Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовая карта методики САН




Фамилия, инициалы ________________________________________________

Пол ________________________ Возраст _______________________________

Дата _________________________ Время_______________________________

 

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым    

3. Пассивный                      3 2 1 0 1 2 3 Активный  

4. Малоподвижный            3 2 1 0 1 2 3 Подвижный

5. Веселый                          3 2 1 0 1 2 3 Грустный

6. Хорошее настроение    3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение

7. Работоспособный          3 2 1 0 1 2 3 Разбитый

8. Полный сил                   3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный

9. Медлительный               3 2 1 0 1 2 3 Быстрый   

10. Бездеятельный             3 2 1 0 1 2 3 Деятельный

11. Счастливый                  3 2 1 0 1 2 3 Несчастный

12. Жизнерадостный         3 2 1 0 1 2 3 Мрачный

13. Напряженный              3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный

14. Здоровый                     3 2 1 0 1 2 3 Больной

15. Безучастный                3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный

16. Равнодушный              3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный

17. Восторженный            3 2 1 0 1 2 3 Унылый

18. Радостный                   3 2 1 0 1 2 3 Печальный                   

19. Отдохнувший              3 2 1 0 1 2 3 Усталый

20. Свежий                        3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный

21. Сонливый                    3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный

22. Желание отдохнуть   3 2 1 0 1 2 3 Желание работать

23. Спокойный                  3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный

24. Оптимистичный          3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный

25. Выносливый                3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый

26. Бодрый                         3 2 1 0 1 2 3 Вялый

27. Соображать трудно    3 2 1 0 1 2 3   Соображать легко

28. Рассеянный                  3 2 1 0 1 2 3 Внимательный

29. Полный надежд          3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный

30. Довольный                   3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

 

  Для проведения исследования я выбрала вышеописанную методику потому, что в ней оценивается как общий эмоциональный фон, так и отдельные его составляющие: самочувствие, активность и настроение. Испытуемыми выступали девушки и юноши 19-22 лет. Всего 50 человек. Исследование я проводила в два этапа – утром и вечером, с целью определить динамику изменения эмоций в течении дня. То есть влияние времени суток, усталости испытуемого и т.д. Соответственно результаты проведенного исследования я оценила по нескольким параметрам.

  При обработке результатов я в первую очередь посчитала нужным ввести еще один показатель (кроме тех, что предложены в методике), который бы отражал среднее арифметическое уже данных трех показателей, и назвала его общим эмоциональным фоном. Подсчитала результаты, составила таблицы и для наглядности привела также диаграммы.

  В первой таблице и диаграмме (см. Таблица 1)  я привела обобщенные данные по всей выборке испытуемых. Если исходить из того что максимальное значение баллов может достигать 7, то самочувствие оказывается выше среднего показателя, так же как и активность. Настроение несколько выше. Общий эмоциональный фон выше среднего.

  Далее я решила разделить результаты исследования исходя из половой принадлежности испытуемых. В результате появилась следующая таблица (см. Таблица 2), которая показывает, что по всем трем показателям у юношей числовые значения несколько меньше, чем у девушек. Соответственно общий эмоциональный фон подтверждает эту картину.

  И наконец, проследила динамику эмоционального состояния утром и вечером (см. Таблица 3). Как я и ожидала, общим эмоциональный фон по сравнению с утром к вечеру снизился, хотя и не намного.

  Если посмотреть на все три диаграммы, то мы увидим, что показатель настроения во всех трех на порядок выше остальных показателей. Я считаю, это говорит о том, что настроение менее всего подвержено влиянию усталости человека, времени суток, погодных условий или каких-нибудь других факторов, в отличие от самочувствия и активности.     

 

Таблица 1

Самочувствие 4,35
Активность 4,22
Настроение 5,20
Общий эмоциональный фон 4,59

 

 

Таблица 2

  Юноши Девушки
Самочувствие 4,22 4,64
Активность 4,16 4,46
Настроение 5,18 4,98
Общий эмоциональный фон 4,52 4,69

 

   

Таблица 3

  Утро Вечер
Самочувствие 4,5 4,17
Активность 4,42 4,03
Настроение 5,21 5,19
Общий эмоциональный фон 4,71 4,46

Заключение

  В своей работе я постаралась  наиболее полно охватить основные моменты, изучаемые психологией эмоций. Постаралась дать ответ на вопрос «Что такое эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

   Попробуйте рассказать о своей эмоции другому челове­ку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каж­дый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удив­ление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это говорит о том, что любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претер­певаем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, пережи­ваем ее и, в-третьих, выражаем.

 Я также пришла к выводу, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире.      

         Еще раз подчеркну, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

  Выше я уже писала о том, что су­ществуют данные, что механизмы, связанные с выражением и пере­живанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функци­ей лобных долей коры правого полушария. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный раз­говор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигни­те правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!

 

 

Список литературы

1. «Психология» под ред. В. В. Нурковой, Н. Б. Березанской. Москва, изд-во «Высшее образование», 2005г.

2. Ч. Дарвин «Выражение эмоций у человека и животных». Москва, изд-во «Просвещение», 1977г.

3. К. Е. Изард «Эмоции человека», Москва 1980г.

4. В. К. Вилюнас «Основные проблемы психологической терии эмоции», Москва 1976г.

5. «Психологические тесты» под ред. А. А. Карелина, изд-во «Владос», Москва 2003г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...