ГЛАВА 2. Технологическая часть
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Каркас скульптуры с одной стороны - это почти художественное произведение, повторяющее выразительность, пластику и динамику фигуры; с другой - технически грамотная конструкция, отвечающая требованиям технологического процесса. Технологический процесс изготовления каркасной скульптуры основан на лепке модели из бумажной массы, мастики, древесных опилок, картона и тканей по каркасу. Преимущество этого способа перед другими заключается, прежде всего в сокращении рабочего времени, экономии материалов и в снижении себестоимости. Но при этом надо учитывать и отрицательные стороны этого способа. Во-первых, скульптуру по каркасу можно изготовить только в одном экземпляре, то есть тиражирование, как это делается по гипсовым формам, невозможно; во-вторых, изготовление каркаса очень сложный процесс, как с технической стороны, так и с художественной. Поэтому изготовление скульптуры по каркасу рекомендуется в тех случаях, когда фигура или бюст нужны в спектакле только в единственном экземпляре, когда нет в наличии глины, чтобы вылепить модель, или гипса для изготовления форм. Работа над каркасной скульптурой начинается с разработки эскиза, чертежа, объемного эскиза из пластилина и с выбора технологии изготовления каркаса. В данном случае было решено изготовить каркас из фанеры, повторяющий силуэт скульптуры, который был установлен на подиуме 600х600 мм, и прикрепленной к подиуму бруском 50х50х400 мм (См. Приложение, рис. 1,2). После чего к фанерному каркасу была прикреплена металлическая трубка диаметром 10 мм, изогнутая под углом равным изгибу ноги скульптуры. Такая же трубка была использована в качестве основы для шеи и головы. Каркасом для рук будет служить проволока толщиной 3 мм (длина проволоки должна быть чуть больше длины рук). Чтобы закрепить трубку (таким же способом закрепляем проволоку) необходимо разметить на фанере, где должна будет располагаться трубка, после чего на расстоянии 15-20 мм друг от друга делаем разметки по обе стороны трубы. (См. Приложение, рис. 3). В местах разметок просверливаем отверстия диаметром 2 мм. Нарезаем проволоку толщиной 1-1,5 мм на отрезки 50-60 мм, продеваем ее в просверленные отверстия и затягиваем, стараясь при этом как можно плотнее прижать трубку к фанере (См. Приложение, рис. 4). Каркас готов.
Теперь можно приступать к набору объема пенопластом. Куски пенопласта склеиваются между собой монтажной пеной. Для того чтобы пена быстрее высыхала и не так сильно увеличивалась в объеме, ее можно сбрызгивать небольшим количеством воды. Руки, шею и голову было решено набрать позже для того чтобы было удобнее придать нужную форму фигуре. (См. Приложение, рис.5, 6) Срезаем излишки пенопласта, предавая скульптуре нужные очертания. Параллельно с этим постепенно добавляем объем рук, набираем шею и голову. (См. Приложение, рис.7, 8, 9) Приступаем к изготовлению меча. Для этого вырезаем из папиросной бумаги шаблон меча (клинок и рукоять без крестовины), прикладываем шаблон к фанере 3-4 мм, обводим карандашом и выпиливаем деталь с помощью электро-лобзика. После с одной стороны заготовки меча закрепляем проволоку 3 мм тем же способом, которым мы устанавливали проволоку для рук на каркасе. (См. Приложение, рис. 1, 2, 3). При этом оставляем припуски с двух концов на 50-60 мм. В подиуме просверливаем отверстие равное 3,5 мм, там где должно располагаться острие клинка. Устанавливаем заготовку меча. (См. Приложение, рис.10) В левой руке статуи устанавливаем алюминиевую трубку диаметром 10 мм, к которой в дальнейшем будут крепиться весы, и добираем объем руки с помощью монтажной пены. (См. Приложение, рис. 11,12)
Из папиросной бумаги вырезаем шаблон клинка меча, сделав припуск в ширину 20-30 мм. Прикладываем шаблон к картону, обводим карандашом и вырезаем. Складываем деталь пополам и с помощью монтажной пены устанавливаем на фанерной заготовке меча (См. Приложение, рис.13). Чтобы картонная делать не отваливалась, пока монтажная пена не застынет, можно привязать ее веревкой к фанере. Добираем объем рук пенопластом и монтажной пеной. После высыхания придаем рукам нужную форму, срезая излишки. Теперь необходимо подготовить фигуру к дальнейшей работе. Чтобы пенопласт не крошился и не мешал «машировать» работу, необходимо обтянуть фигуру марлей с помощью клея ПВА. После чего начинаем «машировать» (См. Приложение, рис.14). Необходимо нанести 2-3 слоя папье-маше. Уже на высохшем папье-маше начинаем проработку мелкой пластики лица, кистей рук и ступни с помощью полимерной массы. В данном случае была выбрана самозатвердевающая масса «DAS». Это очень хороший и приятный материал, который хорошо поддается последующей обработке. (См. Приложение, рис.15) После высыхания, при необходимости можно ошкурить и для большей прочности «замашиловать» в несколько слоев (См. Приложение, рис. 16). Следующий этап – фактура тканью. Для этого понадобится около трех метром хлопковой ткани и 1,5-2 м мешковины. Варим столярный клей и замачиваем в нем ткань, сначала хлопковую для платья. Когда ткань хорошо пропитается, начинаем укладывать ее на фигуре, формируя красивые складки, следя за чем, чтобы они лежали естественно. Талию подпоясываем. (См. Приложение, рис.17). Небольшим кусочком ткани завязываем глаза. (См. Приложение, рис.18) После замачиваем мешковину, она намного плотнее, поэтому на нее понадобится большее количество клея. Пропитанную столярным клеем мешковину драпируем на спине. Чтобы она не падала от собственного веса с плеч статуи, нужно закрепить ее с помощью гвоздиков. (См. Приложение, рис 19) Следующим этапом «машируем» всю скульптуру в 3-4 слоя и набираем объем волос бумажной массой. (См. Приложение, рис.20) После высыхания папье-маше, скульптуру необходимо ошкурить и залевкасить. Поскольку на статуе очень много драпировок, было решено развести левкас с небольшим количеством воды, чтобы он был не очень густой, и нанести его кистью тонким слоем несколько раз, чтобы поверхность была максимально гладкой и практически не нуждалась в ошкуривание. Подиум зашпаклевали более толстым слоем левкаса с помощью шпателя, разработав тем самым фактуру. (См. Приложение, рис. 21,22) Когда левкас высох, скульптуру следует ошкурить, но не всю, а лишь в местах, где поверхность должна быть гладкой и впоследствии блестеть, то есть руки, лицо, стопа, клинок меча и некоторые складки на одежде. Затем закладываем грунт под роспись – прокрываем скульптуру водоэмульсионной краской. Чтобы не оставалось следов от кисточки, можно еще не высохшую краску промокнуть кусочком поролона.
