Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные гос законы РИ 1906 г.: общая характеристика. Правовой статус императора. Обязанности и права поданных.




Свод основных гос законов 23 апреля 1906г.

ОГЗ РИ – свод законоположений, касавшихся общих начал гос. Строя России. Содержание ОГЗ и само их определение были впервые даны М. М. Сперанским.

Пересмотр ОГЗ был предпринят в 1906 г. и имел формальной целью согласование традиционных прав монарха с манифестом 17 окт. 1905 г., созданием Совета министров. ГД, реорганизацией ГС.

Поражение декабрьского восстания 1905 г. предоставило самодержавию возможность отступить от положений Манифеста 17 окт. Проведенная инкорпорация новых конституционных законов существенно ослабила законодательную силу представительных учреждений.

ОГЗ были опубликованы 23 апреля 1906 г.

Они были опубликованы в Полном Собрании Законов, однако он также полностью вошел в Свод законов РИ, при этом нумерация статей осталась той же.

В гл. 1 ОГЗ была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7), и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Обновленные ОЗ, как конституция, наделялись особой юрид. Силой и изменялись лишь в особом законодательном порядке только по инициативе императора, но не Думы или Совета.

ОГЗ являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императором и парламентом, состоящим из ГС и ГД.

ОГЗ стали первой действующей конституцией России, оформив изменения, происшедшие в ходе реформ и создания ГД. В этом видят результат революции, которая в свою очередь явилась итогом русско0японской войны – трагического поражения армии и флота.

Правовой статус императора.

Положения гл. 1 «о существе самодержавной власти» смещали реальный центр власти в пользу императора. Ему принадлежала вся полнота исполнительной власти (ст. 4, 10). Он назначал и увольнял председателя и членов Правительства, главноуправляющих (ст.17). обладал правом чеканки монеты (ст. 16), осуществлял в полном объеме внешнюю политику России (ст. 12, 13), являлся главнокомандующим над вооруженными силами (ст. 14). Царь имел право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого органа. Он также стоял во главе суда, т. Е. все приговоры шли от его имени.

Император делил законодательную власть с ГД и ГС (ст. 7). При этом император сохранял право законодательной инициативы и абсолютного вето (ст. 8,9). Кроме того, право императора на издание указов в порядке верховного управления создавало возможности для широкой интерпретации принятых законов (ст. 11). Право императора объявлять военное или исключительное положение позволяло выводить целые местности из-под действия обычного законодательства (ст. 15).

Указы царя подлежали котрасигнатуре соответствующими министрами, которые назначались и увольнялись самим императором.

Указами императора определялись созыв парламента, продолжительность сессий, перерыв заседаний в течение года. Кроме того императорским указом до истечения срока полномочий ГД м. б. распущена, а выборный состав членов ГС заменен новым с назначением новых выборов (ст. 104, 105). Императором устанавливались расходы министерства, кредиты на потребности военного времени и предвоенные приготовления (ст. 117). Гос. Законы для покрытия расходов на основании ст. 117 также устанавливались императором.

Т. О. конституционализм в России представлял собой временную уступку самодержавия и всецело сохранял его авторитарную природу.

Права и обязанности гражданина по основным гос законам 23 апреля 1906г.

Глава вторая О правах и обязанностях российских подданных

28. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит. воинской повинности.

29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния,.

33. Жилище каждого неприкосновенно.

34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие.

35- Собственность неприкосновенна.

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях не противным законам, мирно и без оружия.

37. Каждый может высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными

способами.

38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам.

33. Российские подданные пользуются свободою веры.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...