Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 15




Понятие мышления, виды мышления. Формы мышления, мыслительные операции. Индивидуальные особенности мышления.

Понятие о воображении. Виды воображения.

Мышление – высший познавательный процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Таким образом, мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Основные виды мышления

Вид мышления Характеристика
Теоретическое понятийное В процессе решения задачи человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное Отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы они или извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. - работники литературы, искусства, люди творческого труда.

Эти два вида мышления дополняют друг друга, раскрывают человеку

разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Наглядно-образное Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
Наглядно-действенное Процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Широко представлен этот вид мышления у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

а) сравнение

б) анализ

в) синтез

г) абстракция

д) обобщение

а) Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

б) Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, не составляющие его элементы с последующим их сравнением.

в) Синтез есть построение целого из аналитические заданных частей.

Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

г) Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

д) Общение - выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного общения.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления:

а) суждение - высказывание, содержащее определенную мысль;

б) умозаключение - представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;

в) определения понятий - рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки;

г) индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частных.

В процессе мышления часто вмешиваются, изменяя его, эмоции.

По характеру мышления выделяют типы людей:

1. Интуитивный тип - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика.

2. Мыслительный тип - ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием правильности являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости.

2. Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение - психических процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшая знача воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, так сказать ориентируя человека в процессе деятельности. В процессе деятельности воображение выступ в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.

Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, тенденций, влечений, не завис от сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируется им; здесь нет еще собственно оперирования образами.

Пассивное воображение м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связи с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы). В высших формах воображение, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение м.б. воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех/иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами - схемами, символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Функции воображения

1. Регуляция поведения и деятельности - т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).

2. Преобразовательная функция - т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.

Виды воображения

По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение.

Непроизвольное воображение - это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например при чтении книги).

Произвольное воображение - это целенаправленное создание новых образов.

По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.

Репродуктивное воображение - это создание новых образов на основе описания или условного изображения. Например: Если посмотреть на карте мира на Антарктиду, то появится образ льдов, на Африку - джунгли, пустыня. Репродуктивное воображение дает человеку познавать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. И на основе этого воображения создается установка, т.е. некое представление наступающих событий и соответствующее отношение к ним (влияет на взаимоотношения). Каузальная атрибуция - приписывание негативных образов (муж вовремя не пришел домой).

Творческое воображение - это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.

Фантазия

Фантазия - это вид творческого воображения, когда в создаваемом образе отдельные его элементы находятся в необычных или нереальных сочетаниях.

По степени активности выделяют: пассивное и активное воображение.

Когда воображение выступает как заместитель активной деятельности и не приводит к конкретным действиям - это пассивный вид воображения. Активный вид наоборот, приводит к конкретным действиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...