Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о доминанте А.А. Ухтомского




 

В исследовании доминанты А.А. Ухтомский выделил три стадии её развития:

- безразличное привлечение всевозможных рецепций;

- образование условного рефлекса, в ходе которого из множества рецепций доминанта «выбирает» ту, которая представляет для неё наибольшее значение;

- образование связи данной доминанты с данной рецепцией (группой рецепций), когда внутреннее содержание и внешний образ подкрепляют исключительно друг друга.

Как видно, А. А. Ухтомский прочно связал процесс образования доминанты с рефлекторной функцией. В отличие от своего учителя Н. Е. Введенского, который не испытывал интереса к данной научной тематике, он сосредоточил своё внимание на проблеме организации рефлекторных актов, осуществляемых на нейрофизиологической основе органа как «блуждающего центра» доминантного возбуждения, определяющего господствующий мотив. Связь доминанты и условного рефлекса подтверждает современная наука. Как отмечает исследователь данной проблематики П. В. Симонов, «комбинация (точнее – синтез) механизма доминанты с механизмами формирования условного рефлекса обеспечивают два фактора, необходимых и достаточных для организации целенаправленного поведения: его активный творческий характер (доминанта) и точное соответствие объективной реальности (упроченный, тонко специализированный условный рефлекс)» [2, С. 18-19].

Связь доминанты с условным рефлексом анализируется А. А. Ухтомским очень подробно, в сопоставлении с позициями других учёных, двигавшихся в своём научном поиске в близком ему направлении. В одной из своих работ исследователь пишет: «Шеррингтоновские принципы отмечают особо, как успело отпечатлеться уже морфологически преобладание рецептивных приборов над исполнительными (двигательными). Но впервые И.П. Павлов со своими учениками осветил тот механизм и принцип, которым это преобладание формируется на ходу работы организма. Это механизм "условного рефлекса" и принцип "временной связи". Если воронка Шеррингтона имела в виду постоянные рефлекторные дуги, закрепившие функциональную и морфологическую связи между собой наследственно и филогенетически, то И. П. Павлов улавливал самое закладывание и новообразование связи в этой воронке, привлечение все новых рецептивных сфер конвергенции относительно эфферентных (исполнительных) приборов... Связь исполнительного органа с новыми рецептивными поводами может закладываться, так сказать, случайно, вследствие того, что работа данного исполнительного органа имела случаи – более или менее совпадать во времени с данной дальней рецепцией. Кора бдительно примечает такие совпадения, закладывает по их поводу новые связи, сначала временные, а затем могущие закрепиться в качестве опыта и фонда, который будет использован животным для дальнейшей жизни... перед нами новая рефлекторная дуга в процессе своего закладывания и дальнейшего закрепления» [3, С. 225-226].

Итак, доминанта складывается на основе рефлекса. Но какова «механика» этого процесса? Каким образом один нервный центр в своей рефлекторной работе начинает преобладать над другими? Ответ на данный вопрос содержался в принципиально новом понимании органа и организма, которое разрабатывал А. А. Ухтомский, следуя в данном отношении концепции своего учителя Н. Е. Введенского. Это было динамическое понимание органа как центра сочетания сил, а не локальное статическое образование. Такая концепция органа позволяло поставить задачу очень большого масштаба – объяснить организм как единое динамическое целое, единство которого определяется интегративной функцией нервной системы. Решение данной исследовательской задачи позволяло достичь главной цели. Она состояла в том, чтобы на основе знания целостного строя организма и системы всеобщей связи его органов (центров сочетания сил) раскрыть научные способы воспитания высокоморальной модели поведения человека посредством формирования адекватных данной цели доминант (мотиваций).

Одним словом, А. А. Ухтомский в своём научном поиске вышел на принципиально новый уровень исследования: он связывал физиологическую проблематику с психологической, устанавливая то междисциплинарное отношение, которое могло объяснить феномен человеческого поведения. После открытия явления доминанты в 1911 г. (сам термин появился в его работах значительно позже, лишь в 1922 г.), А. А. Ухтомский полностью сосредоточился на проблеме детерминации поведения. Прежде всего, его интересовал вопрос о внешней «неадекватности» поведенческой модели условиям среды: «Я рискнул в своё время предложить вниманию исследователей проблему о доминанте потому, что самому мне она пояснила многое в загадочной изменчивости рефлекторного поведения людей и животных при неуловимо мало изменяющейся среде, и обратно; настойчивое повторение одного и того же образа действия при совершенно новых текущих условиях» [4, с. 317].

