Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномен мотивации в психологии: к истории проблемы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

 

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра специальной психологии

 

Контрольная работа по дисциплине «Основы нейрофизиологии и ВНД»

Тема «Мотивация и доминанта»

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса заочного отделения

Направление подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

направленность (профиль) образовательной программы Логопедия

Григоренко Д.Е.

Проверил:

к.м.н., доцент кафедры специальной психологии

Я.В. Бардецкая

 

Красноярск 2017

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3

1. Феномен мотивации в психологии: к истории проблемы ------------------5

2.Учение о доминанте А.А. Ухтомского-------------------------------------------9

3. Доминантный очаг: основные характеристики-------------------------------14

Заключение------------------------------------------------------------------------------16

Список литературы---------------------------------------------------------------------17

 

 

Введение

Проблема мотивации является одной из наиболее значимых в психологии. Мотив представляет собой первичную основу волевых процессов, а их содержание и направленность, в свою очередь, определяют суть модели поведения личности, то есть её собственную сущность. По этому поводу выдающийся отечественный психолог Н. Н. Ланге писал: «…волевые акты являются полным выражением всей психической личности …» [1, с. 290].Мотивационной сферы личности является одним из базовых элементов «ядерной триады психологии» – «образ-мотив-действие». Порождённые многообразными потребностями человека, мотивы являются движущими факторами любой его деятельности. Кроме того, побуждая к деятельности, мотивы придают ей тот смысл, который значим именно для данной личности.

О важности проблемы мотивации свидетельствует тот факт, что невозможно подойти к изучению личности, не зная об уникальных особенностях её мотивационной сферы. В свою очередь, мотивационная сфера личности, как и любое другое психическое явление, имеет своё материальное основание в работе ЦНС. Мотивационные проявления психики обоснованы таким нейрофизиологическим феноменом как доминанта. Доминантные очаги представляют собой господствующие участки возбуждения в ЦНС, каждый из которых отвечает за деятельность, осуществляемую в данный момент и имеющую наибольшую мотивационную значимость для индивида «здесь и сейчас». Следовательно, изучение нейрофизиологического механизма доминантных очагов ведёт нас к пониманию источника и способа функционирования психологического феномена мотивации. При этом, данный нейрофизиологический механизм в каждом акте порождённой им деятельности наполняется идеальным смыслом, заключённым в наших мотивах и только в этом идеальном смысле обретает значение не просто телесной функции, но именно психологического феномена. Материальное настолько же идеально, насколько идеальное материально. Без понимания этой не только психологической, но и, прежде всего, философской и естественнонаучной максимы, невозможно построение современной теории личности в психологии.

 

 

Феномен мотивации в психологии: к истории проблемы

 

Начало научному изучению мотивации и доминантных очагов положили выдающиеся отечественные учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов и А. А. Ухтомский. Если рассмотреть богатейшее научно-теоретическое наследие этих исследователей в качестве взаимосвязанных этапов, то можно увидеть, как шло развитие теоретической мысли в направлении раскрытия феномена мотивации. Один из основоположников физиологии И. М. Сеченов в своём фундаментальном открытии центрального торможения объяснил физиологическую основу волевого поведения индивида в среде. Человек, благодаря наличию механизма торможения, обладает способностью «не идти на поводу» у факторов внешней действительности и осуществлять свою, свободную линию поведения. Торможение одних участков ЦНС, в свою очередь, предполагает наличие других, более актуальных на данный момент участков как очагов господствующего возбуждения, отвечающих за функционирование мотивационных доминант.

