Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосоциальные стадии: Эриксона




Младенчество: базальное доверие/ недоверие. Первая психосоц. Стадия- от рождения до конца первого года.оральная стадия по Фрейду. Закладывается чувства доверия, уверенности, внутренней определенности.Главное условие выработки чуства доверия зависит от материнской заботы.Она должна его воспитывать его так,что бы у ребенка возникло ощущение последовательности, приемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое, может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. Чувство недоверия, страха возникает если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка или когда ребенок перестает быть для матери центром её жизни(возвращается к прежним занятиям,возвращается на работу. В разных культурах чувство доверия/ недоверия складывается по разному, но принцип один человек доверяет социуму исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное влияние ритуализации.главный ритуал- взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает его отношение с другими людьми в целом. Надежда- первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного решения конфликта «доверия/ недоверия».

Раннее детство: автономия/ стыд и сомнение(1-3г) по Фрейду- анальная стадия.

Биологическое созревание дает основу для появления новых возможностей для самостоятельного действия ребенка(стоять, ходить, карабкаться, умываться) Характеризуется формулой «Я сам, я то, что я могу»

Разумная дозволенность способствует становлению автономии(самостоятельность, отделение) ребенка. Если родители чрезмерно опекают у него возникает переживание стыда, сомнений и неуверенности в себе, слабоволие, приниженность.При удачном разрешении конфликта Эго включает себя волю, самоконтроль.При неудачно- слабоволие. Объяснение добра и зла, хорошо плохо, можно нельзя, красивый безобразный.

Возраст игры: инициативность/ вина(3- 6 л)

Разворачивается конфликт м/у инициативой и виной.Дети интересуются разными трудовыми занятиями, пробуют новое, контакт со сверстниками. Соц мир ребенка требует активности решения новых задач и приобретения новых навыков.Дополнит. ответсвтенность за себя младших детей и дом. Питомцев. «Я то, что я буду»Инициативность связана с качествами активности предприимчивости и стремлением атаковать задачу.На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми не только родителями. С готовностью поддается обучению и воспитанию. На этой стадии в результате принятия соц.запретов формируется СУПЕР ЭГО.возникает новая форма самоограничения.Родители поощряя его умения любознательность и т.д способствуют становлению ИНИЦИАТИВНОСТИ, расширению границ независимости.Опять же если родители жестко контролируют ограничивают возникает чувство вины.(пассивны, скованны, в будущем малоспособны к продуктивному труду)

Школьный возраст: трудолюбие/ неполноценность (6-12л) По Фреду соответствует латентному периоду.

К этому времени соперничество с родителями преодолено. В 6-12 лет выход ребенка за пределы семьи систематическое обучение.Уникальное в концепции Эриксона считается стремление и восприимчивость к обучению. «Я ТО, ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ». Обучаясь в школе приобщаются к правилам.Связанный со школой ритуал- совершенство исполения. Опасность этого периода в появлении чувства неполноценности, сомнение в своих способностях.

Юность: эго- идентичность/ ролевое смешение(от 12-13 до 19-23) САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПО МНЕНИЮ ЭРИКСОНА ПЕРИОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.

Возраст окончательного установления позитивной идентичности Эго.Подросток сталкивается с новым соц. Ролями и связанными с ними требованиями.Много размышляют придумывают идеалную семью. Религия там философия.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важнее вопросы: КТО Я? КУДА Я ИДУ?КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ? Задача подростка собрать воедино все имеющиеся знания о себе создать единый образ себя.(эго- идентичность)Ритуализация становится- импровизационной. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности душевного разлада и бесцельности.

В случае негативного разрешения кризиса возникает ролевое смешение (кризис идентичности)причиной этого идентификация себя с музыкантами актерами и т.д

При успешном разрешении конфликта возникает чувство- ВЕРНОСТИ.т.е способность делать свой выбор нати свой путь в жизни и оставаться самим собой.

Молодость: достижение близости/ изоляция (20-25л)

Формальное начало взрослой жизни.В целом период получения профессии, кхаживания, раннего брака, начало самостоятельной семейной жизни.Эриксон использует термин ИНТИМНОСТЬ(поддержание взаимности в отношениях слияние с идентичностью другого человека- главное условие прочного брака)

Гавная опасность излишняя поглощенность собой или избегание межличностных отношений.Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения ведущие к чувству одиночества социального вакуума и изоляции.