Как на физиологическом уровне формируется доминанта? Этому вопросу А. А. Ухтомский уделял особое внимание, поскольку в его решении раскрываются общие закономерности той динамической модели организма, которую развивал учёный. Тот или иной нервный центр может стать доминантой при наличии определённых свойств, которые перечисляет А. А. Ухтомский:

- В момент возбуждения некоторая центральная область мозга должна обладать повышенной возбудимостью по отношению к раздражителям. В таком состоянии нервный центр, например, может детерминировать высокое внимание к слабым, но значимым раздражителям на фоне сильных, но малозначимых;

- Способность нервного центра накапливать возбуждение и поддерживать его во времени;

- Инерция, которая выражается в том, что «однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее».

В процессе исследования А. А. Ухтомский пришёл к выводу, что общим рабочим принципом организации нервных центров является как раз доминанта.

Открытие доминанты дало А. А. Ухтомскому возможность разгадать загадку, которой он посвятил долгие годы предыдущих исследований: объяснить, как формируются принципиально новые мотивационные модели, не определяемые безусловными рефлексами. Как пишет в данной связи М. Г. Ярошевский, «сведение всех побуждений к инстинктам, гомеостатическим регуляциям, принципу наименьшего действия, безусловным рефлексам и т.п. снимает проблему развития мотивации, образования и наращивания в фило- и онтогенезе новых побудительных сил, генераторов новых импульсов. За счёт чего возникают данные силы и импульсы?

По А. А. Ухтомскому, их порождает процесс взаимодействия живого со средой, и нарастающая мощность доминанты как мотива не может иметь другого источника, кроме взаимодействия живой системы внешнего мира» [6, с. 339]. В данной идее Ухтомского «растворяется» любая метафизическая абстракция, которую применяли (и ещё до сих пор иногда применяют) в объяснении человеческой деятельности. Например, абстракция «абсолютной свободы», несостоятельность которой доказывается детерминированностью каждого деятельностного акта взаимодействием индивида со средой (природной, духовной, культурной, социальной средой, «живущей» не только вне личности, но и в ней самой). Или такая же абстракция «автоматизма» в поведении, жёстко детерминируемого безусловными рефлексами и инстинктами (такой «автоматизм» опровергается самой реальностью поведения человека, обладающего способностью строить независящую от ситуации деятельностную линию).

Способность к формированию принципиально новых мотивационных моделей на основе образования новых доминантных очагов свидетельствует о чрезвычайной активности нервной ткани (это её принципиальное свойство). Ещё задолго до открытия доминанты А. А. Ухтомский выражал своё несогласие с идеей об изначально пассивной природе процессов торможения.А. А. Ухтомский воспринял идею И. М. Сеченова и Н. Е. Введенского о торможении как факторе активного состояния нервной ткани. В данном случае, А. А. Ухтомский, вслед за И. М. Сеченовым, вошёл в противоречие с ранее распространёнными представлениями о торможении как утомлении, истощении нервной ткани. Работа доминанты запускает и процессы торможения, но они представляют собой лишь ещё одно проявление активности. Здесь мы видим теоретический контур того фундаментального принципа современной психологии, начало которого в науке было заложено А. А. Ухтомским. Принцип этот состоит в активности индивида, в его стремлении выйти из реактивного, гомеостатического состояния на простор созидательной (а иногда, к сожалению, и разрушительной) деятельности в среде. Именно в такой, активной деятельности, по Ухтомскому, может сформироваться развитая личность. Особое внимание выдающийся учёный уделял вопросу активного взаимодействия индивида с социальной средой. Процесс личностного становление невозможен без «заслуженного собеседника»: «Только там, где ставится доминанта на лицо другого, как на самое дорогое для человека, впервые преодолевается проклятие индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо ведь только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого. И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нём заговорили как о лице» [6, с. 342].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...