Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значимость вклада (детского сада или семьи) в выполнении данных функций.




Функции Детский сад Семья
Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка 12 16
Удовлетворение существенных потребностей ребенка 6 25
Обеспечение безопасности 11 18
Обеспечение адаптации к жизни 19 11
Воспитание ребенка 12 16
Подготовка к школе 23 9
Соблюдение дисциплины 23 8
Отношения со сверстниками 23 6
Индивидуальное развитие ребенка 14 18

Слайд 15

«Что мешает Вам в воспитании ребенка?» - ответы выглядели следующим образом:

· отсутствие помощи со стороны родственников- 46%

· отсутствие помощи со стороны государства - 44%  

· нехватка времени – 16%

· отсутствие опыта– 14%

ВАЖНО! На момент обследования было 23 полных семьи. Через 5лет в разводе состояло 17 семей.!

Слайд 16

Проведенные исследования показывают, что с 2012 г. по 2015 г. увеличилось число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в показателях как физического, так и психического здоровья. Полученные данные указывают на то, что возросло число детей с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками; со сниженной познавательной активностью, со сниженным интеллектом, низким уровнем восприятия, памяти, внимания, в сложных ситуациях дети реже используют ресурсы социальной поддержки.   

Взаимодействие с различным контингентом семей.

· для массового контингента семей воспитанников;

· для дифференцированных групп семей:

-семьи детей различных возрастных категорий;

-семьи будущих первоклассников;

-различные категории неблагополучных семей;

-семьи детей с поведенческими проблемами;

-семьи детей с особыми потребностями;

-семьи одаренных детей (А одаренных, талантливых детей становится меньше, или возможно мы их не замечаем….)

  Очевидно, что сотрудничество с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Тра­диционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми они сталкива­ются или могут сталкиваться в воспитании детей.

Слайд 17

5. Психологическая профилактика

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.   

Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.   

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

      Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.

 

· развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

· развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

· развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

· развитие способности к дифференциации эмоциональных состоянии

Слайд 18

6. Организационно-методическая работа:

· оформление документации;

· участие в методических объединениях практических психологов;

· курсы повышения квалификации и дополнительное образование;

· методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану ДОУ.

Слайд 19

Формы учета деятельности и отчетности ПП регламентированы Приказом Минобразованиия России от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»

Организационно-методическая документация включает в себя:

 1.План работы педагога-психолога.

2.Папка административных документов

3.График работы педагога-психолога

4. Диагностический инструментарий педагога-психолога по возрастам

5. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования

6. Журнал консультаций педагога-психолога

7. План профилактической и просветительской работы с родителями и педагогами

8. Рабочие программы коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом

9. Аналитический отчёт о проделанной работе за год

 Циклограмма работы педагога-психолога

Журнал учёта индивидуальных форм работы

Журнал учёта групповых форм работы

Мониторинг (выводы, сводные таблицы)

Все формы документации хранятся в бумажном варианте 5 лет.

  Слайд 20

При организации работы педагога-психолога ДОУ следует иметь ввиду, что программа психологического сопровождения участников образовательного процесса является основным документом, в котором отражены все функциональные обязанности П.П. я так же материально-технические и другие возможности учреждения.

    Рабочие программы разрабатываются под конкретные проблемы образовательного процесса, что означает, что рабочих программ может быть несколько.

Оформление (печать, согласованно, утверждено, дата, № протокола, автор-составитель, срок реализации)

Структура программы – 3 раздела (целевой, содержательный, организационный

Слайд 21,22

  График работы педагога-психолога

 

  Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2016 г. Регистрационный N 42388.

 

Что качается работы педагога-психолога, то распределение осталось прежним:

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

· выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

· подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

 

Слайд 23

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА –ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ (в минутах)

Источник: ММ Семаго, Н.Я Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие

 

 

 

 

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Окружение смотрит на детей-инвалидов с большой долей недо­верия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обыч­ную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни со­циальная, ни образовательная помощь. Однако, как показыва­ет опыт зарубежных стран, дети с умственными или физичес­кими недостатками могут успешно обучаться в школах, стиму­лируя гуманные проявления со стороны других учеников.

Как родители детей-инвалидов, так и их близкие нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамот­но осуществляемая совместная деятельность могут способство­вать полноценному развитию ребенка-инвалида.

Родителям детей-инвалидов необходимы зна­ния, для обеспечения эффективной педагогической поддер­жки ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих де­тей, им необходим и более широкий спектр навыков воспи­тания и семейного взаимодействия.

От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни своего ребенка. Взаимодействие педагога с родителями в первую очередь направлено на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. 

 

ОДИНОКИЕ МАМЫ.

Эту группу представляют как очень моло­дые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие по­лучить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, состав­ляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска.

Одинокая молодая мама в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят окружающими. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения стро­ить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка.

Если педагог смо­жет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необхо­димо разграничить распределение обязанностей и ответственно­сти. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты.

Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщи­на с определенными поведенческими и нравственными усто­ями, со сложившейся внутренней позицией, которую социальный педагог вряд ли может корректировать. Однако можно помочь такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает диском­форт от того, что ее не понимают, так как привыкла к это­му. Включение в процесс аналитического наблюдения и са­мообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой.

С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться по­мочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений.

 

РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ.

Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это на­носило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, что­бы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вре­да ребенку, и др.

В социализации детей особую значимость приобретают та­кие проблемы, как возможная эмоциональная нестабиль­ность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной мо­дели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми.

В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они дол­жны быть более индивидуализированы.

 

МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ.

Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помощь, от государства, они чаще все­го малообеспечены. Кроме того в такой семье значительно боль­ше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности.

Заказ родителей — оказание прежде всего социально-пси­хологической помощи: преодоление внутренней напряженно­сти, усталости, чувства вины перед детьми. В большей сте­пени, чем родителям других групп риска, им интере­сен широкий спектр проблем родительства, они легче выхо­дят на партнерское взаимодействие с социальным педагогом, более ак­тивны в проявлении своих инициатив.

Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учиты­вать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет дей­ствительно интересным, эти родители откликнутся на него.

Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждени­ем. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, мо­гут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая об­разовательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание».

 

 

РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Эта группа представлена родителями, не имеющими соб­ственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей.

Специфика ситуации воспитания приемных детей касает­ся прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих де­тей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями.

Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Отношения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное де­ло. Современное общество может предъявлять определенные требования к родительской ответственности и грамотности.

В смешанных семьях, где вместе живут родные и нерод­ные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперни­чества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного роди­теля. Необходимо помочь взрослым грамотно строить вза­имоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чув­ство уверенности детей в своих силах и правах.

Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращаться во враждебность, в ненависть к близким.

Часто переходные кризисы детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они счита­ют, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его би­ологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения. 

 

РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ

Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители дол­жны чутко уловить настроение окружающих, принятые пра­вила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...