Типовая карта методики САН
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фамилия, инициалы ________________________________________________ Пол ________________________ Возраст _______________________________ Дата _________________________ Время_______________________________
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной 15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный 16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный 17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый 18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный 19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый 20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный 21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный 22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать 23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный 24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный 25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый 26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый 27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко 28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный 29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
Для проведения исследования я выбрала вышеописанную методику потому, что в ней оценивается как общий эмоциональный фон, так и отдельные его составляющие: самочувствие, активность и настроение. Испытуемыми выступали девушки и юноши 19-22 лет. Всего 50 человек. Исследование я проводила в два этапа – утром и вечером, с целью определить динамику изменения эмоций в течении дня. То есть влияние времени суток, усталости испытуемого и т.д. Соответственно результаты проведенного исследования я оценила по нескольким параметрам. При обработке результатов я в первую очередь посчитала нужным ввести еще один показатель (кроме тех, что предложены в методике), который бы отражал среднее арифметическое уже данных трех показателей, и назвала его общим эмоциональным фоном. Подсчитала результаты, составила таблицы и для наглядности привела также диаграммы. В первой таблице и диаграмме (см. Таблица 1) я привела обобщенные данные по всей выборке испытуемых. Если исходить из того что максимальное значение баллов может достигать 7, то самочувствие оказывается выше среднего показателя, так же как и активность. Настроение несколько выше. Общий эмоциональный фон выше среднего. Далее я решила разделить результаты исследования исходя из половой принадлежности испытуемых. В результате появилась следующая таблица (см. Таблица 2), которая показывает, что по всем трем показателям у юношей числовые значения несколько меньше, чем у девушек. Соответственно общий эмоциональный фон подтверждает эту картину. И наконец, проследила динамику эмоционального состояния утром и вечером (см. Таблица 3). Как я и ожидала, общим эмоциональный фон по сравнению с утром к вечеру снизился, хотя и не намного. Если посмотреть на все три диаграммы, то мы увидим, что показатель настроения во всех трех на порядок выше остальных показателей. Я считаю, это говорит о том, что настроение менее всего подвержено влиянию усталости человека, времени суток, погодных условий или каких-нибудь других факторов, в отличие от самочувствия и активности.
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Заключение В своей работе я постаралась наиболее полно охватить основные моменты, изучаемые психологией эмоций. Постаралась дать ответ на вопрос «Что такое эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Попробуйте рассказать о своей эмоции другому человеку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каждый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удивление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это говорит о том, что любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, переживаем ее и, в-третьих, выражаем. Я также пришла к выводу, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире.
Еще раз подчеркну, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Выше я уже писала о том, что существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функцией лобных долей коры правого полушария. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный разговор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигните правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!
Список литературы 1. «Психология» под ред. В. В. Нурковой, Н. Б. Березанской. Москва, изд-во «Высшее образование», 2005г. 2. Ч. Дарвин «Выражение эмоций у человека и животных». Москва, изд-во «Просвещение», 1977г. 3. К. Е. Изард «Эмоции человека», Москва 1980г. 4. В. К. Вилюнас «Основные проблемы психологической терии эмоции», Москва 1976г. 5. «Психологические тесты» под ред. А. А. Карелина, изд-во «Владос», Москва 2003г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|