Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 6 – 7 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Составлена
Манаенковой Екатериной Владимировной,
педагогом дополнительного образования.
г. Уссурийск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа в России претерпевает существенные изменения, в центре которых оказываются дети, испытывающие на себе перегрузки и стрессы. Наиболее подвержены им, в силу своих возрастных особенностей, дошкольники и младшие школьники. От ребёнка, поступающего в первый класс, требуется умение читать, считать. И большинство программ дошкольного образования уделяют этим аспектам значительное внимание. Однако у многих первоклассников слабо развита мелкая моторика (отсюда сложности в овладении письмом, а в последствии - корявый неразборчивый почерк), устная речь - и как следствие неумение ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, не сформировано умение чётко организовывать свою деятельность. Сложен и переход от дошкольных форм образовательной деятельности к школьным: в детском саду занятия проводятся в игровой форме; поступая в школу, детям важно уметь сосредоточить своё внимание на том, что в данный момент не вызывает непосредственного интереса, делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
Таким образом, к концу подготовительного периода у детей должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
Цели программы:
· обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу;
· формирование познавательной сферы;
· формирование нравственных качеств, необходимых для учения;
3. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
4. Развитие мелкой моторики.
ЗНАКОМСТВО С ГРАМОТОЙ
Занятия по ознакомлению с грамотой предполагают развитие у дошкольников фонематического слуха, поскольку без этого компонента невозможно успешное освоение чтения и письма. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, определять место звука в слове, давать характеристику звуку (гласный - согласный, согласный твёрдый - мягкий, звонкий - глухой), уметь проводить звуковой анализ слова, понимать разницу понятий «буква» - «звук».
Развитие навыков чтения предполагает знакомство с буквами русского алфавита, умение делить слова на слоги, составлять из букв слоги, из слогов - слова, а из слов - двухсложные и трёхсложные предложения. Дошкольники знакомятся с понятием «текст», учатся отвечать на вопросы по тексту. Давая полный ответ на вопрос, закрепляют понятия «слово», «предложение».
Поступая в школу, дошкольник должен обладать определённым запасом знаний об окружающем мире.
Необходимо дать детям основные сведения о мире природы: деревьях (лиственных и хвойных), грибах, ягодах; животных (диких и домашних), насекомых, рыбах; объектах неживой природы (гроза, радуга, моря, реки, горы и т.д.)
Не обойтись и без знаний о мире людей: видах транспорта, профессиях, городах и деревнях, видах спорта, правилах безопасности на улице и дома, необходимости охраны окружающей среды.
Ознакомление с окружающим миром можно успешно сочетать с занятиями по ознакомлению с художественной литературой.
В конце учебного года дети должны:
· знать и называть свои фамилию, имя, отчество;
· знать и называть фамилию, имя, отчество родителей;
· знать домашний адрес;
· знать название своего города, страны, столицу;
· иметь представления о Земле, карте, глобусе;
· знать названия основных профессий, объяснять, чем они характерны, какую приносят пользу;
· рассказывать, как изготавливаются некоторые изделия;
· называть времена года, части суток, дни недели, месяцы, знать их количество и последовательность;
· объяснять экологические зависимости;
· устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
· называть породы деревьев, цветы, грибы, ягоды, животных;
· различать лиственные и хвойные деревья, съедобные и несъедобные грибы, диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц;
· знать правила безопасного перехода улиц и дорог, правила поведения на улице и в общественном транспорте.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗНАКОМСТВО С ГРАМОТОЙ
№ занятия
Дата
Тема занятия
Содержание темы
Кол-во
часов
общее кол-во
теория
практика
1.
Школа безопасности. Путешествие в Страну знаний.
Водный инструктаж по ПДД, ТБ, пожарной безопасности, безопасности не улице (знать домашний адрес, недопустимость ухода домой без родителей, опасность общения с незнакомцами). Вызвать интерес детей к школе. Упражнять в разгадывании загадок. Расширять кругозор.
1,5
0,5
2.
Понятие «звук».
