Учебная практика в прокуратуре Московского района г. Минска
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На основании Приказа Прокурора Московского района г. Минска я был принят на прохождение учебной практики в прокуратуру Московского района г. Минска на период с 19.07.2011 г. по 01.08.2011 г. Непосредственным руководителем практики в прокуратуре Московского района г. Минска являлся стажер на должности следователя Ермаков Олег Анатольевич. Непосредственные задачи при прохождении учебной практики в органах прокуратуры были закреплены в индивидуальном задании, выданном мне руководителем практики от БГУ, и содержащиеся в дневнике производственной практики. К ним, в частности, относится: - изучение нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение и деятельность органов прокуратуры; - ознакомление с организацией делопроизводства, с порядком поступления, регистрации следственных дел, вещественных доказательств, жалоб; - принятие участия в проверке заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; - принятие участия в проверках законности задержания, применения мер пресечения, условий содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, подготовка проектов соответствующих актов прокурорского реагирования на выявленные правонарушения; - ознакомление с работой прокурора по надзору за соответствием законодательству судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении, принятие участия в проверках при осуществлении прокурором надзора за исполнением законодательства. К отчету прилагается дневник, в котором отражено содержание и последовательность проделанной мною работы. При прохождении практики я ознакомился с актами законодательства, регламентирующими правовое положение и деятельность органов прокуратуры в Республике Беларусь.
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют: 1. Конституция Республики Беларусь 1994 г.; 2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 284 – З); 3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 285 – З); 4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 284 – З); 5. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. № 204 – З (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 20 - З); 6. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь» (в т.ч. с изм. и доп., внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 99); 7. Приказы Генерального прокурора Республики Беларусь; 8. Приказы и указания прокурора г. Минска. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. В соответствии со ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
1. точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; 2. исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 3. исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; 4. соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; 5. соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. В науке данные направления деятельности органов прокуратуры именуют «отраслями прокурорского надзора». Прокуратура также координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Основными принципами деятельности прокуратуры на основании ст. 5 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» являются принципы законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора. Прокуратура Московского района г. Минска входит в единую и централизованную систему органов прокуратуры. В соответствии со статьей 20 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: прокуратуры районов в городах возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей. Полномочия прокуроров районов в городах закреплены в статье 25 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: прокуроры районов руководят деятельностью соответствующей прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами, в т. ч. назначают на должности и освобождают от должностей работников соответствующей прокуратуры.
Для устранения нарушений законодательства прокурорские работники вправе выносить акты прокурорского надзора, перечень которых легально закреплен в Главе 10 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». К ним, в частности, относятся: 1. Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по его исполнению. 2. Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.
3. Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора. 4. Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю. 5. Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений. В период прохождения практики в прокуратуре Московского района г. Минска я ознакомился с организацией делопроизводства в органах прокуратуры, а также с порядком поступления и регистрации следственных дел, жалоб, вещественных доказательств. Основополагающим нормативным правовым актом в данной области является Инструкция по делопроизводству в прокуратуре Республики Беларусь, утвержденная приказом Генерального прокурора Республики Беларусь № 50 от 01.07.2009 года. Данная инструкция определяет порядок приема, учета, регистрации, подготовки, оформления, размножения, контроля за использованием документов, формирования их в дела и надзорные производства, хранения и использования их на бумажных и электронных носителях. Основным структурным подразделением, на которое возложены функции по ведению делопроизводства является канцелярия прокуратуры. С соблюдением правил, установленных вышестоящей Инструкцией, я участвовал в составлении в составлении процессуальных документов, ознакомился с порядком ведения базы данных обращений граждан в прокуратуру.
