и экзистенциальной психологии рассматривается понятие «базовые потребности», оказывающие весомое влияние на развитие личности. Характер удовлетворения базовых потребностей ябляется важным фактором формирования личности (удовлетворения базовых потребностей ребенка родителями). Основой является адекватность и своевременное удовлетворение.

Общие идеи о развитии и формировании личности:

· Развитие личности происходит в течении всей жизни, но основа личности закладывается в детском периоде развития

· Решающую роль в формировании личности играют отношения ребенка с родителями или людьми, их заменяющими.

· Развитие личности проходит определенные стадии

· Формирование личности происходит в сложном взаимодействии внутренних движущих сил и внешних условий (взаимодействие с внешним миром/людьми).

 

 

37. Понятие и критерии личностной зрелости

Личностная зрелость отождествляется с сформированности личности (выделяют некоторые критерии сформированности, по которым можно судить о сформированности), с психическим здоровьем и неневротизированностью.

Личностную зрелость лучше понимать как процесс, а не как результат. О личностной зрелости как о результате можно говорить в смысле сформированности в личности некоторых способностей или характеристик, которые способствуют наиболее полному и адекватному формированию личности, ее самоактуализации.

Составные элементы зрелой личности:

· Эмоциональная зрелость – способность осознавать и адекватно проявлять свои эмоции.

Наиболее конструктивный путь взаимодействия с собственными эмоциями – проживание, включающее в себя выражение эмоций, способность поделиться эмоциями с другими людьми, интеграция опыта.

В психоанализе эмоциональная зрелость – сила эго, как спсобность принимать и признавать то, что человек испытывает; так же эмоциональная зрелость может пониматься как определенный уровень саморегуляции. По Олпорду в эмоциональную зрелость входит умение упровлять своими эмоциональными состояниями, положительное самоотношение, терпимость к разочарованиям, неудачам и собственным недостаткам.

· Социальная зрелость – способность устанавливать и поддерживать адекватные социальные отношения, а также способность выходить из отношений тогда, когда это нужно.

· Мировозренческая зрелость – сформированность и непротиворечивость основных жизненных ценностей и позиций, а так же наличие иерархии ценностей и мотивов.

Олпорд: цельная жизненная философия, способность ясно, систематично и последовательно веделять значимое в собственной жизни.

Маслоу: четкое определение существенного от несущественного в этом мире.

Терпимость к другим мировоззрениям.

· Мотивационная зрелость – способность осознать истинные мотивы своего поведения

· Ответственность – способность делать осознанный выбор, прогнозировать и принимать его последствия (способность отделять свою ответственность от чужой).

· Автономия и независимость в мышлении, поведении и оценках – внутренний локус контроля, высокая степень самоуправления, некомформность, креативность, свобода от стереотипов восприятия и мышления.

· Реализм и свежесть восприятия опыта и притязаний – более эфективное восприятие реальности.

· Чувство юмора – способность посмеяться над собой, продолжая при этом себя ценить.

38 Проблема нормы и патологии личности. Основные виды нормы.

Три вида норм:

1. Среднестатистическая норма – нормальным будет все то, что будет в данной популяции проявляться у людей чаще и надежнее всего. Ненормальным являеться отклонение к любую сторону.

 

 

2. Идеальная (социальная) норма – нормальным будет все то, что поощряется или неосуждается в данном обществе (могут быть различны в различных обществах).

 

 

Выполняют стандарты 75%

Отклоняються от нормы в той или иной степени 25%

3. Функциональная норма – нормальным будет все то, что является естественным для функционирования данной системы.

Для личности функциональной нормой является все то, что помогает или не мешает ей чувствовать себя «хорошо», а так же не мешает чувствовать себя «хорошо» другим.

 

Психическое здоровье:

· Соответсвие субьективным образам отражаемой обьектом реальности.

· Соответствие характера реакции на внешнии раздражители и значения жизненных событий.

· Адектватный возрасту уровень эмоциональной и интелектуальной зрелости.

· Адаптивность в микросоциальных отношениях.

· Способность управлять собственным поведением, разумно планировать жизнь, ставить цели, поддерживать активность в их достижении.

 

40 Патология личности: невроз, психопатия, психоз.

Три основные форма патологий:

1. Психоз – глубокое растройство психики. Проявляется:

· Нарушение отражения реального мира (галлюцинации, параноя, игнорирование реальности и т.д.)