Дать первоначальные сведения о звуке. Развивать устную речь. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
3.
Понятия «звук», «буква».
Закреплять понятие «звук». Разграничить понятия «звук» и «буква». Развивать устную речь. Учить составлять предложения по сюжетной картинке. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
4.
Знакомство со звуком [а] и буквами А, а.
Познакомить со звуком [а], буквами А, а. Закрепление понятия «гласный звук».Уметь определять место звука в слове. Развивать устную речь, артикуляцию. Учить печатать букву А. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
5.
Знакомство с звуком [у], буквами У, у.
Познакомить со звуком [у], буквами У, у. Закреплять понятие «гласный звук». Уметь определять место звука в слове. Развивать устную речь, артикуляцию. Учить написанию буквы У. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
6.
Знакомство со звуком [о], буквами О, о.
Познакомить со звуком [о], буквами О, о. Закреплять понятие «гласный звук». Уметь определять место звука в слове. Развивать устную речь, артикуляцию. Учить печатать букву О. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
7.
Знакомство со звуками [м], [м'], буквами М, м. Мир людей: первая игрушка, история возникновения матрёшки.
Познакомить со звуком [м], [м'], буквами М, м. Дать понятие «согласный звук». Уметь определять место звука в слове. Развивать устную речь, артикуляцию. Учить печатать букву М. Развивать мелкую моторику. Расширять кругозор.
0,5
0,5
8.
Знакомство со звуками [с], [c'], буквами С, с. Мир людей. Кто пишет сказки? Народные сказки.
Познакомить со звуком [с], [с'], буквами С,с. Закреплять понятия «согласный» и «гласный» звуки. Уметь определять место звука в слове. Развивать устную речь, Учить печатать букву С. Развивать мелкую моторику. Расширять кругозор.
0,5
0,5
9.
Читаем буквы, читаем слоги. Мир людей. Кто пишет сказки? Литературные сказки.
Учить слиянию букв в один слог. Уметь анализировать прочитанные слоги, определять на слух, сколько звуков произнесли. Учить печатать прочитанные слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
10.
Читаем буквы, читаем слоги. Мир природы: домашние и дикие животные. Семейство кошачьих.
Учить слиянию букв в один слог. Уметь анализировать прочитанные слоги, определять на слух, сколько звуков произнесли. Учить печатать прочитанные слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
11.
Знакомство со звуками [х], [х'], буквами Х, х. Мир людей: как хлеб на стол пришёл.
Закреплять умение делить слова на слоги и проводить звуковой анализ слова. Познакомить со звуками [х], [х’], буквами Х, х. Учить печатать буквы Х, х. Развивать мелкую моторику. Учить слиянию букв в слоги, слогов в слова.
0,5
0,5
12.
Знакомство со звуками [р], [р'], буквами Р, р. Мир природы: рыбы.
Закреплять умение делить слова на слоги и проводить звуковой анализ слова. Познакомить со звуками [р], [р'], буквами Р, р. Учить читать слоги с изученными буквами. Развивать устную речь, артикуляцию. Учить печатать изученные буквы, слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
13.
Знакомство со звуком [ш], буквами Ш, ш. Мир людей: школа.
Повторить ранее изученные буквы, познакомить со звуком [ш], буквами Ш, ш. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать изученные буквы, слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
14.
Знакомство со звуком [ы], буквой ы. Мир природы. Самые-самые: киты.
Повторить ранее изученные буквы. Познакомить со звуком [ы], буквой ы. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать изученные буквы, слоги. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
0,5
0,5
15.
Знакомство со звуками [л], [л'], буквами Л, л. Мир природы: лиственные деревья.
Повторить ранее изученные буквы. Познакомить со звуками [л], [л'], буквами Л, л. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
0,5
0,5
16.
Знакомство со звуками [н], [н'], буквами Н, н. Мир природы: насекомые. Муравьи.
Закрепить умения выделять заданный звук из слова и делить слова на слоги. Познакомить со звуками [н], [н'], буквами Н, н. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
17.