Во время прохождения учебной практики я принял участие в проверках заявлений и сообщений о совершенных преступлениях. Согласно ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) заявления граждан, в т. ч. явка с повинной, наряду с сообщениями должностных лиц государственных органов и иных организаций, а также с сообщениями о совершенных преступлениях в средствах массовой информации и непосредственным обнаружением органом уголовного преследования признаков, указывающих на признаки преступления, - являются поводами к возбуждению уголовного дела. Органы прокуратуры регистрируют заявления и сообщения о совершенных преступлениях и при наличии оснований, предусмотренных ст. 167 УПК возбуждают уголовные дела. Порядок подачи заявлений и сообщений о совершенных преступлениях закреплен в УПК. Так, согласно ст. 168 УПК: заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными. При этом, письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором, принявшими заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Порядок принятия и регистрации сообщений о преступлении урегулирован ст. 169-171 УПК. По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о совершаемых преступлениях прокурор вправе принять одно из 4 решений: возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления, сообщения по подследственности, о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить уголовное дело частного обвинения. При этом до возбуждения уголовного дела для определения наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела можно осуществлять ограниченный круг процессуальных действий, перечень которых закреплен в ч. 2 ст. 173 УПК. К ним относятся: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование дополнительных документов, производство осмотра места происшествия, трупа, местности, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, извлечение трупа из места захоронения (эксгумация). Во время прохождения учебной практики я принял участие в проведении ряда процессуальных действий, которые осуществлялись в ходе проверки заявлений и сообщений о совершенных преступлениях. Один из таких эпизодов будет сейчас мною приведен. Так, в прокуратуру Московского района г. Минска поступило заявление от гражданина А. о причинении ему телесных повреждений сотрудником органов внутренних дел Б. Гражданином А. в подтверждение факта нанесения телесных повреждений была предоставлена справка из учреждения здравоохранения. Для проверки достоверности факта причинения телесных повреждений, а также установления наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела был проведен ряд процессуальных действий. В частности, были получены объяснения сотрудника органов внутренних дел Б., который рассказал, что действительно нанес гражданину А. телесные повреждения, но сделал это в состоянии необходимой обороны, т.к. гражданин А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, беспричинно начал к нему приставать и собирался применить к нему физическую силу. Учитывая, что конфликт произошел на улице, на которой была установлена видеокамера, то была истребована видеозапись, на которой отчетливо видно, что гражданин А. сам первоначально начал приставать к Б., который сначала пытался избежать конфликта, но, когда А. начал применять к нему физическую силу, то сам в целях самообороны применил ее. По результатам проверки прокурором было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Во время прохождения учебной практики я ознакомился с порядком применения мер процессуального принуждения в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также принял участие в проверках законности задержания, применения мер пресечения. По результатам данных мероприятий мною были подготовлены проекты протоколов процессуальных действий, а также проекты актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения. Перечень мер процессуального принуждения, применяемых к подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе, закреплен в Разделе IV УПК. Все меры процессуального принуждения можно разделить на 3 группы: задержание, меры пресечения, иные меры процессуального принуждения. К мерам пресечения относятся: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под присмотр, залог, домашний арест, заключение под стражу. К иным мерам процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество. Так, в процессе прохождения практики я непосредственно ознакомился с процессуальным порядком осуществления задержания. Согласно ст. 107 УПК задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. При этом задержание производится по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, на основании постановления органа уголовного преследования, или же на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В частности, я на практике ознакомился с процедурой задержания лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Так, гражданин Л. подозревался в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 139 УК, находился в розыске и был задержан сотрудниками органов внутренних дел. Мною с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 110 УПК, были составлены проекты протокола задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, а также протокола разъяснения порядка обжалования задержания и уведомления прокурора о совершенном задержании. Учитывая, что срок задержания лица по общему правилу не должен длиться свыше 72 часов (ст. 108 УПК), то мною был составлен проект постановления об освобождении задержанного Д., который находился под стражей 72 часа и не было дальнейшей необходимости в изоляции его от общества. Также на практике мною был изучен порядок применения в отношении подозреваемых и обвиняемых мер пресечения. Одной из мер пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении. Согласно ст. 120 УПК: подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. Мною с соблюдением ст. 120 УПК был составлен проект постановления о применении в отношении обвиняемого М. