Глава 2. Практическое исследование нравственной сферы дошкольников
Программа исследования
Изучив теоретические аспекты взаимосвязи игры и нравственного развития детей дошкольного возраста, можно перейти к практической части. Цель исследования: рассмотрение игры как средства нравственного развития дошкольников. Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволяет развивать у дошкольника представления о нравственном поведении. Задачи исследования: . Провести диагностику нравственной сферы у детей дошкольного возраста. . Практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении. . Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию общих и специальных способностей в детском возрасте. Практическую работу проводили в два этапа: этап - диагностика нравственной сферы у детей дошкольного возраста. этап - проведение игрового занятия для дошкольников. Опытно-практическая часть проводилась в подготовительной группе МАДОУ "Детский сад № 140" г. Тюмени. В исследовании участвовали 15 дошкольников. Рассмотрим методику проведения каждого этапа исследования. 1. Диагностика нравственной сферы у детей дошкольного возраста. В проведении эксперимента нами были использованы две методики. Приведем их описания. . Методика "Закончи историю". Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально. Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи. Примеры ситуаций
История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил… Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов: баллов - ребенок не может оценить поступки детей; балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует; балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку; балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. . Методика "Сюжетные картинки". Методика "Сюжетные картинки" предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный. Обработка результатов: баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны; балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо; балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т.д. 2. Проведение игрового занятия. При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования. А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование - это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога. Наша задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения: углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье; упражнять в определении настроения по выражению лица;
упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей; упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям; учить проявлять внимание к родным и знакомым. Игровое занятие проходило по следующим этапам: . Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие. . Беседа о настроении. Дети опытным путём получают знания о взаимосвязи настроения с поступками окружающих. Учатся определять настроение. . В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации игровых действий. Реализация игровой методики происходила следующим образом: Беседуем с ребятами: Представьте себе, что вы идёте из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке. Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру "Определение настроения членов семьи". Мы показываем детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их диалог. А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки? Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре "Закончи предложение": Папа расстроен из-за. Мама огорчилась потому что. Дедушка посмотрел на меня строго, потому что. Младший брат расплакался из-за. Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником, как в этом стихотворении:
Попробуй волшебником стать. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой: понять и исполнить желанье другого - одно удовольствие, честное слово! А что же сестренка скучает в сторонке? Волшебник, что-нибудь сделай сестренке! И ты обернулся ретивым конем - галопом сестренка помчалась на нем! Хоть мама еще не вернулась с работы, не трудно узнать ее думы-заботы. "Вернусь - хорошо бы пошить, почитать. Да надо с уборкой возиться опять". И ты совершаешь веселое чудо - ковер засверкал, засияла посуда! И ахнула мама, вернувшись домой: Да это как в сказке, волшебник ты мой! Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево! Поиграем в игру "Чудо-дерево". Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву! Дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева. Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу. Хотите ли вы сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга? Мы поиграем в игру "Сделай комплимент". Посмотрите на эти картинки-символы! Как вы думаете, что они обозначают? (членов семьи). Как вы их узнали? Мы раскладываем картинки-символы на столе изображением вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты. Ребята, я предлагаю вам продолжить эту игру: сделайте комплименты всем своим близким и поднимите им настроение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|