· Нарушение возможности познания мира (глубокие формы аутизма, дипрессии, нарушения познавательных процессов)

· Изменение поведения (агрессия, апатия, возбудимость, навящивость)

· Бред

· Помрачнение сознания

· Множественность личности

2. Психопатия – патология характера человека, при которой человек обладает ярко выраженными психологическими свойствами, мешающими его социальной адаптации в обществе. Социальная дизадаптация, но не страдания от этого.

Виды психопатий:

 

3. Невроз – в основе лежит непродуктивно решаемый внутриличностный конфликт. Проявления:

· Растройство эмоциональной сферы, повышение ранимости, плаксивость, раздражительность

· Психофизиологические нарушения – нарушения сна, пищеварения, вегетативные нарушения и т.д.

· Психосоматические синдромы

· Болезнанные переживания, неудачи, чувство одиночества, потерянность, недоудовлетворенность, страх.

Виды неврозов:

· Невростиния – конфликт между возможностями и потребностями (конфликт самоутверждения); сопровождается энергетическими истощениями, раздражительностью, истощением эмоций.

· Фобический невроз – один яркий страх или большое количество фобий, внутренний конфликт между потребностью в безопасности и неспсобностью себя защитить и сохранить свое «Я» от внешних/внутренних угроз.

· Невроз навящивых состояний – сопровождается навящивыми мыслями, действиями, нерешительностью, мнительностью (конфликт социальной желательности, между желаемым и получаемым)

· Истерический невроз –сопровождается капризностью, эгоцинтризмом,фиксации внимания окружающих к своим состояниям и болезням (конфликт признания, субьективно завышенных желаниях и возможностях, конфликт с реальным их удовлетворением).

34 4. Двухстороннее функционирование адаптивных механизмов (Налчаджян)

До сих пор мы говорили преимущественно об адаптации личности к внешним, объективным социальным ситуациям. Следует, одна­ко, иметь в виду, что многие адаптивные механизмы могут иметь два или более «векторов» функционирования. На основе этого кри­терия можно выделить еще две разновидности адаптации:

1. Внешняя адаптация — это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может быть с сохра­нением проблемной ситуации или с ее устранением и т. п.

2. Внутренняя адаптация (или коадаптация), которая имеет ряд разновидностей:

а) внутренняя адаптация, направленная на разрешение внут­ренних конфликтов и других внутрипсихических проблем лич­ности;

б) внутренняя структурная адаптация в узком смысле — это процесс координирования какого-либо адаптивного механизма с теми уже образованными адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс.

Это также процесс образования координа­ций и корреляций определенного адаптивного комплекса с други­ми, уже сформированными устойчивыми адаптивными комплек­сами;

в) внутренняя структурная адаптация в широком смысле: приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности.

Целостная структура личности может оказать сопротивление включению в ее состав новых адаптивных меха­низмов или комплексов как чужеродных или, напротив, может быть весьма «рецептивной» к другим механизмам и комплексам. Это приводит к избирательному обучению новых адаптивных ме­ханизмов, комплексов или стратегий, а в некоторых случаях — к их самостоятельному изобретению.

5. Полнота и устойчивость адаптации

а) временная ситуативная адаптированность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптированности как вследствие внутрипсихических измене­ний (например, актуализации новых потребностей или установок), так и изменений определенных аспектов ситуации;

б) устойчивая ситуативная адаптированность, т. е. надежная долговременная адаптированность только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремиться быть как можно чаще;

в) общая адаптированность, которая, конечно, никогда не бывает полной. Она, на наш взгляд, скорее может рассматривать­ся как потенциальная способность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего соз­даются в данной общественной среде в данное историческое время.

Эту классификацию разновид­ностей адаптированности можно использовать для создания неко­торых критериев социально-психической зрелости личности. В частности, можно утверждать, что обладание потенциальной и актуальной способностью достижения общей и гибкой, творчес­кой адаптированности является одним из критериев психической зрелости и здоровья взрослой личности.

43.
Структура личности

Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я.* Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

* В английских переводах с немецкого и англоязычной психоаналитической литературе используются термины ид, эго и супер-эго. – Прим.ред.

Оно

Оно есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно – резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. (Обсуждение Оно см. в работе Schur, 1966).

Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Оно располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Оно.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.

Я

Я появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Я вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Сверх-Я

Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.

Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

* Оригинальный термин Фрейда переводится как влечение, однако в переводах с английского традиционно используется калька "инстинкт", соответствующая принятому в англоязычной психоаналитической литературе.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.

Концепция личности А.Ф. Лазурского

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А. Ф. Лазурского с идеями В. М. Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Выше мы уже говорили, что процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня.

Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.

4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...