Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Актуальность исследования развития ребенка. Связь психологии развития с другими науками. В детской психологии актуальны исследования, связанные с механизмами и факторами, обеспечивающими вхождение ребенка в мир взрослого, интериоризацию полученных знаний при общении. Актуальность и интерес психологии развития обусловлены парадоксами психического развития: 1) Беспомощность человека в начале онтогенеза и могущество индивидуально развитой личности в зрелости; 2) Стабильность ЦНС в процессе психического развития; 3) Универсальность человека и многообразие индивидуальных траекторий развития; 4) Человек не способен полноценно развиваться вне человеческого общества. Разлука и депривация действуют на ребенка разрушительным образом. Как известно, психология связана с другими науками и областями культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальных исследований динамики психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. Философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. В то же время, в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Особенно актуальна связь между педагогикой и психологией. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование. Основные исследовательские методы в психологии развития – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, диагностики психического развития, которое разворачивается во времени. Метод наблюдения - научный объективный метод, предполагающий планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды: по степени формализации (стандартизированное/не стандартизированное); по степени и характеру участия наблюдающего (открытое/скрытое, включенное/не включенное); по длительности (кратковременное/длительное, разовое/периодическое) и другие. Трудности: трудоемкость, большие временные затраты, субъективизм наблюдателя, необходимость психологической образованности. Ценность: не существует возрастных ограничений, длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых с целью создания условий, в которых выясняется психологический факт. Лабораторный эксперимент предполагает проведение в преднамеренно созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией. Строгий контроль. Недостаток – затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Эффект Хоуторна. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Естественный эксперимент – сохраняются первичные условия деятельности человека. Испытуемые могут не знать о проведении эксперимента => ведут себя естественно. Недостатки: не всегда точный, проблемы с этической стороной, необходим высокий уровень образованности психолога. Тест - кратковременное испытание для установления каких-либо индивидуальных особенностей. +Можно охватывать большую группу людей, легко проверять. –Нет возможности менять вопрос в зависимости от предыдущего ответа, люди могут выбрать определенный вариант ответов, нет возможности наблюдать изменения эмоций. Беседа – метод получения информации путем взаимообразного вопросно-ответного общения. +Возможность выбора вопроса в зависимости от предыдущего ответа, возможность наблюдать изменения эмоций в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера, охватывает маленькую аудиторию, нужно уметь хорошо и быстро ориентироваться в вопросах. Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. +Мало временных затрат на ее заполнение, возможность охватить большую аудиторию, мало затрат. –Нет возможности видеть реакцию на ответ, фиксированные вопросы, могут быть недостоверные ответы. Анализ продуктов деятельности используется в разнообразных целях. Анализируются рисунки, поделки, аппликации и пр. Для этого метода необходимо наблюдать за процессом создания, хорошо знать диагностики проверки. Социометрия – метод, применяющийся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения, улучшения и совершенствования. Лонгитюдное исследование – научный метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течении времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо признаки. Метод продольных срезов. Сравнительное исследование – сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы людей с разными отличительными особенностями и проводятся сопоставления их результатов. Метод поперечных срезов. По данным срезов строится усредненная кривая, которая наглядно показывается изменения с течением времени.
4? Развитие детства в истории человечества. Д.Б.Эльконин о развитии детства.
5? Кризис детства. причины и следствия кризиса детства.
? 6.особенности современного детства. Исторические типы детства по В.Т.Кудрявцеву.
?7.Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
8? проблема детерминации психического развития. Факторы психич.развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|