Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимальная стратегия приспособления Беларуси к процессам глобализации




 

Понимание процессов глобализации, происходящих в мировой экономике, важно для определения стратегии модернизации Беларуси. Важнейшая черта экономики 21 века - ее ярусный характер. На верхних ярусах располагаются высокоразвитые страны: США, ЕС, Япония, Канада, генерирующие новые знания и технологии, которые посредством ТНК и благодаря мобильности ученых поэтапно перемещаются на ярусы, ниже расположенные.

ТНК, пронизывающие многие ярусы, на верхнем ярусе концентрируют научно-технологические центры, на промежуточных ярусах - в странах с хорошей инфраструктурой и высокой квалификацией рабочей силы, размещают производственные мощности сборки высокотехнологичных товаров и вспомогательных интеллектуальных услуг, на более низких ярусах - с дешевой рабочей силой - массовые серийные производства, пошив одежды и т.п., еще ниже - заводы по первому переделу сырья, поднимающегося, как правило, с самых нижних ярусов. Задача каждой страны - подняться на как можно более высокий ярус, так как в вертикальной производственной цепочке добавленная стоимость тем меньше, чем ниже этаж [8, с.38].

На глобальных конкурентных рынках кроме ТНК, объединяющих в основном крупные сырьевые и финансовые компании, а также компании, производящие стандартные массовые изделия (автомобили, электронные платы, тракторы), существуют еще два типа компаний: узкоспециализированные предприятия и венчурные фирмы.

Первые изготавливают узкоспециализированную продукцию. Их сила - в высокой производительности и в быстром освоении новых модификаций и новых стандартов при высоком качестве. Такие предприятия существуют в орбите нескольких крупных сборочных компаний и снабжают их дешевыми и качественными деталями, узлами или комплектующими.

Вторые - венчурные фирмы, сконцентрированные в основном на верхнем ярусе, пытаются найти революционные и баснословно выгодные (в случае удачи) решения для производства новых товаров и услуг. В 85, а то и в 90 случаях из 100 в первые пять лет своего существования такие фирмы кончают банкротством, но в 10-15 - достигают успеха, и тогда они становятся эффективными узкоспециализированными предприятиями, но чаще их инкорпорирует крупная компания, покупая патент [8, с.39].

Из вышесказанного вытекает, что в выбранных приоритетах стратегии экономического развития Республика Беларусь, адаптируясь к глобальным процессам, должна особое внимание уделять инновациям и экспорту.

. Строительство эффективных институтов. Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т.п.

. Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализована только при условии интеграции Беларуси в европейское и мировое научное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в 2008, 2009 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.

Активное участие Беларуси в международной торговле технологиями может позволить перейти от так называемого "перелива" новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира [8, с.40].

. Экономическая политика и институты должны сдерживать процессы утечки мозгов. Меры по увеличению потока инвестиций в развитие человеческого капитала и повышение эффективности их использования должны быть поддержаны системой стимулирующего вознаграждения высококвалифицированных кадров. Вместо уравнительного принципа - всем зарплату в 300, 500 или даже 1000 долларов - необходима дифференцированная зарплата. Это, с одной стороны, удержит в стране высококвалифицированных специалистов, а с другой стороны, обеспечит ТНК сравнительно дешевой рабочей силой. Две последних меры должны помочь избежать стране главной угрозы XXI века - "Технологического апартеида". В условиях наукоемкой экономики нужно научиться успешно конкурировать не только в воспитании, но и в удержании талантов. Привлечение талантов, доступ к высоким технологиям, интеграция в европейскую цивилизацию - вот наши интересы, как и всех стран Центральной и Восточной Европы.

. Экономическая политика и институты должны обеспечивать надежный и эффективный транспорт российского газа, нефти и электроэнергии в Западную Европу. Энергетические интересы Беларуси достаточно очевидны. Ее энергетическая безопасность напрямую зависит от объемов перекачиваний через ее территорию и перерабатываемой на ее территории нефти и газа. Строительство нитки газопровода Ямал-Европа - это главные инвестиции в экономику Беларуси (более 1 млрд долл.) и значительный вклад в энергетическую безопасность. Отказ России от второй нитки Ямал-Европа и начало проектирования альтернативных белорусскому маршрутов экспорта природного газа в Европу: Северо-Европейского газопровода, газопровода НовоПсков-Ужгород и возможного турецкого маршрута - серьезная неудача белорусской политики. Непростых усилий требует сохранение и увеличение нефтяных потоков через Республику Беларусь в направлении Литвы, Латвии и по интегрированному нефтепроводу "Дружба" - "Адрия" в хорватский глубоководный порт "Омишаль". Непростые российско-латвийские отношения, видимо, будут препятствием для планировавшегося строительства нефтепровода "Полоцк-Вентспилс". По мере создания Россией Балтийской трубопроводной системы российская нефть пойдет в Европу через Приморский нефтеналивной порт на побережье Финского залива. Есть единственное средство энергетической безопасности страны - "сидеть" на максимально возможном потоке топливно-энергетических ресурсов в Европу и по возможности обеспечивать на территории страны их первый передел, для чего у нефтехимического комплекса Беларуси ест все условия [8, с.41].