Правильный выход из кризисаЛЮБОВЬ.Важна романтическая эротическая сексуальная состовляющая..Истинная любовь и близость- способность доверять себя другому челоку и оставаться верным этим отношениям. Готовность разделить с ним все трудности.

Зрелость:продуктивность/ инертность(26- 64г)

Основная проблема выбор м/у продуктивностью и инертностью.Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех кто придет им на смену.о том как помочь им.Хорошо если есть чувство САМОРЕАИЗАЦИИ.Если у взрослых преобладает продуктивное деятельность то проявляется положительное качество- забота.Те у кого не преобладает продуктивность поглащаются собой.основной предмет заботы- их личные потребности.Эти люди не заботаться ни о ком и не о чем.С утратой продуктивности утрачивается функцианирование личности как члена общества.Жизнь превращается в удовлетворение собсвтенных нужд- ЭТО И ЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИСОМ ЗРЕЛОСТИ(чувство безнадеги, бессмысленности жизни).

Старость: целостность эго/ отчаяние (от 65-до смерти)

Завершает жизнь человека.Почти во всех ультурах этот период одолевание многочисленных нужд(убывание физич.силы, ухудшение здровья скромное материальное положение адаптированности смерти супруга/супруги, установление отношений с людьми этого же возраста)

Люди не думают о будущем а фокусируются на прошом,пережитом.пересматривают свои решения.

По мнению Эриксона для этой стадии характерен не тоько психосоциальный кризис но и СУМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ВСЕХ ПРОШЛЫХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ. Надо уверено говорить о том что я доволен собой действиями плодами своих трудов.Есть также люди которые думают о череде ошибок и нереализованных возможностей и ошибок.Осознают что слшком поздно начинать все сначала.Скрытый страх-смерти!!!Эриксон выделяет два вида настроения у этих людей: сожаления о том что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных ошибок и дефектов.Эриксон утверждает о том, что люди заинтересованные в сохрани собсвтенного Я должны гораздо больше делать чем просто размышлять!!!

 

 

?32. Эго-психология. Эриксона

Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго -психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав

акцент на развитии «Я» индивида. С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться. Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.

 

?33.Эпигенетический принцип эриксона

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с Эпигенетическим принципом Созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста. 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Всего Эриксон выделял 8 стадий психосоциального развития: Орально-сенсорная(рождение-1г)психосоц.кризис: Базальное доверие — базальное недоверие;сильная сторона:надежда; Мышечно-анальная(1-3) психосоц.кризис: Автономия — стыд и сомнение;сильная сторона: Сила воли; Локомоторно-генитальная(3-6) психосоц.кризис: Инициативность — вина;сильная сторона: Цель; Латентная(6-12) психосоц.кризис: Трудолюбие — неполноценность;сильная сторона: Компетентность; Подростковая (12-19)психосоц.кризис: Эго-идентичность — ролевое смешение;сильная сторона: Верность; Ранняя зрелость(20-25)психосоц.кризис: Интимность — изоляция;сильная сторона: Любовь; Средняя зрелость(26-65)психосоц.кризис: Продуктивность — застой;сильная сторона:забота; Поздняя зрелость(65-смерть)психосоц.кризис: Эго-интеграция — отчаяние;сильная сторона:Мудрость Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

 

 

? 34.основные понятия теории Эриксона.
Центральное понятие для Эриксона-понятие идентичность.
Личностаня идентичность-набор черт или индивид.характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от др.людей.
Эго-идентичность- субъективное чувство принадлежности к данной соц.группе. Приобритение э-идентич.,становление я-концепции,образ я в современном мире более важны для молодежи,чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.
Один из важнейших механизмов формирования идентичности- ритуализация-повторяющиеся формы поведения,осуществляющие взаимосвязь людей,обмен сообщениями. Имеет врожденную основу,постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.
Центральное положение теории: каждый человек на протяжении жизни проходит 8 стадий,на каждой из которой ему выдвигается соц.требование. Проблема,встающая перед индивидом в его соц.развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис- повторный момент развития,из которого человек может выйти как более адаптированным,так и нет. Успешное разрешение-поиск компромисса.
Благоприятный результат-включение в Эго нового позитивного качества. Исход конфликта может стать и неудачным,и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент. Нерешенная задача переходит на след.этап,где с ней справиться возможно,но еще трудней.
Таким образом,люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью- в этом и состоит эпигенетический принцип.
Об-во одобрительно относится к расширению возможностей человека,старается поддержать его в этой тенденции роста.
«решающая координация» между развитием индивидуизма и его соц.окружением- «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, об-во оказывает помощь развивающейся личности тогда,когда она особенно нужна. С т.з. Эриксона потребности и возможности поколений симметричны,что отражено в его концепции взаимозависимости. Необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса.

