Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое консультирование




Слайд 1

Притча «Ищите 18 верблюда»

Слайд 2

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ»Содержание деятельности педагога-психолога.

Н е стоит говорить, что П.П. является одним их важны и востребованных участников образовательного процесса.

Он является проводником между внешним миром и миром маленького ребенка, неготового по определенным причинам (личностным, медицинским, социальным) стать равным с другими детьми.

Довольно часто П.П. является тонкой ниточной, которая связывает родителей и детей, которые не умеют и или не желают стать родными и близкими.

Не менее важна его роль в коллективе сотрудников. Известно, что с людьми происходят не только счастливые события. Иногда люди настолько одиноки и растеряны, что единственным собеседником может быть только психолог. Как правило вопросы, по которым делается запрос, очень личные. Частыми обращениями является человеческая несправедливость и непонимание других.

Слайд 3,4

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

· Конвенция ООН о правах ребенка.

· Конституция РФ

· Этический кодекс педагога-психолога 

· Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 

· Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) 

· Письмо министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» 

· Письмо МО РФ от 27.03.2000 № 27/901-о «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 

· Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения 

· Постановление № 88 от 21 апреля 1993 года «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений»  

· О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.05.1989 года №542/13  

· Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва  

· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»  

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования  

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»  

· Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII)  

· Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»  

· Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2017г. № 419 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466»  

· Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»  

Основные виды профессиональной деятельности:

- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО);

- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Слайд 5

Направления деятельности педагога–психолога ДОУ

Слайд 6

Психологическая диагностики

ЦЕЛЬ

 дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

· диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

· диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

· диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или психиатру).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

По результатам диагностики определяются категории воспитанников

· Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (трудности в усвоении программного материала, как в групповой и индивидуальной работе)

· Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов

· Дети с дисгармоничным развитием (дети с РАС, дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в других областях)

· Дети с особенностями ЭВС (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные и т.д)

ВАЖНО! Дети делятся на подгруппы именно по этим признакам!

 

  Слайд 7

 Согласно Пункту 3.2.3. ФГОС ДО Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь – май) при письменном согласии родителей.

-тестирование

-наблюдение

-беседа

 

Слайд 8

Психологическая коррекция

 Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.  

Система мероприятий, направленных на исправление недостатков развития ВПФ или поведения ребенка с помощью спецальных психологических мер воздействия.

· эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

· коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье, нарушение детско-родительских отношений;

· познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы:

· индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

· сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

· куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;

· арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;

· психогимнастика;

· релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

 

Слайд 9

Психологическое консультирование

Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка.

· Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и родителей.

· Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности.

· Повышение психологической компетентности педагогов.

· Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.

4. Психологическое просвещение

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д.  Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми.  

• Профилактика профессионального выгорания педагогов.

• Профилактика жестокого обращения с детьми.

• Нормализация психологического климата ДОУ.

 

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

Индивидуальная

С педагогами: С родителями

· проводится по запросам и результатам диагностики;

 

Групповая С педагогами:

консультация, тренинг, деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, семинар-практикум, мастер-класс

Слайд 10

Взаимодействие с родителями осуществляются через разнообразные формы:

Формы работы:

1.Традиционные фронтальные формы:

- устные - собрания, консультации, семинары.

 -письменные – анкеты, опросники, «почтовый ящик»

2.Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

- дистанционно-анонимные: переписка по эл.почте, сообщения.

3. Наблюдения:

        - ребенка в разных видах деятельности

        -семьи в ситуациях совместной деятельности 

         (общение, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

4. Проективные игровые и рисуночные методики:

            - Рисунок семьи;

            - Рисунок несуществующего животного;

            - Дерево;

5.Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

Слайд 11

 нетрадиционные форм работы педагога-психолога с семьей

Слайд 12,13

Хочу поделиться собственным опытом.

Некоторые формы действительно устарели. Сейчас родители – это поколение Х, или люди без голоса. Им проще написать в контакте и в сообщении, чем спросить лично. Проще высказаться в комментариях, чем обсудить коллективно.

Голубиная почта.

ЦЕЛЬ — диагностика детско-родительских отношений, мотивация родителей к раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия со своим собственным ребенком.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: благодаря нетрадиционному сбору информации (1 лист – один вопрос вывешивался каждый день, и был представлен в виде объявления) данные получены правдивые и объективные.

Участие в проекте позволило родителям понять причины поведения детей, разобраться в своих эмоциях, найти выход в сложившихся нелегких ситуациях. Родители получили исчерпывающую информацию о кризисе 3-х лет. Выполнили психологические упражнения и задания, участвовали в тренингах.

ВЫВОД: используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Слайд 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...