Психосоциальные стадии: Эриксона
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Младенчество: базальное доверие/ недоверие. Первая психосоц. Стадия- от рождения до конца первого года.оральная стадия по Фрейду. Закладывается чувства доверия, уверенности, внутренней определенности.Главное условие выработки чуства доверия зависит от материнской заботы.Она должна его воспитывать его так,что бы у ребенка возникло ощущение последовательности, приемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое, может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. Чувство недоверия, страха возникает если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка или когда ребенок перестает быть для матери центром её жизни(возвращается к прежним занятиям,возвращается на работу. В разных культурах чувство доверия/ недоверия складывается по разному, но принцип один человек доверяет социуму исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное влияние ритуализации.главный ритуал- взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает его отношение с другими людьми в целом. Надежда- первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного решения конфликта «доверия/ недоверия». Раннее детство: автономия/ стыд и сомнение(1-3г) по Фрейду- анальная стадия. Биологическое созревание дает основу для появления новых возможностей для самостоятельного действия ребенка(стоять, ходить, карабкаться, умываться) Характеризуется формулой «Я сам, я то, что я могу» Разумная дозволенность способствует становлению автономии(самостоятельность, отделение) ребенка. Если родители чрезмерно опекают у него возникает переживание стыда, сомнений и неуверенности в себе, слабоволие, приниженность.При удачном разрешении конфликта Эго включает себя волю, самоконтроль.При неудачно- слабоволие. Объяснение добра и зла, хорошо плохо, можно нельзя, красивый безобразный.
Возраст игры: инициативность/ вина(3- 6 л) Разворачивается конфликт м/у инициативой и виной.Дети интересуются разными трудовыми занятиями, пробуют новое, контакт со сверстниками. Соц мир ребенка требует активности решения новых задач и приобретения новых навыков.Дополнит. ответсвтенность за себя младших детей и дом. Питомцев. «Я то, что я буду»Инициативность связана с качествами активности предприимчивости и стремлением атаковать задачу.На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми не только родителями. С готовностью поддается обучению и воспитанию. На этой стадии в результате принятия соц.запретов формируется СУПЕР ЭГО.возникает новая форма самоограничения.Родители поощряя его умения любознательность и т.д способствуют становлению ИНИЦИАТИВНОСТИ, расширению границ независимости.Опять же если родители жестко контролируют ограничивают возникает чувство вины.(пассивны, скованны, в будущем малоспособны к продуктивному труду) Школьный возраст: трудолюбие/ неполноценность (6-12л) По Фреду соответствует латентному периоду. К этому времени соперничество с родителями преодолено. В 6-12 лет выход ребенка за пределы семьи систематическое обучение.Уникальное в концепции Эриксона считается стремление и восприимчивость к обучению. «Я ТО, ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ». Обучаясь в школе приобщаются к правилам.Связанный со школой ритуал- совершенство исполения. Опасность этого периода в появлении чувства неполноценности, сомнение в своих способностях. Юность: эго- идентичность/ ролевое смешение(от 12-13 до 19-23) САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПО МНЕНИЮ ЭРИКСОНА ПЕРИОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.
Возраст окончательного установления позитивной идентичности Эго.Подросток сталкивается с новым соц. Ролями и связанными с ними требованиями.Много размышляют придумывают идеалную семью. Религия там философия. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важнее вопросы: КТО Я? КУДА Я ИДУ?КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ? Задача подростка собрать воедино все имеющиеся знания о себе создать единый образ себя.(эго- идентичность)Ритуализация становится- импровизационной. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности душевного разлада и бесцельности. В случае негативного разрешения кризиса возникает ролевое смешение (кризис идентичности)причиной этого идентификация себя с музыкантами актерами и т.д При успешном разрешении конфликта возникает чувство- ВЕРНОСТИ.т.е способность делать свой выбор нати свой путь в жизни и оставаться самим собой. Молодость: достижение близости/ изоляция (20-25л) Формальное начало взрослой жизни.В целом период получения профессии, кхаживания, раннего брака, начало самостоятельной семейной жизни.Эриксон использует термин ИНТИМНОСТЬ(поддержание взаимности в отношениях слияние с идентичностью другого человека- главное условие прочного брака) Гавная опасность излишняя поглощенность собой или избегание межличностных отношений.Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения ведущие к чувству одиночества социального вакуума и изоляции. Правильный выход из кризисаЛЮБОВЬ.Важна романтическая эротическая сексуальная состовляющая..Истинная любовь и близость- способность доверять себя другому челоку и оставаться верным этим отношениям. Готовность разделить с ним все трудности. Зрелость:продуктивность/ инертность(26- 64г) Основная проблема выбор м/у продуктивностью и инертностью.Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех кто придет им на смену.о том как помочь им.Хорошо если есть чувство САМОРЕАИЗАЦИИ.Если у взрослых преобладает продуктивное деятельность то проявляется положительное качество- забота.Те у кого не преобладает продуктивность поглащаются собой.основной предмет заботы- их личные потребности.Эти люди не заботаться ни о ком и не о чем.С утратой продуктивности утрачивается функцианирование личности как члена общества.Жизнь превращается в удовлетворение собсвтенных нужд- ЭТО И ЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИСОМ ЗРЕЛОСТИ(чувство безнадеги, бессмысленности жизни).