 

?35..стадии психосоц.развития личности по Эриксону.
Первые 5 кризисов Эриксона повторяют периодизацию Фрейда,т.к. Он взял это за основу. Только Эриксон акцентировал важность Эго,а не ОНО.
1.кризис доверия/недоверия до 1 года.младенчество.в этот период закладывается основа здоровой психологич.личности. Разрешение этого кризиса зависит от качества материнского воспитания,если у ребенка формируется доверие,то он воспринимает мир надежным,предсказуемым,и у него не будет проблем при отделении от матери.
2.кризис автономии и сомнения 1-3 года.раннее детство. Ребенку важно помочь уссваивать мир при разумных требованиях. У каждого ребенка к 3 годам должно формироваться представление «я сам,я то,что я могу». Формир.воля и самоконтроль. При аномальном развитии может развиваться слабоволие.
3.кризис инициативность/чувство вины 3-6 лет.возраст игры.если ограничивается свобода в игре,фантазии,воображении,то у ребенка формируется чувство вины.
4.кризис трудолюбие/неполноценность 7-12 лет.школьный возраст. Задача:научиться учиться. Большую роль в этом играют родители.
5.кризис идентичность/ролевое смешение 12-13;19-20.юность.кто я?какой я?куда иду?
6.кризис открытость/замкнутость20-25.молодость.создание семьи/поглощение собой,избегание контактов.
7.кризис творчества/застой 26-64.зрелость.забота о других/все для себя и только.
8.кризис целостности/отчаяние 65 и далее.старость.жизнь прожита не зря/все плохо, я много не успел.

 

?36. Концепция психического развития ребенка Пиаже

Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)

[Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.

[Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Формальные операции (11—15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

 

? 37..эгоцентрическое мышление в теории Пиаже.
Эгоцентрическая мысль яв-ся промежуточным звеном между аутентической и социализированной мыслями. Она остается аутентической,но обращена на умственное приспособление. Пиаже опирается на теорию Фрейда: «и психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату». Одна из заслуг психоанализа-различие между 2мя
родами мышления: один соц,способный быть высказанным,направленный необходимостью приноровиться к другим(логическая мысль); другой интимный,не поддающийся высказыванию(аутеническая мысль).под влиянием внешних факторов эгоцентрич.мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса 7-8 лет(«первый критический период»).
Занимает промежуточное место: оно направленно не столько на приспособление к действительности,сколько на удовлетворение желаний,но все же служит не только органическим потребностям и игре;оно выражается эгоцентрической речью. Говорит ребенок бесконечно больше,т.к. Не знает интимности своего я. Его мысли высказываются открыто,потому что не осознает себя в об-ве.
Разумное мышление- обработка,передача получаемой инф-ии.
Аутестическое- индивидуально,несообщаемо.

 

?38.Эгоцентрическая речь в теориях Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
При общении с детьми Пиаже обнаружил,что на раннем этапе развития речь ребенка не всегда направлена на другого человека, эта речь эгоцентрическая(направленная на себя).
Пиаже также выделяет социализированную речь,она ориентирована на партнера основной ф-ей воздействия и взаимодействия.
Эгоцентрическая речь Пиаже считается промежуточной между детским аутизмом и социализированной речью. Он считал,что постепенно эгоцентрическая речь исчезает.
Ф-ия эгоцентр.речи- удовольствие от разговора. В дальнейшем Выготский критиковал положение Пиаже о эгоцентрич.речи.
Пиаже эксперементально доказал,что эгоцентрич.речь также направленна на других и выполняет регулятивную ф-ию.
Пик эгоцентрич.речи приходится на 4-4,5 года и постепенно уменьшается,т.о.ребенок учится регулировать свое поведение.

