Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические рекомендации по развитию нравственности дошкольников




 

Проведенное теоретическое и практическое исследование показало, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволяет развивать у дошкольника представления о нравственном поведении. В связи с чем, в качестве рекомендаций по развитию нравственности дошкольников можно предложить использовать в воспитании дошкольников именно игры.

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней - это тоже критерии нравственного воспитания.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда должны обращаться к игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Ролевая игра дошкольника - своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих.

Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок старшего дошкольного возраста в игре "схватывает" общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узко семейного круга.


Заключение

 

Итак, в результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволяет развивать у дошкольника представления о нравственном поведении.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

. Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а, прежде всего, нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением.

. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.


Список литературы

 

1.  Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. - Таллин, 1984. - 80с.

2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995.

.   Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.33-35.

.   Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982. - т.4. - 386с.

.   Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984. - 218с.

.   Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.

.   Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С.100-106.

.   Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей. - М.: Ось - 89, 2002. - 36с.

.   Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред.В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1980. - 320с

.   Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001. - 576с.

.   Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.14-23.

.   Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры - к развитию личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С.78-81.

13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - 320с.

14. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

15. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.

16. Леднева С. Путешествуем, играем, познаём и развиваем // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.38-45.

17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983. - Т.1. - С.303-323.

.   Лешли Д. Работа с маленькими детьми. - М., 1991. - 124с.

.   Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 84с.

20. Мир детства. Дошкольник / Под ред.А.Г. Хрипковой, отв. ред. А.В. Запорожец. - 2 изд. - М.: Педагогика, 1987. - 256с.

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

.   Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

23. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.33-37.

24. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С.73-76.

25. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

26. Ушинский К.Д. Сочинения. - М.: Лениздат, 1950. - Т.8. - 540с.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 410с.


Приложения

Приложение 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

№ п/п Испытуемый Называет нравственную норму Оценка поведения детей Мотивировка оценки Количество баллов
1 Олег + + + 3
2 Рома + + - 2
3 Витя + + + 3
4 Аня - + - 1
5 Вера + + + 3
6 Максим + + + 3
7 Оля + + - 2
8 Сережа - - - 0
9 Леня + + - 2
10 Илья + + + 3
11 Антон + + + 3
12 Ксюша + + - 2
13 Наташа + + - 2
14 Эля + + + 3
15 Игорь + + + 3

Приложение 2

Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников

№ п/п Испытуемый Раскладывание картинок Обоснование своих действий Эмоциональные реакции Количество баллов
1 Олег + + +/- 2
2 Рома + + + 3
3 Витя + + + 3
4 Аня + + +/- 2
5 Вера + + +/- 2
6 Максим + + + 3
7 Оля + + + 3
8 Сережа + - - 1
9 Леня + + - 2
10 Илья + + +/- 2
11 Антон + + + 3
12 Ксюша + - - 1
13 Наташа + + + 3
14 Эля + + + 3
15 Игорь - - - 0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...