Практика в суде Московского района города Минска
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Юридический факультет
Отчёт о прохождении Летней учебной практики
Выполнила: студент 3 курса, 1 группы, юридического факультета БГУ специальности «Правоведение» очной формы обучения Горецкий Алексей Станиславович _________________ (подпись студента)
Руководитель практики: Шепелев И. В.
МИНСК
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Практика в суде Московского района города Минска…………………………………………………………………………......3 2. Практика в прокуратуре Московского района города Минска………………………………………………………………....................12 3. Заключение….…………………………………………………………….25
Практика в суде Московского района города Минска На основании Приказа Председателя суда Московского района г. Минска я был принят на прохождение учебной практики в суд Московского района г. Минска на период с 05.07.2011 г. по 18.07.2011 года. Непосредственным руководителем практики в суде Московского района г. Минска была заведующая канцелярии по уголовным делам суда Московского района г. Минска Варакса Юлия Михайловна. Непосредственными задачами при прохождении учебной практики в суде были следующие: - изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие правовое положение и деятельность общих судов; - ознакомиться с работой канцелярии суда, ведением делопроизводства, распределением обязанностей между работниками канцелярии, а также иными работниками суда; - ознакомиться с порядком регистрации и учета уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и других материалов;
- ознакомиться с функциональными обязанностями секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи), правилами ведения и оформления протокола судебного заседания; - изучить несколько конкретных гражданских дел и дел об административных правонарушениях; - изучить порядок подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании; - присутствовать при рассмотрении изученных (или других) дел в судебном заседании и составить проекты соответствующих судебных постановлений;
- проанализировать деятельность участников процесса по осуществлению ими своих прав и обязанностей в судебном заседании; - ознакомиться с порядком обращения к исполнению судебных постановлений, вступивших в законную силу, и работой судебного исполнителя; - по поручению судьи составить проекты писем, представлений и других документов в соответствующие органы. При прохождении практики я ознакомился с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовое положение и деятельность общих судов в Республике Беларусь. Правовую основу деятельности общих судов составляют: 1. Конституция Республики Беларусь 1994 г.; 2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 77 – З) 3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 284 – З); 4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 285 – З); 5. Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 198 – З);
6. Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 октября 2001 г. № 311 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде» (в т. ч. с изм. и доп., внесенными Приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.01.2011 г.) 7. Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 «Об утверждении инструкции по исполнительному производству» (в т. ч. с изм. и доп., внесенными Приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.11.2010 г.). Суд Московского района г. Минска входит в единую систему общих судов. Компетенция районных (городских) судов закреплена в ч. 1 ст. 31 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – КоСиСС): - рассмотрение в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, а также в качестве суда первой инстанции уголовных дел и дел об административных правонарушениях; - рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях; - рассмотрение материалов об исполнении судебных постановлений; - изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики; - осуществление иных полномочий в соответствии с законодательными актами. В ходе прохождения практики в суде Московского района г. Минска я ознакомился с работой канцелярии суда, ведением делопроизводства, с порядком регистрации и учета уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и других материалов. Обязанности по ведению делопроизводства возлагаются на заведующего канцелярией. Заведующий канцелярией организует работу соответствующей канцелярии, руководит работой секретарей судебного заседания и архива суда. На заведующего канцелярией возлагаются следующие обязанности: - распределение поступившей корреспонденции; - ведение нарядов, книг и журналов учета; - контроль за ведением документов первичного статистического учета (учетно-статистических карточек по уголовным и гражданским делам и др.), правильным и своевременным составлением статистических отчетов; - учет и регистрация поступающих в суд обращений граждан (кроме жалоб на приговоры, решения и определения) и контроль за сроками их исполнения;
- контроль за исполнением постановлений высших органов власти о помиловании, за исполнением поручений органов юстиции, вышестоящих судов и других органов; - контроль за своевременной отправкой дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; - учет частных определений и контроль за ведением переписки по их исполнению; - ведение приказов и распоряжений по суду, личных дел и карточек учета сотрудников суда; - контроль за ведением и исполнением сводных и контрольных исполнительных производств; - организация работы по учету и хранению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов и вещественных доказательств; - организация учета служебных изданий, поступающих в суд; - выполнение других поручений председателя суда, его заместителя и помощника. На секретарей судебного заседания возлагаются обязанности по ведению делопроизводства по уголовным и гражданским делам. В частности, к этим обязанностям относятся: - вызов участников процесса и свидетелей; - выписка исполнительных листов; - регистрация, учет и хранение уголовных, гражданских, административных дел и материалов; - ведение журналов и карточек; - подготовка и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений, постановлений суда и контроль за получением сообщений об исполнении; - составление статистических отчетов; - регистрация и учет исполнительных документов, передаваемых на исполнение судебным исполнителям; - подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов и карточек. Все уголовные и гражданские дела, поступившие для рассмотрения в суд, после регистрации по журналу входящих документов регистрируются на учетно-статистических карточках и в алфавитном указателе. Так, в период прохождения практики в канцеляриях по гражданским и уголовным делам я регистрировал дела на учётно-статистических карточках для уголовных и гражданских дел.