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. С соблюдением правил, предусмотренных ст. 126 УПК, мною был составлен проект постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Д., обвиняемого в совершении тяжкого преступления. Также я принимал участие в проверке законности применения мер процессуального принуждения. Незаконные постановления впоследствии отменялись прокурором на основании п. 5 ч. 5 ст. 34 УПК. За время прохождения практики я несколько раз присутствовал при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции, а также ознакомился с выполнением своих профессиональных обязанностей государственным обвинителем. Согласно п. 3 ст. 6 УПК государственным обвинителем является прокурор, поддерживающий государственное обвинение и осуществляющий иную процессуальную деятельность при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Во время проведения судебных заседаний мною был изучен порядок действий государственного обвинителя в судебных слушаниях. Особое внимание было обращено на его участие в судебном следствии и судебных прениях. В ходе прохождения практики я ознакомился с основными направлениями деятельности органов прокуратуры в различных отраслях прокурорского надзора. Наиболее полным образом мною было изучен надзор за соблюдением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Согласно ст. 30 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц. С другой стороны, нельзя относить к надзору за соблюдением законодательства на досудебных стадиях уголовного процесса только полномочия прокурора, предусмотренные п. 5 ст. 34 УПК, т.к. данные полномочия касаются осуществления надзора за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания. Но досудебное производство кроме стадии осуществления предварительного расследования включает также и стадию возбуждения уголовного дела, в процессе которого прокурор также обладает определенными полномочиями по надзору за законностью на данной стадии. Перечень данных полномочий перечислен в ст. 179 УПК. Поэтому формально надзор за соблюдением законности на досудебных стадиях уголовного процесса можно разделить на 2 группы: надзор за соблюдением законности на стадии возбуждения уголовного дела и надзор за соблюдением законности на стадии предварительного расследования. Кроме УПК порядок осуществления надзора на досудебных стадиях уголовного процесса также урегулирован приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 17.06.2011 г. № 27 «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением закона органами предварительного расследования». При изучении осуществления надзора за соблюдением законности на стадии возбуждения уголовного дела мною было осуществлено ознакомление с постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенными органами уголовного преследования (преимущественно органами внутренних дел). В ходе изучения данных материалов были выявлены материалы, которые не в полной мере соответствовали закону. Часть из них впоследствии была отменена на основании п. 2 ст. 179 УПК, а материалы были направлены для проведения дополнительной проверки. Часть из них была отменена, и было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Одним из дел, изученных мною, по которым сначала ОВД было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а затем оно было отменено, и прокурором было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, было следующее. Граждане А. и Б. в целях приобретения денежных средств решили под видом наркотиков продать обычные таблетки «Парацетам». Они нашли покупателей, но во время сбыта таблеток были задержаны сотрудниками органов внутренних дел. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено на основании того, что в деянии А. и Б. отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 328 УК (незаконный оборот наркотиков), т.к. отсутствует предмет преступления. С другой стороны, в действиях А. и Б. есть признаки покушения на хищение имущества путем мошенничества. Соответственно органом дознания должно было быть возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 14, ч. 2. ст. 209 УК. В ходе ознакомления с надзором за соблюдением законности на стадии предварительного расследования особое внимание обращалось на соблюдение правовой процедуры осуществления следственных и иных процессуальных действий, составления протоколов процессуальных действий, а также соблюдения установленных сроков осуществления предварительного расследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прохождение учебной практики в прокуратуре Московского района города Минска, а также в суде Московского района города Минска позволило мне применить и углубить теоретические знания, полученные мною на юридическом факультете БГУ, а также расширить практические навыки работы. Последовательное и системное выполнение мною перечня задач, закрепленных в индивидуальном задании учебной практики, позволило мне ознакомиться с особенностями функционирования районной прокуратуры и районного суда, изучить порядок правоприменения, осуществляемый органами прокуратуры и органами судебной власти, а также проанализировать компетенцию и порядок выполнения своих обязанностей работниками данных органов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|