Знакомство со звуками [к], [к'], буквами К, к. Мир людей: карта.
Закрепить умения выделять заданный звук из слова и делить слова на слоги. Познакомить со звуками [к], [к'], буквами К, к. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать изученные буквы, слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
18.
Знакомство со звуками [т], [т'], буквами Т, т. Мир людей: транспорт.
Познакомить со звуками [т], [т'], буквами Т, т. Учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать артикуляцию. Учить печатать изученные буквы и слоги. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
19.
Знакомство со звуками [и], буквами И, и. Явления живой и неживой природы: дождь, радуга.
Повторить понятия «гласные» звуки. Познакомить со звуком [и], буквами И, и. Закреплять умение определять место звука в слове. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Развивать артикуляцию. Учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
20.
Знакомство со звуками [п], [п'], буквами П, п. Мир людей: профессии.
Познакомить со звуками [п], [п'], буквами П, п. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать устную речь, технику чтения. Учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
21.
Знакомство со звуками [з], [з'], буквами З, з. Мир людей: сбережём родную природу. Красная книга.
Познакомить со звуками [з], [з'], буквами З, з. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
22.
Знакомство со звуком [й'], буквой й. Мир людей: в городе.
Познакомить со звуком [й'], буквой й. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
23.
Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Г, г. Мир людей: глобус – модель Земли.
Познакомить со звуками [г], [г'], буквами Г, г. Закреплять
умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
24.
Знакомство со звуками [в], [в'], буквами В, в. Мир людей: виды спорта.
Познакомить со звуками [в], [в'], буквами В, в. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать артикуляцию. Учить печатать слоги с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
25.
Знакомство со звуками [д], [д'], буквами Д, д. Мир людей: в деревне.
Повторить ранее изученные буквы. Познакомить со звуками [д], [д'], буквами Д, д. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Упражняться в печатании изученных букв. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
26.
Знакомство со звуками [б], [б'], буквами Б, б. Мир людей: библиотека.
Познакомить со со звуками [б], [б'], буквами Б, б. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Учить читать слоги и слова с изученными буквами. Упражняться в печатании изученных букв. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
27.
Знакомство со звуком [ж], буквами Ж, ж. Мир природы: насекомые. Жуки.
Повторить ранее изученные буквы. Познакомить со звуком [ж], буквами Ж, ж. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
28.
Знакомство с буквами Е,е. Мир природы: хвойные деревья.
Познакомить с буквами Е, е. Закреплять умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Упражнять в печатании слогов с изученными буквами. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
29.
Знакомство с буквой ь. Мир людей: в магазине.
Повторить понятия «гласные звуки», «согласные звуки», слог. Развивать умение делить слова на слоги. Познакомить с буквой Ь, её ролью в языке. Развивать технику чтения. Учить печатать изученные буквы, слоги, слова. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
30.
Знакомство с буквами Я, я. Мир природы: дикие животные. Ящерица.
Знакомство с буквами Ю, ю. Мир людей: юные натуралисты и юные техники.
Познакомить с буквами Ю,ю. Развивать технику чтения. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Продолжать учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
32.
Знакомство с буквами Ё, ё. Мир природы: дикие животные. Ёж.
Познакомить с буквами Ё, ё. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Продолжать учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
33.
Знакомство со звуком [ч'], буквами Ч, ч. Мир природы: в чаще леса.
Познакомить со звуком [ч'], буквами Ч, ч. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Продолжать учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
34.
Знакомство со звуком [э], буквами Э, э. Мир природы: явления неживой природы. Эхо.
Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Продолжать учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
35.
Знакомство со звуком [ц], буквами Ц, ц. Мир людей: в цирке.
Познакомить со звуком [ц], буквами Ц, ц.. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Продолжать учить печатать изученные буквы. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
36.
Знакомство со звуками [ф], [ф'], буквами Ф, ф. Мир природы: дикие животные. Филин и сова.