По истечении календарного года учетно-статистические карточки на дела, не рассмотренные до конца года, переносятся в картотеку нового года. На каждой учетно-статистической карточке и в каждом таком деле указываются два порядковых номера: в числителе - прошлого и в знаменателе - нового года. Нумерация дел, поступивших в новом году, начинается с того номера, который является очередным после перерегистрации для предыдущего года. В картотеку прошлого года взамен изъятых карточек вкладываются карточки-заменители, на которых отмечается порядковый номер по нумерации прошлого года и делается надпись о перенесении в картотеку текущего года с указанием нового порядкового номера. Дела лиц, привлекаемых к административной ответственности, регистрируются в журнале регистрации материалов об административных правонарушениях и в алфавитном указателе к журналу. Для регистрации и учета уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях им присваиваются соответствующие номера. Такие номера включают соответствующий индекс и порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу. Для учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, в канцелярии суда ведутся журналы учёта дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании. Регистрация и учет, подготовка к рассмотрению в судебном заседании дел об административных правонарушениях производятся по общим правилам, установленным для гражданских и уголовных дел с соблюдением некоторых особенностей, изложенных в Инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях суд представляет в территориальные учетные подразделения органов внутренних дел следующие регистрационные карточки: об административном правонарушении по форме 1-АП; о результатах обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении по форме 2-АП. Фиксация сведений об административном правонарушении осуществляется регистрирующим органом (органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях) непосредственно в банке данных регистрационной информации о правонарушениях не позднее трех суток после вынесения постановления о наложении административного взыскания, а также в журнале регистрации административных правонарушений. В период прохождения практики я ознакомился с функциональными обязанностями секретаря судебного заседания, правилами ведения и оформления протокола судебного заседания.
Основными функциональными обязанностями секретаря судебного заседания являются следующие: - выполнение необходимой работы при приеме судьей граждан: подготовка запросов, писем, выписка повесток и т. д.; - составление и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; - выполнение необходимой работы при назначении и подготовке судебного разбирательства; - вызов в судебное заседание лиц, о необходимости вызова которых судья указал в постановлении о назначении судебного разбирательства; - проверка явки лиц, которые вызывались в судебное заседание, и отметка на повестках времени их нахождения в суде; - ведение протоколов судебных заседаний; - оформление уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях после проведения судебного заседания; - ведение журнала учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, отметка о результатах рассмотрения; - выполнение иной работы по поручению председателя суда, его заместителя, судей и заведующего канцелярией. Одной из важнейших обязанностей секретаря судебного заседания является ведение протокола судебного заседания. Правила оформления протокола судебного заседания в рамках уголовного процесса закреплены в ст. 308 УПК. Так, протокол может быть написан от руки или подготовлен с помощью технических средств. Для обеспечения полноты протокола могут применяться стенографирование, звуко- или видеозапись. К протоколу могут прилагаться в письменной форме речи участников судебных прений. Протокол судебного заседания должен быть подготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания не позднее десяти суток после окончания судебного разбирательства. Правила оформления и составления протоколов судебного заседания по гражданским делам закреплены в Главе 20 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК). Так, согласно ч. 3 ст. 175 ГПК протокол должен быть составлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам в течение 5 дней. Во время прохождения практики в суде Московского района г. Минска я присутствовал при рассмотрении 3 уголовных и 2 гражданских дел. Все 3 уголовных дела были связаны с обвинением лиц в совершении различных хищений (2 уголовных дела по обвинению в совершении краж, 1 уголовное дело по обвинению в совершении мошенничества). По всем 3 уголовным делам был вынесен обвинительный приговор. Среди гражданских дел одно было связано с признанием сделки недействительной, а именно признание недействительным договора дарения в силу заблуждения о природе самой сделки: лица пожилого возраста заключив договор дарения квартиры считали, что одаряемый будет обязан о них заботиться, т. е. имелся в виду не договор дарения, а договор пожизненного содержания с иждивением. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что соистцы (муж и жена пожилого возраста) все же осознавали, что заключают именно договор дарения, а не договор пожизненного содержания с иждивением. Основным мотивом подачи иска являлась неудовлетворенность в том, что одаряемый (их дочь) переселилась в квартиру, которая являлась предметом дарения, и тем самым стеснила родителей. Вторым гражданским делом, при рассмотрении которого я присутствовал, было дело о расторжении брака. В данном деле я не просто присутствовал, но и составил проект протокола судебного заседания. За время прохождения практики я неоднократно подготавливал проекты писем, представлений, запросов в государственные органы и иные организации. В период прохождения практики я ознакомился с порядком обращения к исполнению судебных постановлений, вступивших в законную силу, и работой судебного исполнителя. К компетенции судебных исполнителей относятся: - вопросы возбуждения исполнительного производства; - контроль за добровольным исполнением; - принудительное исполнение; - возвращение исполнительного документа взыскателю; - определение расходов по исполнению; - принятие мер по установлению местонахождения должника; - совершение иных действий. Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право: - вызывать в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; - истребовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц сведения о счетах и вкладах, а также имуществе, находящемся на хранении; - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые должником, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты, если иное не предусмотрено действующим законодательством. - в необходимых случаях опечатывать помещения, хранилища и имущество должника; - налагать арест на имущество должника и производить его опись; - обращать взыскание на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц; - осуществлять иные предусмотренные законодательством меры по исполнению исполнительных документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|