Венская система международных отношений (первая половина XIX в.)
Созыв Венского конгресса По завершении эпохи революционных и наполеоновских войн, продолжавшихся почти четверть столетия, Европа представляла печальное зрелище. Почти не было страны или народа, которые бы не пострадали от нашествия иностранных армий и военных действий. А главное — эти войны еще туже затянули узел территориальных, экономических, династических противоречий между государствами Европы. Если не распутать, то хотя бы ослабить его и стало главной задачей союзных держав после победы над наполеоновской Францией. Прежде всего, союзники поспешили урегулировать свои отношения с Францией. 30 мая 1814 г. они заключили с правительством Людовика XVIII мирный договор, который был на редкость милосердным по отношению к побежденному противнику. Он обеспечивал суверенитет и территориальную целостность Франции. Она потеряла лишь владения, захваченные ею, начиная с 1792 г., но сохранила не только всю свою собственную территорию в границах 1789 г., но и некоторые приобретения революционного времени — главным образом, бывшие папские владения Авиньон и графство Венессен. Союзники воздержались от мести. Они не потребовали даже материальной компенсации за понесенный ими ущерб и в короткий срок вывели из Франции свои войска. Причина столь мягкого обращения с Францией заключалась, с одной стороны, в том, союзники всегда заявляли, что воюют не против Франции и французского народа, а против «узурпатора» Наполеона Бонапарта, и не в целях захвата французской территории, а за освобождение народов Европы от французского господства. Изгнав захватчиков и низложив Бонапарта, они считали свой долг выполненным. Условия мирного договора с Францией соответствовали освободительным целям войны со стороны союзников.
С другой стороны, союзникам была нужна достаточно сильная и самостоятельная Франция для восстановления баланса сил в Европе. Они прекрасно отдавали себе отчет в том, что в отношениях между ними имеются противоречия. Они предвидели, что с окончанием Наполеоновских войн эти противоречия лишь обострятся. Каждое из союзных государств стремилось к повышению своей роли в международных делах и вмес- те с тем опасалось соперников. Франции они отводили в будущем роль страны, на которую можно было бы в случае необходимости опереться, добиваясь удовлетворения своих притязаний, или, по крайней мере, использовать как противовес более сильному сопернику. Но договор с Францией отнюдь не исчерпывал всего многообразия проблем мирного урегулирования в Европе. С поражением Наполеона в 1814 г. рухнул и тот международный порядок, который он навязал европейским государствам в период своего могущества. Перед странами антифранцузской коалиции встала задача определить, во избежание раздоров, новые правила взаимоотношений, в том числе договориться о взаимном признании границ. С этой целью было решено созвать в Вене международный конгресс. Еще до его официального открытия в европейских столицах, в том числе в Лондоне и в самой Вене, велись неформальные переговоры между членами антифранцузской коалиции. Для участия в конгрессе прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи), включая большое количество королевских и княжеских домов, многие из которых в годы наполеоновских войн лишились своих владений и теперь добивались их возвращения. Лично присутствовали император России Александр I, император Австрии Франц I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III, другие монархи. Вместе с главами государств и правительств с дипломатическими представителями в Вену съезжались их жены, родственники, многочисленная свита, купцы, банкиры, художники, поэты, известные люди из многих стран Европы. Их привлекала возможность непосредственного общения с коронованными особами всей Европы. В целом Венский конгресс оказался весьма представительным форумом.
