Значимость вклада (детского сада или семьи) в выполнении данных функций.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Слайд 15 «Что мешает Вам в воспитании ребенка?» - ответы выглядели следующим образом: · отсутствие помощи со стороны родственников- 46% · отсутствие помощи со стороны государства - 44% · нехватка времени – 16% · отсутствие опыта– 14% ВАЖНО! На момент обследования было 23 полных семьи. Через 5лет в разводе состояло 17 семей.! Слайд 16 Проведенные исследования показывают, что с 2012 г. по 2015 г. увеличилось число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в показателях как физического, так и психического здоровья. Полученные данные указывают на то, что возросло число детей с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками; со сниженной познавательной активностью, со сниженным интеллектом, низким уровнем восприятия, памяти, внимания, в сложных ситуациях дети реже используют ресурсы социальной поддержки. Взаимодействие с различным контингентом семей. · для массового контингента семей воспитанников; · для дифференцированных групп семей: -семьи детей различных возрастных категорий; -семьи будущих первоклассников; -различные категории неблагополучных семей; -семьи детей с поведенческими проблемами; -семьи детей с особыми потребностями; -семьи одаренных детей (А одаренных, талантливых детей становится меньше, или возможно мы их не замечаем….)
Очевидно, что сотрудничество с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Традиционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми они сталкиваются или могут сталкиваться в воспитании детей. Слайд 17 5. Психологическая профилактика Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
· развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей; · развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; · развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); · развитие способности к дифференциации эмоциональных состоянии Слайд 18 6. Организационно-методическая работа: · оформление документации; · участие в методических объединениях практических психологов; · курсы повышения квалификации и дополнительное образование; · методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану ДОУ. Слайд 19 Формы учета деятельности и отчетности ПП регламентированы Приказом Минобразованиия России от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»
Организационно-методическая документация включает в себя: 1.План работы педагога-психолога. 2.Папка административных документов 3.График работы педагога-психолога 4. Диагностический инструментарий педагога-психолога по возрастам 5. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования 6. Журнал консультаций педагога-психолога 7. План профилактической и просветительской работы с родителями и педагогами 8. Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом 9. Аналитический отчёт о проделанной работе за год Циклограмма работы педагога-психолога Журнал учёта индивидуальных форм работы Журнал учёта групповых форм работы Мониторинг (выводы, сводные таблицы) Все формы документации хранятся в бумажном варианте 5 лет. Слайд 20 При организации работы педагога-психолога ДОУ следует иметь ввиду, что программа психологического сопровождения участников образовательного процесса является основным документом, в котором отражены все функциональные обязанности П.П. я так же материально-технические и другие возможности учреждения. Рабочие программы разрабатываются под конкретные проблемы образовательного процесса, что означает, что рабочих программ может быть несколько. Оформление (печать, согласованно, утверждено, дата, № протокола, автор-составитель, срок реализации) Структура программы – 3 раздела (целевой, содержательный, организационный Слайд 21,22 График работы педагога-психолога
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2016 г. Регистрационный N 42388.
Что качается работы педагога-психолога, то распределение осталось прежним: Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом: · выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
· подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.
Слайд 23 ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА –ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ (в минутах) Источник: ММ Семаго, Н.Я Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие
РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. Окружение смотрит на детей-инвалидов с большой долей недоверия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обычную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни социальная, ни образовательная помощь. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, дети с умственными или физическими недостатками могут успешно обучаться в школах, стимулируя гуманные проявления со стороны других учеников. Как родители детей-инвалидов, так и их близкие нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамотно осуществляемая совместная деятельность могут способствовать полноценному развитию ребенка-инвалида. Родителям детей-инвалидов необходимы знания, для обеспечения эффективной педагогической поддержки ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих детей, им необходим и более широкий спектр навыков воспитания и семейного взаимодействия. От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни своего ребенка. Взаимодействие педагога с родителями в первую очередь направлено на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений.
ОДИНОКИЕ МАМЫ. Эту группу представляют как очень молодые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие получить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, составляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска. Одинокая молодая мама в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят окружающими. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения строить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка. Если педагог сможет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необходимо разграничить распределение обязанностей и ответственности. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты. Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщина с определенными поведенческими и нравственными устоями, со сложившейся внутренней позицией, которую социальный педагог вряд ли может корректировать. Однако можно помочь такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает дискомфорт от того, что ее не понимают, так как привыкла к этому. Включение в процесс аналитического наблюдения и самообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой. С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться помочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений.
РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ. Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это наносило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, чтобы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вреда ребенку, и др.
В социализации детей особую значимость приобретают такие проблемы, как возможная эмоциональная нестабильность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной модели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми. В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они должны быть более индивидуализированы.
МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ. Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помощь, от государства, они чаще всего малообеспечены. Кроме того в такой семье значительно больше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности. Заказ родителей — оказание прежде всего социально-психологической помощи: преодоление внутренней напряженности, усталости, чувства вины перед детьми. В большей степени, чем родителям других групп риска, им интересен широкий спектр проблем родительства, они легче выходят на партнерское взаимодействие с социальным педагогом, более активны в проявлении своих инициатив. Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учитывать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет действительно интересным, эти родители откликнутся на него. Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждением. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, могут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая образовательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание».
РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ Эта группа представлена родителями, не имеющими собственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей. Специфика ситуации воспитания приемных детей касается прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих детей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями. Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Отношения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное дело. Современное общество может предъявлять определенные требования к родительской ответственности и грамотности. В смешанных семьях, где вместе живут родные и неродные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперничества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного родителя. Необходимо помочь взрослым грамотно строить взаимоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чувство уверенности детей в своих силах и правах. Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращаться во враждебность, в ненависть к близким. Часто переходные кризисы детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они считают, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его биологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения.
РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители должны чутко уловить настроение окружающих, принятые правила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|