Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собственная Его Императорского Величества канцелярия




Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного вре­мени. В первые годы своего существования канцелярия занима­лась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятель­ности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Ве­личества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

В 1826 г. Николай I создал три отделения, а впоследствии еще три (с 1828 – 1842 гг.).

I-е отделение, контролировало Министерства, готовило законопроекты, регулировало кадровую службу.

II-е отделение, занималось кодификацией законодательства и обобщением юридической практики.

III-е отделение, Тайная полиция. Это отделение создано с целью борьбы с оппозиционным движением.

IV-е отделение, осуществляло руководство женскими заведениями, занималось благотворительностью.

V-е отделение, 1836 г., было создано для подготовки реформы государственных крестьян (развитием ветеринарного дела, улучшением материального положения…).

VI-е отделение, Руководство Кавказом.

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, пре­вышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в раз­решении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Рос­сийской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, посту­пали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.

Комитет минис­тров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их импера­тором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

 

 

Правовой статус органов подчиненного упр-ия РИ в 19в-1917г.правовой статус органов местного упр-ия.Административно-терр. устройство РИ.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объ­являлся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несо­ответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в го­сударстве;

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) предсе­дателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выноси­мых решений при каждом департаменте и каждом отделении стоя­ли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огром­ным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

Министерства

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочи­ми органами в системе царского самодержавия были именно ми­нистерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам раз­вивающихся буржуазных отношений в стране.

Временные комитеты

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреж­дений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг за­дач соответствующих государственных органов. В состав времен­ных комитетов входили высшие сановники государства, назна­чаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных сек­ретных комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Вре­менно действующие, он функционировали параллельно с обыч­ными органами государственного управления и во многом подме­няли их деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государ­ственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные - не приносили желае­мых результатов, скорее всего потому, что для устройства госу­дарственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...