Венский конгресс официально открылся в ноябре 1814 г., а завершился в июне 1815 г. принятием Заключительного акта. Формально все его участники были равноправны. Но главную роль играли четыре союзные державы, вынесшие основное бремя борьбы с наполеоновской Францией, — Россия, Великобритания, Пруссия и Австрийская империя. От их имени переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский канцлер князь фон Гарденберг, австрийский канцлер князь фон Меттерних и другие высокопоставленные лица. Францию на Венском конгрессе представлял Талейран, в прошлом — участник революции конца XVIII в., крупный сановник наполеоновской империи, а теперь — министр иностранных дел правительства Людовика XVIII. Поначалу европейские дипломаты и политики относились к нему с недовери- ем. Им трудно было преодолеть неприязнь, которую внушали французские захватчики на протяжении многих лет. Кроме того, и сам Талейран пользовался в их глазах далеко не безупречной репутацией. Однако все понимали, что без активного участия Франции нельзя было построить прочный международный порядок. Кроме того, Талейран умело сыграл на разногласиях между союзниками, чтобы поднять престиж Франции. Поэтому французские представители наравне с четырьмя союзными державами участвовали в поиске решений главных вопросов европейской политики. Пленарных заседаний конгресса было немного. Работа сводилась главным образом к совещаниям представителей союзных держав с участием Франции, на которые по мере необходимости — для обсуждения какой-либо конкретной территориальной или династической проблемы — приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, беседы, обмены мнениями. Они происходили, как правило, в непринужденной обстановке светских увеселений — балов, приемов, театральных представлений, — изобилием которых и прославился Венский конгресс. Современники в шутку называли его «танцующим».
Принцип легитимизма Не было таких вопросов на Венском конгрессе, которые не вызывали бы споров среди его участников. Что делать с границами государств, неоднократно менявшимися в течение минувших лет? Некоторые участники конгресса выступали за то, чтобы вернуться к границам 1792 года. Но против этого возражали крупнейшие государства, участники антифранцузской коалиции, в том числе Россия, Пруссия, Австрия, которые рассчитывали на территориальное вознаграждение за свой вклад в победу над наполеоновской Францией. Великобритания, захватившая во время войны с Наполеоном Бонапартом часть колоний Франции и союзных ей государств, отнюдь не спешила вернуть их прежним владельцам. Головную боль вызывал у участников конгресса и германский вопрос. Веками устоявшийся порядок в Европе предполагал существование Священной Римской империи германского народа, в составе которой отдельные государства пользовались широкими правами. Их самостоятельность являлась своего рода гарантией от чрезмерного усиления как монархии Габсбургов, так и Франции. Стоило ли ради поддержания европейского равновесия восстановить Священную Римскую империю, упраздненную Наполеоном в 1806 году? Вопрос о политическом устройстве Европы был тесно связан с общим вопросом о наследии Французской революции и наполеоновской империи. Как поступить с преобразованиями, которые были осуществлены французами на аннексированных территориях и в зависимых от них странах? Многие монархи, в особенности австрийский император, прусский и испанский короли, демонстрировали откровенное неприятие этого наследия. Они считали, что лучше всего было бы вернуть Европу к общественным отношениям, существовавшим до 1789 года. Чтобы найти взаимоприемлемый компромисс, участники Венского конгресса нуждались в некоем общем подходе к решению этих разнообразных проблем. Им весьма пригодилась теория легитимизма, или законности (лат. 1ех — закон), выдвинутая рядом европейских мыслителей консервативного толка еще в годы Французской революции и наполеоновских войн. Значительный вклад в ее разработку внесли британский политический деятель и публицист Эдмунд Берк, французские религиозные писатели и философы Жозеф де Местр и де Бо-нальд, а также немецкий публицист Фридрих Гентц, являвшийся советником Меттерниха. Все они отрицательно относились к революционным и наполеоновским преобразованиям, ставя им в вину разрушение устойчивого, освященного временем и традицией общественного порядка. Отсюда, считали они, все несчастья, которые принесла революция народам Европы, — гражданские смуты, внешние войны, порча нравов и пр. Консервативные мыслители призывали людей вернуться к проверенным временем ценностям — религии и церкви, монархическому устройству государств, сословному строю. Вместе с тем они признавали необходимость тех или иных уступок «духу времени».