. Экономическая политика и институты должны обеспечивать профессиональное общение с внешним миром, формировать положительный имидж страны за рубежом. Дефицит кадров, знаний, культуры в вопросах интеграции, взаимодействия с внешним миром нужно как можно быстрее преодолеть. Особое внимание следует уделять формированию адекватного реальности имиджа Беларуси в глобальной сети Интернет. Все внешнеэкономические фирмы, инвесторы получают первичную информацию из Интернета. Значительный (преимущественно нелегальный) отток капиталов за рубеж также представляет серьезную проблему ряда стран с переходной экономикой. Оценки утечки капитала из Республики Беларусь достаточно скромны, однако они сравнимы с притоком иностранных инвестиций. Проблема бегства капиталов заставляет понять важность создания в стране благоприятного инвестиционного климата не только для привлечения иностранных инвесторов, но и, прежде всего, для предотвращения утечки собственных инвестиционных ресурсов.

Дипломатия должна быть сориентирована исключительно на поддержку бизнеса своей страны за рубежом, на участие в борьбе за мирохозяйственные позиции (это стандартная практика небольших государств).

Лозунгом белорусской внешнеэкономической политики должна стать фраза: "Доступ к ресурсам, рынкам, технологиям" [8, с.42].

. Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Таможенный союз, а также в Евразэс должны стать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь должна стать своего рода мостом между Евразэс и ЕС.

. Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках. Главное направление действий - превращение путем укрупнения и интеграции главных предприятий страны в ТНК. Выстоять в жесткой конкурентной борьбе на глобальных рынках могут только гиганты. Поэтому при приватизации белорусских предприятий целесообразно учитывать этот фактор. Нефтехимические и энергетические предприятия должны установить корпоративные отношения с российскими ТНК - поставщиками сырья и крупных холдингов в машиностроительной промышленности, например, с европейскими распределительными сетями. Целесообразно также создание единой автомобильной строительной компании и компании сельскохозяйственного машиностроения, включая более мелкие белорусские предприятия, которая могла бы включиться в ТНК на условиях франчайзинга.

Таким образом, если Республика Беларусь не хочет оказаться на нижнем уровне глобальной экономики, то выход из сложившегося тупика, в который зашла белорусская экономика, один - структурная модернизация всей экономической системы на основе научно обоснованной страновой модели инновационной экономики.


Заключение

 

Понятие глобализации противоречиво и неоднозначно, так же как и отношение к самой глобализации. Это можно объяснить разнонаправленностью процессов, составляющих основу мировой экономики.

Глобализация мирового хозяйства представляет собой объективный и закономерный процесс интернационализации мирохозяйственной деятельности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в настоящее время этот процесс преимущественно субъективный, управляемый в своих интересах развитыми странами, зачастую в ущерб большинству остальных государств.

Субъекты мировой экономики посредством распространения мифов о всеобщности, неизбежности и преимуществах глобализации делают участие развивающихся стран в этом процессе необходимым и безальтернативным. Глобальным развитием движет возможность получения глобальной ренты, причиной существования которой является монопольная власть на ресурсы и формирование мировых институтов. Посредством установления "правил игры" в мировом сообществе развитые страны задают направление современного развития мировой экономики. Однако формируемый таким образом глобальный рынок не в состоянии решить все проблемы современного мирового хозяйства по причине наличия "провалов глобализации".

Ученые-экономисты единодушны в том, что проблемы, вызванные глобализацией, действительно существуют, однако альтернативы глобализации нет - сопротивление глобализации означает сопротивление экономическому развитию. Для каждой страны стоит одна проблема - как максимально использовать выгоды глобализации и при этом минимизировать издержки и риски.

В условиях глобализации существующие особенности белорусской экономической модели не смогут позволить достичь белорусской экономике уровня глобальной конкурентоспособности.

В этой связи Республика Беларусь, адаптируясь к глобальным процессам, при разработке приоритетов стратегии экономического развития должна особое внимание уделять следующим направлениям и условиям:

. Строительство эффективных институтов;

. Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий.

. Экономическая политика и институты должны сдерживать процессы утечки мозгов;

. Экономическая политика и институты должны обеспечивать надежный и эффективный транспорт российского газа, нефти и электроэнергии в Западную Европу;

. Экономическая политика и институты должны обеспечивать профессиональное общение с внешним миром, формировать положительный имидж страны за рубежом;

. Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации;

. Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Таким образом, если Республика Беларусь не хочет оказаться на нижнем уровне глобальной экономики, то выход из сложившегося тупика, в который зашла белорусская экономика, один - структурная модернизация всей экономической системы на основе научно обоснованной страновой модели инновационной экономики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...