Старость: целостность эго/ отчаяние (от 65-до смерти) Завершает жизнь человека.Почти во всех ультурах этот период одолевание многочисленных нужд(убывание физич.силы, ухудшение здровья скромное материальное положение адаптированности смерти супруга/супруги, установление отношений с людьми этого же возраста) Люди не думают о будущем а фокусируются на прошом,пережитом.пересматривают свои решения. По мнению Эриксона для этой стадии характерен не тоько психосоциальный кризис но и СУМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ВСЕХ ПРОШЛЫХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ. Надо уверено говорить о том что я доволен собой действиями плодами своих трудов.Есть также люди которые думают о череде ошибок и нереализованных возможностей и ошибок.Осознают что слшком поздно начинать все сначала.Скрытый страх-смерти!!!Эриксон выделяет два вида настроения у этих людей: сожаления о том что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных ошибок и дефектов.Эриксон утверждает о том, что люди заинтересованные в сохрани собсвтенного Я должны гораздо больше делать чем просто размышлять!!!
?32. Эго-психология. Эриксона Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго -психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии «Я» индивида. С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться. Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.
?33.Эпигенетический принцип эриксона Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с Эпигенетическим принципом Созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста. 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Всего Эриксон выделял 8 стадий психосоциального развития: Орально-сенсорная(рождение-1г)психосоц.кризис: Базальное доверие — базальное недоверие;сильная сторона:надежда; Мышечно-анальная(1-3) психосоц.кризис: Автономия — стыд и сомнение;сильная сторона: Сила воли; Локомоторно-генитальная(3-6) психосоц.кризис: Инициативность — вина;сильная сторона: Цель; Латентная(6-12) психосоц.кризис: Трудолюбие — неполноценность;сильная сторона: Компетентность; Подростковая (12-19)психосоц.кризис: Эго-идентичность — ролевое смешение;сильная сторона: Верность; Ранняя зрелость(20-25)психосоц.кризис: Интимность — изоляция;сильная сторона: Любовь; Средняя зрелость(26-65)психосоц.кризис: Продуктивность — застой;сильная сторона:забота; Поздняя зрелость(65-смерть)психосоц.кризис: Эго-интеграция — отчаяние;сильная сторона:Мудрость Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.
? 34.основные понятия теории Эриксона.
?35..стадии психосоц.развития личности по Эриксону.
?36. Концепция психического развития ребенка Пиаже Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде. В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций. Сенсо-моторный интеллект (0—2 года) На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет) [Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет) На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям. [Подпериод конкретных операций (7—11 лет) На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут. Формальные операции (11—15 лет) Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
? 37..эгоцентрическое мышление в теории Пиаже.
?38.Эгоцентрическая речь в теориях Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
? 39.стадии развития интеллекта Пиаже. В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.
?40 Классический бихевиоризм как наука о повидении Классический бихевиоризм как наука о поведении Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволюционной биологии, попытки использовать объективный метод при изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже XIX — XX вв. так называемой поведенческой психологии, бихевиоризма — науки о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию. Философскую основу этого подхода составила концепция английского философа Дж. Локка. Локк сформулировал представления о сознании ребенка при рождении как tabula rasa (чистой доске) и о значимости прижизненного опыта. Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний. Локк выдвинул ряд идей об организации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения, одобрения и наказания. Раскрытие конкретных механизмов обучения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка, в первую очередь бихевиоризма и теорий социального научения. Простейший тип научения, при котором на основе непроизвольных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием. Первым установил такой способ научения русский физиолог И.П. Павлов при исследовании физиологии пищеварения в условиях лабораторного эксперимента. Были созданы специальные условия кормления собаки. В экспериментальных целях звук колокольчика многократно предшествовал появлению пищи. Пища является безусловным стимулом; попадая в рот голодной собаки, она автоматически вызывает слюноотделение — безусловную реакцию или безусловный рефлекс. В результате систематического сочетания (звук колокольчика и получение пищи) ранее нейтральный стимул приобретает условный характер. Теперь звуковой сигнал уже как условный стимул начинает вызывать слюноотделение — условную реакцию на звук колокольчика. Условный рефлекс как новая форма реагирования на воздействие среды сформировался. И.П. Павлов экспериментально установил несколько принципов классического обусловливания: угасание реакции, генерализация стимула, дифференциация стимулов, обусловливание высших (второго, третьего) порядков. Например, опытным путем доказано, что возможно угасание условного рефлекса, если в течение продолжительного времени звук колокольчика не подкрепляется появлением пищи. Однако после перерыва в опытах новое предъявление стимула вновь вызовет слюноотделение в ответ на звук, т.е. произойдет самопроизвольное восстановление условного рефлекса. Можно добиться выработки условного рефлекса на звук конкретного колокольчика особого тона (Дифференциация стимула), а можно выработать реакцию на подобный звук любого колокольчика (генерализация). ?41. Респондентное и оперантное поведение. Механизм классического обусловливания до настоящего времени считается одним из основных в психическом развитии человека, но действие его ограничено лишь некоторыми, не самыми сложными формами поведения. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образованию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени (например, укол иголкой — отдергивание руки). Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного ≪проблемного ящика≫ или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определенную реакцию. По данным Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений -проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты (от англ. operate — действовать), из которых ≪отбирается≫ наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания. Метод ≪проб и ошибок≫ в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека. Торндайк сформулировал четыре основных закона научения. 1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным). 3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций. 4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка — легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними. Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, к успеху, то они будут закреплены и повторены. Лабиринт в опытах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открыты в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно организованном обществе чрезвычайно трудно.
? 42.законы научения Торндайка.
? 43. теория социального научения о психическом развитии ребенка. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|