Пока краска высыхает приступаем к изготовлению весов. С чертежа через папиросную бумагу переводим трафарет детали весов (См. Приложение, рис.23) и выпиливаем ее из фанеры толщиной 5 мм. По краям просверливаем отверстия диаметром 3 мм. Ошкуриваем деталь и с одной стороны прикрепляем алюминиевую трубку диаметром 8 мм. (См. Приложение, рис. 1, 2, 3, 4) Покрываем деталь водоэмульсионной краской. Приступаем к изготовлению чаш весов. Их можно сделать с помощью кругового шаблона или же «замашировать» маленький резиновый мячик подходящего размера для чаши, как и было сделано в данном случае. После того как папье-маше высохнет, разрезаем шар на две части и подрезаем до нужного размера так, чтобы получились две одинаковых чаши. Затем в край вшиваем проволоку толщиной 3 мм и еще раз «машируем» края. (См. Приложение, рис.25) Устанавливаем основную часть весов в руку статуи с помощью алюминиевой трубки, которую мы заранее установили (См. Приложение, рис.11,12) и закрепляем ее с помощью лейкопластыря. Декоративные элементы весов вылепливаем полимерной массой и «машируем». (См. Приложение, рис. 24) Чаши весов шкурим, покрываем водоэмульсионной краской, после высыхания в каждой чаше просверливаем по три отверстия диаметром 3 мм на равном расстоянии друг от друга. С помощью цепочки и колец собираем весы в единое целое. Скульптура практически готова, можно приступать к росписи.
Первым слоем прокладываем основной тон. В данном случае была выбрана краска фирмы «Dufa» темно-коричневого цвета. (См. Приложение, рис.26) Было решено расписывать скульптуру масляными красками, поскольку только с помощью масляных красок можно добиться полной иллюзии бронзовой поверхности. Для этого были использованы такие цвета как: сиена жженая, умбра жженая, ультрамарин, охра золотая и индийская красная. (См. Приложение, рис. 27) Так же использовали гуашь бирюзового цвета разбавленного белилами, бронзовый порошок и клей ПВА. После росписи масляными красками, сухой кистью на еще не высохшую поверхность наносится бронза и слегка втирается. Когда этот слой высохнет, кое-где нужно «подзеленить» поверхность гуашью, создавая эффект окислившегося металла. На финишном этапе в нескольких местах наносим небольшое количество клея ПВА и пока он не высох, задуваем бронзовым порошком. (См. Приложение, рис. 28) Излишки пудры можно стереть тряпочкой. Каркасная скульптура «Статуя Правосудия» готова. (См. Приложение, рис.29, 30)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Процесс изготовления каркасной скульптуры очень сложный и долгий. Резать по пенопласту оказалось довольно сложно, по крайней мере человеческую фигуру. Тяжело было понять, стоит ли еще добавить массу пенопластом или наоборот срезать лишнее. Лепить из глины гораздо проще. Очень сложно было машировать складки ткани, потому что она была недостаточно жесткой и очень сильно мялась. Я думаю, что нужно было нанести на ткань еще немного столярного клея для большей прочности. В следующий раз, при изготовлении подобной работы, обязательно это учту. Самое интересное во всей работе была, пожалуй, роспись. Мне очень понравилось расписывать под бронзу масляными красками. Так же я узнала несколько новых для меня технологий: как с помощью клея ПВА и бронзового порошка сделать красивые блики на изделии, как создать иллюзию окислившейся бронзовой поверхности (зеленоватого цвета). Мне нравится конечный результат. Скульптура получилась очень хорошая. Было найдено замечательное решение для изготовления меча и весов, изготовлен неплохой каркас, очень удачно подобраны краски для росписи. В заключение могу сказать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Серегин И.Л. Театральная бутафория. М.: «Школьная книга». 2002 2.Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: «Искусство». 1989. С. 304
ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ 3. Фемида. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EC%E8%E4%E0 4. Липецкая газета. http://www.lpgzt.ru/aticle/16473.htm 5.Мифы народов мира. http://www.mifinarodov.com/korotko-o-mifah-drevnosti/femida-boginya-pravosudiya.html 6.Фемида – богиня правосудия. http://www.mifinarodov.com/korotko-o-mifah-drevnosti/femida-boginya-pravosudiya.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|