Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема специфичности эмоций




Р е ф е р а т

По психологии

 

На тему:

Психология эмоций

                                                      

                                              

                                                        

                

                                                        Выполнила: Студентка ПСИ-Д-2-1

                                                                                Абаева Инна Валериевна

                                                Проверил: Преподаватель

                                                                        Ридецкая Ольга Григорьевна                                             

2005

План

I Введение.

 

II Теоретическая часть.

1. Общая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций.

3. Проблема специфичности эмоций.

4. Выражение эмоций.

5. Теория универсальности эмоций.

6. Уровневая модель функционирования эмоций.

 

III Практическая часть.

1. Опросник «САН»  

2.Обработка результатов.   

 

IV Заключение.

 

V Список литературы.

 

                             Говорят, что несчастье — хорошая школа; может        

                                         быть. Но счастье есть лучший университет.

                                                                                                                                              А.С. Пушкин

Введение

  Психология эмоций. Что изучается этой областью психологии? Ответ очевиден – эмоции человека. Но что такое эмоция? Как и все, что изучает психология, она нематериальна, мы не можем ее ни увидеть, не потрогать. Но в отличие от других процессов мы можем достаточно ярко видеть ее проявление в поведении человека. Ведь на все, что происходит вокруг нас, мы как-то реагируем, а значит, показываем определенные эмоции.

  А теперь давайте попробуем представить себе, что мы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у гас радости, а известия о болезни друга — печали; нас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет нас равнодушным.                                                           

  У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать... Все функции и действия в моей жизни сохранились, но они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Мы видим, что теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет.

  На мой взгляд, сегодня данная тема очень актуальна. Ведь человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира, наша эмоциональность значительно превосходит элементарные эмоциональные реакции животных. А значит, логично будет предположить, что богатство эмоционального мира человека оказывается полезным для выживания и развития всего  человечества. Но каким образом это происходит? Об этом спорили и до сих пор спорят ученые.

  Объект данной работы – эмоциональная сфера жизни человека.

  Предмет – виды эмоций, переживаемые человекам.

  Цель исследования заключается в изучении общего эмоционального фона (и его отдельных составляющих) человека в возрасте 19-22 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения эмоций.

2. Описать функции эмоций.

3. Дать характеристику особенностей переживаемых человеком эмоций.

4. Разобраться в проблем специфичности и универсальности эмоций.

Методы исследования:

· Теоретический (анализ литературы по исследуемой теме)

· Практический (на основе опросника «САН» определить эмоциональное состояние человека в возрасте 19-22 лет).

 

Общая характеристика эмоций

  Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

  К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства и т. д. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций време­нем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) - форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
 Собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
Аффект -  форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.

  Настроение - это достаточно продолжитель­ное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических про­цессов.

 

Функции эмоции

  Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятель­ность человека. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике.

  Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Но каким образом это происходит? Для раскрытия этого вопроса предлагаю рассмотреть наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

  Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.

  Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций прояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина, при эмоции страха повышает способность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает рас­познать угрожающие стимулы.

  Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмо­цией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепля­ют приемлемые формы поведения.  Таким образом, суть следообразуюшей функции эмоций заключает­ся в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем.

  Функция побуждения и поддержания деятельности. Как  я уже отмечала, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от прогулки. То есть эмоции являются субъективной формой существования по­требностей. Во время осуществления деятельности  динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

  Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

  Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмо­ции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начина­ет смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто под­хватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмо­ций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаем­ся» с природой, произведениями искусства, животными и растени­ями.

  Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нару­шить эффективное протекание деятельности. И все же даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

 

Проблема специфичности эмоций

  Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Центральными для теории эмоций являются два вопроса: во-первых, вопрос о специфичности физиологического проявления эмоций. Другими словами, соответствует ли каждому эмоциональному состоянию уникальная конфигурация  физиологических реакций?

  Во-вторых, это вопрос о соотношении внешнего проявления и внутреннего переживания эмоций. Что возникает сначала: физиологические изменения или субъективное переживание? Влечет ли за собой переживание телесные изменения? Или может быть, что именно телесные реакции вызывают субъективные переживания? Как ни парадоксально, существует традиция «периферического» толкования эмоций (теория Джеймса — Ланге), суть которой заключается в следующем: мы испытываем страх оттого, что дрожим, а не дрожим оттого, что нам страшно; грустим, оттого, что у нас на глазах выступили слезы, а не плачем оттого, что нам грустно.

  В. Вундт предположил, что любое эмоциональное состояние  может быть представлено в виде точки в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами возбуждение — успокоение; удовольствие — неудовольствие; напряжение — разрядка.

  Некоторые простейшие эмоциональные формы включают в себя только одно из измерений, в то время как другие — два или три. Таким образом, эмоция представляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, что означает отсутствие качествен­ного своеобразия эмоциональных состояний. «Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд проме­жуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого друго­го чувства», — пишет В. Вундт в своем фундаментальном труде  «Ос­новы физиологической психологии».

  Гипотеза В. Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходе в противоположное в рамках одного измерения (напряже­ния в разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в ус­покоение) недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Р. Соломона. Он попытался объяснить широко известный факт, что за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная «эмоциональная расплата» в виде опустошения и подавленности, а за неприятным переживанием, наоборот, приподнятое настроение. Согласно этой концепции, каждая эмоция через несколько мгнове­ний после своего возникновения пробуждает противоположную эмоцию. Действие противоположной эмоции приводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращению организма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоция развивается поз­же, чем первоначальная, ее действие продолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Например, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположную эмоцию — во­сторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземле­ния.

  Причем чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная. Поэтому многие люди обожают смот­реть фильмы ужасов или намеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры и счастья примирения. Концепция Р. Соломона помогает нам понять необъяснимое до этого отсутствие логики во многих человеческий поступках. Вопреки здравому смыслу люди зачастую ищут отрицательных эмоций и избегают положительных. На самом деле происходит своеобразная «отсрочка» удовольствия, которое неизбежно последует за неприятностями.

  Предположение о том, что отдельные формы мимического выражения не имеют качественных особенностей и их можно представить в виде некоторого континуума или шкалы, получило дальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга. В его экспериментах  испытуемым предлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двум шкалам. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенные В. Вундтом (удовольствие — неудовольствие и принятие — отталкивание). Впоследствии Шлоссберг добавил третью шкалу сон — напряжение, сделав аналогию с концепцией В. Вундта полной. В результате была создана шкала Шлоссберга. Она является круговой и включает шесть основных категорий: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение.

  Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эм­пирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, мож­но определить содержание переживаемой эмоции.

 

Выражение эмоций

  По каким признакам можно определить, что человек переживает некоторую эмоцию? Как мы можем узнать, что именно чувствует в данный момент человек, какое именно  эмоциональное состояние он переживает? Безусловно, самый простой способ узнать об этом это спросить его самого. «Мне весело», «Мне грустно», «Ябоюсь» и т. д. — каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однако всем нам известно, что полноценно выразить эмоцию в словах невозможно. Именно поэтому внимание ученых всегда привлекали объективные, не связанные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний. Для определения наличия переживания эмоции выделяют пять уровней проявления эмоций.

1. Субъективный план проявления эмоций.

2. Проявление эмоций в поведении.

3. Проявление эмоций в речи.

4. Вегетативный уровень проявления эмоций.

5. Проявление эмоций на биохимическом уровне.

  П. Экман и В. Фризен выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адапта ционные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения интенсивности эмоции, например размахивание руками в состоянии возбуждения;

4) демонстрация — намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики, например нахмуривание бровей при гневе, улыбка;

 5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах. К этим выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса.         

      

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...