Познакомить со звуками [ф], [ф'], буквами Ф, ф.. Развивать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Учить печатать изученные буквы, слоги, слова. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
37.
Знакомство со звуком [щ'], буквами Щ, щ. Мир природы: в море.
Познакомить со звуком [щ'], буквами Щ, щ. Развивать умение делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Учить печатать изученные буквы, слоги, слова. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
38.
Знакомство с Ъ. Мир людей: гигиена.
Повторить понятия «гласные звуки», «согласные звуки», слог. Развивать умение делить слова на слоги. Познакомить с буквой Ъ, её ролью в языке. Развивать технику чтения. Учить печатать изученные буквы, слоги, слова. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
39.
Упражнения в печатании слов и чтении предложений.
Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь.
Повторить понятия «гласные звуки», «согласные звуки», слог. Развивать умение делить слова на слоги. Развивать технику чтения. Расширять кругозор. Учить печатать изученные буквы, слоги, слова. Развивать мелкую моторику.
0,5
0,5
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Новые образовательные стандарты требуют от школьника умения находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию. Казалось бы, для современного рёбенка, с раннего детства привыкшего к компьютеру, а иногда и к интернету, в этом нет ничего сложного.
Наши дети знают, кто такой Бэтмен, Человек-паук, но далеко не все знают о Карлсоне, Незнайке, никогда не слышали о цветике-симицветике, огниве. Вспоминая сказочных персонажей, в первую очередь говорят о Винкс, Барби и т.д. Не привыкли слушать, когда им читают книгу, не умеют следить за развитием сюжета. Родители крайне мало внимания уделяют семейному чтению, забывая о его воспитательном, духовном, интеллектуальном значении, а предпочитают включить ребёнку мультфильмы. Поэтому одна из главных задач программы - воспитание любви к книге. В детском саду на занятиях по ОХЛ дети знакомятся с разными жанрами литературы, но из-за недостатка времени не так уж часто прочитываются большие по объёму произведения. Однако именно на их основе можно дать дошкольникам представление об одной и нескольких сюжетных линиях, группах персонажей, научить определять их характер и оценивать поступки, показать роль пейзажа в художественном произведении и т.д. К тому же дети увлечённо следят за развитием сюжета, с нетерпением ждут чтения последующих глав. Поэтому в данный курс я включила чтение первых 5 глав повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», первую из повестей о Малыше и Карлсоне А. Линдгрен. Поняв, что чтение - увлекательное занятие, ребёнок привыкнет сначала слушать, а потом и читать вдумчиво.
Занятия курса по ОХЛ предполагают дать дошкольнику первоначальные навыки пересказа, характеристики персонажей произведений, умение высказывать своё отношение к прочитанному, что и развивает умение логически мыслить, отбирать необходимую информацию.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако именно специальные занятия имеют особое значение.
Одна из главных задач - развитие связной речи. Необходимо научить детей строить высказывания логически и грамматически правильно, говорить выразительно. Важно сформировать элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец), о связях между предложениями. Решению этих задач способствует работа над пересказом небольшого текста, рассказ по картине, рассказ об игрушке, из личного опыта, задания на восстановление правильного порядка частей текста.
У детей 5-6 лет, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо, тем не менее, важно продолжать работу по закреплению навыков чёткого произношения звуков, правильному использованию интонационных средств выразительности.
Необходимо работать над активизацией и обогащением словаря дошкольников.
В конце учебного года дети должны в достаточной мере владеть литературными нормами родного языка, свободно пользоваться лексикой при выражении своих мыслей, делать это грамматически правильно, уметь вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, знать нормы и правила речевого этикета, пользоваться ими в различных ситуациях.
В конце учебного года дети должны:
· составлять предложения и тексты по сюжетной картинке;
· уметь составлять рассказ по серии картинок, на заданную тему;
· описывать предмет (3 – 4 предложения);
· участвовать в диалоге: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя свой ответ;
· различать жанры художественной литературы (стихотворение, рассказ, сказка);
· использовать в речи средства интонационной выразительности