Если И. М. Сеченов ещё не подошёл непосредственно к исследованию феномена доминанты и мотивации, то его ученик И. П. Павлов был уже на пороге этого значительного открытия. Изучение рефлекторного поведения Павловым изначально базировалось на выявлении исключительной роли биологических потребностей в их формировании. Впоследствии учёный пришёл к выводу о необходимости расширения факторов формирования условных рефлексов. Он начал писать о «рефлексе свободы», «рефлексе рабства», «рефлексе цели»: «рефлекс целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того прекрасна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой и никогда не достижимой цели. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается людьми, стремящимися к поставленной ими цели» [Цит. по: 5]. В данном положении И. П. Павлов обосновывал значимость внебиологических детерминант формирования поведенческой мотивации – социальных, духовных и культурных. Такое понимание причинных факторов поведения выводило физиологию и психологию того времени на принципиально новый уровень понимания человека как изначальной целостности идеального и материального, социального и биологического начал. В идее целостности факторов формирования рефлекторной деятельности И. П. Павлов предвосхитил будущее плодотворное развитие науки о человеке, указал её единственно верное – диалектическое – направление. К сожалению, это направление, заданное Павловым, не было принято многими психологами будущего. Абсолютизированные варианты как «материализма», так и «идеализма» сделали много вреда для научной психологии. Склонность к метафизическим абстракциям приводит к тому, что даже среди современных психологов зачастую выявляются фундаментальные методологические разногласия, не позволяющие создать более или менее общепринятую психологическую теорию личности.

В своей идее о «рефлексе цели» И. П. Павлов вплотную подошёл к учению о господствующей мотивации, нейрофизиологической основой которой является доминантный очаг (что было выявлено позже А. А. Ухтомским). Данный рефлекс, по Павлову, объединяет все потребности в прочное мотивационное единство, именуемое целью. Мировая литература знает множество персонажей, одержимых какой то одной всепоглощающей целью и действующих в соответствии с «рефлексом цели». Многие герои Достоевского, Сервантеса, Цвейга – это люди «одной идеи», всецело доминирующей в их духовно-психологическом мире и выступающей в качестве главной мотивации их поведения. Образы их являются во многом гиперболизированным, но всё же вполне реальным отражением человеческой действительности.

Достойным преемником И. М. Сеченова и И. П. Павлова стал выдающийся русский физиолог и психолог А. А. Ухтомский. Именно ему принадлежит заслуга открытия доминантных очагов психики человека, выявления механизма их функционирования и влияния на формирование мотивации. Восприняв сеченовскую идею о независимой (волевой) линии поведения субъекта в среде, а также павловскую идею о всепоглощающем «рефлексе цели», молодой учёный сосредоточился на научном объяснении, по его выражению, «бесстрашия человека», действующего в зачастую враждебной среде. Как свидетельствует исследователь «русского пути» в науке о поведении М. Г. Ярошевский, А. А. Ухтомского изначально не удовлетворяли метафизические попытки объяснения волевых решений принципом «Да будет!». Он искал единственно научного – детерминистского – их объяснения [6, с. 323].

В исследовании волевой активности субъекта А. А. Ухтомский основывался, прежде всего, на физиологии, которая, по его мнению, выступала как наука об общих законах жизни, но именно через призму жизнедеятельности организма. В своей трактовке данной проблематики А. А. Ухтомский шёл вразрез с представителями локализационизма (В. М. Бехтеревым и другими учёными), утверждавшими статическое понимание органа, как первичного элемента организма. По Ухтомскому, «органом может служить… всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях всякий раз к одинаковым результатам» [6, с. 326]. Такое сочетание сил и представляет собой доминанту. Открытие это было осуществлено, как это иногда бывает в науке, почти случайно, когда в ходе одного из экспериментов с собакой электрическое раздражение передних конечностей не привело к обычному эффекту, а, напротив, стало подкреплением совершенно иной реакции. После её осуществления, обычная реакция на раздражение возобновилась. Не придав сначала этому случаю особого внимания, А. А. Ухтомский впоследствии анализировал его и пришёл к заключению о существовании таких «блуждающих центров» – доминантных очагов возбуждения нервной ткани, притягивающих к себе все раздражители и блокирующих все неактуальные реакции. Данные очаги выступают как нейрофизиологическая база господствующих мотивов, направляющих поведение человека в определённое русло – на осуществление, как выразился бы И. П. Павлов, «рефлекса цели».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...