 

? 39.стадии развития интеллекта Пиаже.
Стадия сенсомоторного интеллекта от рождения до 1,5 года. Развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится S- выделяет себя из окружения мира.
Стадия операционального мышления 2-7 лет. Развивается речь,активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления(трудность принять позиции других людей).
Стадия конкретных операций 7-8 до 11-12 лет.
Возможность давать логические объяснения своим действиям,переходить с одной точки зрения на другую. Понимание важных логических формул А=Б и Б=С,то и А=С и А+Б=Б+А. Способность объединить предметы в классы.
Стадия формальных операций 12-15 лет и далее. способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

 

?40 Классический бихевиоризм как наука о повидении

Классический бихевиоризм как наука о поведении

Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволюционной биологии, попытки использовать объективный метод при изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже XIX — XX вв. так называемой поведенческой психологии, бихевиоризма — науки о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию. Философскую основу этого подхода составила концепция английского философа Дж. Локка. Локк сформулировал представления о сознании ребенка при рождении как tabula rasa (чистой доске) и о значимости прижизненного опыта.

Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний. Локк выдвинул ряд идей об организации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения, одобрения и наказания.

Раскрытие конкретных механизмов обучения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка, в первую очередь бихевиоризма и теорий социального научения.

Простейший тип научения, при котором на основе непроизвольных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием.

Первым установил такой способ научения русский физиолог И.П. Павлов при исследовании физиологии пищеварения в условиях лабораторного эксперимента. Были созданы специальные условия кормления собаки. В экспериментальных целях звук колокольчика многократно предшествовал появлению пищи. Пища является безусловным стимулом; попадая в рот голодной собаки, она автоматически вызывает слюноотделение — безусловную реакцию или безусловный рефлекс. В результате систематического сочетания (звук колокольчика и получение пищи) ранее нейтральный стимул приобретает условный характер. Теперь звуковой сигнал уже как условный стимул начинает вызывать слюноотделение — условную реакцию на звук колокольчика. Условный рефлекс как новая форма реагирования на воздействие среды сформировался.

И.П. Павлов экспериментально установил несколько принципов классического обусловливания: угасание реакции, генерализация стимула, дифференциация стимулов, обусловливание высших (второго, третьего) порядков. Например, опытным путем доказано, что возможно угасание условного рефлекса, если в течение продолжительного времени звук колокольчика не подкрепляется появлением пищи. Однако после перерыва в опытах новое предъявление стимула вновь вызовет слюноотделение в ответ на звук, т.е. произойдет самопроизвольное восстановление условного рефлекса. Можно добиться выработки условного рефлекса на звук конкретного колокольчика особого тона (Дифференциация стимула), а можно выработать реакцию на подобный звук любого колокольчика (генерализация).

?41. Респондентное и оперантное поведение.

Механизм классического обусловливания до настоящего времени считается одним из основных в психическом развитии человека, но действие его ограничено лишь некоторыми, не самыми сложными формами поведения. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образованию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени (например, укол иголкой — отдергивание руки).

Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного ≪проблемного ящика≫ или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определенную реакцию. По данным

Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений -проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты (от англ. operate — действовать), из которых ≪отбирается≫ наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания. Метод ≪проб и ошибок≫ в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека.

Торндайк сформулировал четыре основных закона научения. 1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным). 3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций. 4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка — легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними. Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, к успеху, то они будут закреплены и повторены. Лабиринт в опытах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открыты в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно

организованном обществе чрезвычайно трудно.

 

? 42.законы научения Торндайка.
1.закон повторяемости(упражняемости). Суть в том,что чаще повторяется связь между S и R,тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону,реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте,силе и длительности повторения связей.
2.закон подкрепления(эффекта),в котором утверждается,что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию,при прочих равных условиях,более прочно связываются с ситуацией те,которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, т.к. Оказалось, что для ребенка важен результат любой его дея-ти,т.е. В конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление,неважно «+» или «-».
3.закон готовности,суть которого в том,что образование новых связей зависит от состояние S.
4.закон ассоциативного сдвига заключается в том,что если при одновременном появлении 2х разных раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию,то и другой приобретает способность вызывать ту же самую R. иными словами, нейтральный S,связанный по ассоциации со значимым,тоже начинает вызывать нужное поведение.

 

? 43. теория социального научения о психическом развитии ребенка.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.
Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» – как самоактуализация «Я-концепции». Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые ими теории более подробно.
А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица. Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась. Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения: 1) внимание к действию модели; 2) память о воздействиях модели; 3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное; 4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка: 1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни); 2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации); 3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу) Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей. Центральным компонентом науче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...