Психологическое консультирование
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Слайд 1 Притча «Ищите 18 верблюда» Слайд 2 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ»Содержание деятельности педагога-психолога. Н е стоит говорить, что П.П. является одним их важны и востребованных участников образовательного процесса. Он является проводником между внешним миром и миром маленького ребенка, неготового по определенным причинам (личностным, медицинским, социальным) стать равным с другими детьми. Довольно часто П.П. является тонкой ниточной, которая связывает родителей и детей, которые не умеют и или не желают стать родными и близкими. Не менее важна его роль в коллективе сотрудников. Известно, что с людьми происходят не только счастливые события. Иногда люди настолько одиноки и растеряны, что единственным собеседником может быть только психолог. Как правило вопросы, по которым делается запрос, очень личные. Частыми обращениями является человеческая несправедливость и непонимание других. Слайд 3,4 Законодательно-правовые акты и нормативные документы · Конвенция ООН о правах ребенка. · Конституция РФ · Этический кодекс педагога-психолога · Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) · Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) · Письмо министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» · Письмо МО РФ от 27.03.2000 № 27/901-о «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» · Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения · Постановление № 88 от 21 апреля 1993 года «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений»
· О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.05.1989 года №542/13 · Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва · Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений» · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования · Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» · Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII) · Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» · Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2017г. № 419 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466» · Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» Основные виды профессиональной деятельности: - Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); - оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 5 Направления деятельности педагога–психолога ДОУ Слайд 6 Психологическая диагностики ЦЕЛЬ дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям: · диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика); · диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе); · диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми). По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или психиатру). В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми. По результатам диагностики определяются категории воспитанников · Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (трудности в усвоении программного материала, как в групповой и индивидуальной работе) · Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов · Дети с дисгармоничным развитием (дети с РАС, дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в других областях) · Дети с особенностями ЭВС (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные и т.д) ВАЖНО! Дети делятся на подгруппы именно по этим признакам!
Слайд 7 Согласно Пункту 3.2.3. ФГОС ДО Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь – май) при письменном согласии родителей. -тестирование -наблюдение -беседа
Слайд 8 Психологическая коррекция Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.
Система мероприятий, направленных на исправление недостатков развития ВПФ или поведения ребенка с помощью спецальных психологических мер воздействия. · эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе; · коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье, нарушение детско-родительских отношений; · познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия). Основные методы коррекционной работы: · индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры; · сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком; · куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка; · арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом; · психогимнастика; · релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Слайд 9 Психологическое консультирование Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. · Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и родителей. · Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности. · Повышение психологической компетентности педагогов. · Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей. 4. Психологическое просвещение Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. • Профилактика профессионального выгорания педагогов. • Профилактика жестокого обращения с детьми. • Нормализация психологического климата ДОУ.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям: Индивидуальная С педагогами: С родителями · проводится по запросам и результатам диагностики;
Групповая С педагогами: консультация, тренинг, деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, семинар-практикум, мастер-класс Слайд 10 Взаимодействие с родителями осуществляются через разнообразные формы: Формы работы: 1.Традиционные фронтальные формы: - устные - собрания, консультации, семинары. -письменные – анкеты, опросники, «почтовый ящик» 2.Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. - дистанционно-анонимные: переписка по эл.почте, сообщения. 3. Наблюдения: - ребенка в разных видах деятельности -семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 4. Проективные игровые и рисуночные методики: - Рисунок семьи; - Рисунок несуществующего животного; - Дерево; 5.Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. Слайд 11 нетрадиционные форм работы педагога-психолога с семьей Слайд 12,13 Хочу поделиться собственным опытом. Некоторые формы действительно устарели. Сейчас родители – это поколение Х, или люди без голоса. Им проще написать в контакте и в сообщении, чем спросить лично. Проще высказаться в комментариях, чем обсудить коллективно. Голубиная почта. ЦЕЛЬ — диагностика детско-родительских отношений, мотивация родителей к раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия со своим собственным ребенком. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: благодаря нетрадиционному сбору информации (1 лист – один вопрос вывешивался каждый день, и был представлен в виде объявления) данные получены правдивые и объективные. Участие в проекте позволило родителям понять причины поведения детей, разобраться в своих эмоциях, найти выход в сложившихся нелегких ситуациях. Родители получили исчерпывающую информацию о кризисе 3-х лет. Выполнили психологические упражнения и задания, участвовали в тренингах.
ВЫВОД: используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Слайд 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|