В ходе дискуссий среди участников конгресса наметилось двоякое истолкование принципа легитимизма — историческое и юридическое. Причем, одни и те же государственные деятели в зависимости от обсуждавшегося вопроса и собственных интересов прибегали то к одному, то к другому его истолкованию. С точки зрения исторического истолкования легитимизма, главным критерием истинности, законности тех или иных общественных установлений, границ и пр., является их древность. Поэтому, например, считалось, что династия Бурбонов во Франции обладает большими правами на трон, чем династия Бонапартов, потому что она древнее. Границы, существовавшие в 1789 г., имели большую законную силу, чем те, которые возникли в результате революционных и наполеоновских аннексий и завоеваний. Соответственно, более справедливыми, правильными объявлялись и законы, по которым издревле жили народы, а всякие нововведения — ошибочными и даже преступными. При этом большинство европейских правительств понимало, что полный возврат к учреждениям, существовавшим до 1789 г., был бы невыполнимой задачей. Ведь в Европе выросло целое поколение людей, которое не знало и не желало возврата к «старому порядку», как стали называть общество предреволюционной эпохи. Действующие законы и существующие границы воспринимались им как привычные, нормальные условия жизни. Но главное — на их основе сложились имущественные, династические, политические отношения, пренебрегать которыми было бы просто опасно: это задело бы интересы могущественных сил и вызвало бы их противодействие.
Более того, полный возврат к порядкам до 1789 г. отнюдь не входил в намерения самих монархов. Некоторые из них не только вышли из наполеоновских войн без ощутимых потерь, но даже сумели кое-что приобрести, и теперь не желали расставаться с этими приобретениями. Например, короли Баварский, Саксонский и Вюртембергский хотели сохранить свои титулы, дарованные им Наполеоном. Кроме того, победители наполеоновской Франции твердо рассчитывали на вознаграждение за свой вклад в победу. Поэтому, объявляя себя сторонниками легитимизма, многие монархи давали этому понятию совершенно иное, юридическое истолкование. Они называли так законный порядок, основанный прежде всего на общепризнанных международных договорах. Представление о том, что договор между государствами, является своего рода законом международной жизни, отнюдь не было новшеством. Еще Вестфальский мир 1648 г. дал пример того, что подобные договоры, признанные большинством государств Европы, могут служить основой международного порядка в течение длительного времени. Однако Вестфальская система международных отношений держалась не столько на договорах между государствами, не столько на соблюдении ими норм права, сколько на стихийно сложившемся в середине XVII в. балансе сил. Династические войны второй половины XVII — первой половины XVIII в. свидетельствовали о том, насколько несовершенным еще было правосознание людей того времени. В международных отношениях по-прежнему царил культ силы. Едва договоры вступали в противоречие с династическими или иными насущными интересами государств, как правительства без всяких угрызений совести их нарушали как ничего не значивший «клочок бумаги»1. Именно так в 1700 г. поступил французский король Людовик XIV в случае с оставшимся без 1 Это выражение стало знаменитым позднее, в XX в. См. с. 218. 94 хозяина испанским наследством. Также поступил и прусский король Фридрих II, развязавший в 1740 г. войну за австрийское наследство. Венский конгресс предпринял попытку поднять престиж и значение международных договоров, которые должны были лечь в основу нового европейского порядка. Этот порядок был призван исключить возможность повторения войн между крупнейшими государствами Европы, грозящих неприятностями и всем остальным странам. К созданию такого порядка стремились прежде всего крупнейшие государства Европы, в особенности, союзные державы, вынесшие на своих плечах основное бремя войн с революционной и наполеоновской Францией. Не отрицая наличия у каждого государства собственных интересов и целей, они хотели, чтобы защита этих интересов и целей облекалась в приемлемую для всех форму переговоров, взаимного учета интересов и заключения общепризнанных договоров. Против нарушителей такого порядка они готовы были применить силу. Заинтересованность европейских государств в создании прочного международного порядка, исключающего серьезные потрясения и войны, объяснялась просто. Они не хотели новой войны и боялись ее, потому что опыт недавней истории их убедил: войны являются питательной средой для революций. Страх перед всякого рода общественными потрясениями победил воинственность европейских монархов, на длительное время отбил у них охоту к военной славе, заставил их проводить миролюбивую внешнюю политику. В целом, теория легитимизма в любом ее истолковании обосновывала стремление монархов и государственных деятелей, собравшихся в Вене, к созданию устойчивого международного порядка, основанного на четких правилах и принципах взаимоотношения государств между собой. Принцип легитимизма лег в основу созданного по окончании Наполеоновских войн международного порядка, обычно называемого Венским.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|